Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей ЛЕКАРЬ: «Мы становимся страной не подпольных, а официальных миллионеров»

23 апреля, 2003 - 00:00


«В прошлом году более одного миллиона гривен задекларировали 170 граждан, а один — даже 40 миллионов. На сегодняшний день окончательных данных этого года еще нет, но с уверенностью могу сказать, что прошлогодний показатель уже превзойден.»

Налоговая среда является в Украине важнейшим фактором сдерживания экономики, отмечается в «Доктрине частной инициативы», разработанной координационно-экспертным центром объединений предпринимателей Украины. При этом налоговая политика государства, по определению авторов «Доктрины», построена на двойных стандартах: на словах декларируется снижение налогов, а на самом деле — общий уровень налогов не меняется или даже повышается. В «ответ» предприниматели совершенствуют методы управления незадекларированными денежными потоками и применяют новые схемы косвенного инвестирования, указывают «доктринеры» и призывают к отказу от проекта Налогового кодекса, принятого во втором чтении в конце 2001 года. Словом, налоговую ситуацию можно назвать неоднозначной. Официальные заявления, к которым можно отнести и интервью с начальником управления налогообложения физических лиц ГНАУ Сергеем ЛЕКАРЕМ, выглядят более оптимистично.

— Сергей Иванович, закончился срок подачи налоговых деклараций физическими лицами. Какой главный вывод можно сделать на основе анализа этих документов? Куда движется страна и налогоплательщики — к закону или от него?

— Да, 1 апреля декларационный период закончился. ГНАУ получила около двух миллионов деклараций. Теперь налоговые органы приступили к проведению перерасчетов, а значит, вручению налоговых уведомлений гражданам, которым положено доплатить какие-то деньги. Или, наоборот, сообщают о том, какие средства должны быть возвращены гражданам вследствие переплаты. Сейчас у нас еще нет полных данных, но с уверенностью можем говорить, что в этом году наши граждане (а также компании) смелее декларировали свои доходы, чем в прошлом году. Приятно, что поданные декларации свидетельствуют и об увеличении количества граждан, которые обязаны декларировать доходы, и об ощутимом росте доходов каждого из них. Декларации еще продолжают поступать. Кое-кто находился за пределами Украины, кто-то болел и находился в больнице, и для таких людей задержка с подачей декларации не является нарушением. А к тем, кто пропустил срок без уважительных причин, или не предъявил соответствующий документ, применяются административные санкции, что, конечно, не освобождает их от подачи деклараций. Но количество таких людей, по сравнению с прошлым годом, уменьшилось, и это также приятный фактор. Он свидетельствует о том, что в Украине начали лучше выполняться законы. Увеличилось также количество иностранных граждан, которые получают здесь доходы и, соответственно, о них сообщают и выплачивают налоги. Интересно, что сегодня многие граждане (их не десятки, а несколько сотен) готовы платить налоги даже с тех доходов, о которых ничего не знают налоговые органы. Они задекларировали доходы более 50 тысяч гривен, а значит сознательно платят значительные суммы. Это — знаковые решения, которые свидетельствуют об ощутимых изменениях в ситуации в нашей стране. Однако нельзя замалчивать и противоположные факты, когда налоговые органы выявляют людей, которые должны подать декларации и выплачивать налоги, но не сделали этого. Отрадно только, что в этом году такие граждане, получив соответствующее сообщение налоговой, выяснили все необходимые обстоятельства и сообщили о желании заплатить налоги. Их также было намного больше, чем в прошлом году. Итак, можно свидетельствовать, что налоговая культура в Украине в этом году ощутимо выросла.

— Вскоре парламент будет рассматривать и, будем надеяться, примет закон о налогообложении физических лиц, которым будут снижены соответствующие ставки. Не потеряет ли от этого бюджет страны? Существует ли сегодня согласие политических групп по поводу этого, ведь кому-то придется и терять?..

— Инициированный правительством проект данного закона принят в первом и втором чтениях. Он концептуально меняет ситуацию. Сегодня действует пять ставок налогообложения: 10, 15, 20, 30 и 40 процентов от полученного дохода. Проект закона на ближайшие три года предусматривает единую ставку — 13 процентов. Это дает реальную возможность прекратить соответствующие беседы о легализации теневой экономики, потому что таким образом правительство и депутатский корпус делают если не шаг, то первые полшага, направленные на легализацию доходов граждан. Чтобы действительно сделать такой необходимый шаг, вопрос нужно рассмотреть в комплексе, то есть также пересмотреть и размеры начислений на фонд оплаты труда. Это будет гарантией реального выведения всех доходов из тени.

Но резкое снижение ставок, повышение социальной льготы (так в проекте закона называется уровень заработной платы, который не облагается налогом и может равняться для граждан, имеющих доходы не больше прожиточного минимума, по разным предложениям или 50% минимальной зарплаты, или 1,4 прожиточного минимума, то есть 511 — 512 грн.) влечет за собой значительное уменьшение доходов бюджета. С целью компенсации этих потерь правительством и парламентом предлагаются меры по расширению базы налогообложения. В частности, речь идет о введении налогообложения дивидендов. Этот вопрос вызывает дискуссию. Позиция Налоговой администрации заключается в том, что с этого вида дохода следует собирать налог с физических лиц. В таком подходе, по моему мнению, соблюдается социальная справедливость. Любые доходы граждан (превышающие уровень социальной льготы) должны облагаться налогами по единой ставке. Именно в этом заключается социальная справедливость. Большую дискуссию вызывает также налогообложение процентов по банковским вкладам. Здесь все зависит от механизма налогообложения. По нашему мнению, льгот при этом не должно быть. Но на первом этапе, чтобы не повредить банковской системе, может применяться специальная ставка (предлагается 5%). Наша позиция, повторяю, заключается в том, что облагаться налогом должны все доходы, но к каждой их разновидности возможен свой подход. В ходе этих дискуссий налоговую службу обвиняют в намерении нарушать банковскую тайну. Но такое может произойти только в том случае, если организация, которой законом поручено удерживать данный налог, не сделает этого. Если банки, например, будут удерживать налоги с доходов, полученных гражданами от размещения средств на депозитах, то налоговой нет никакого смысла разбираться с каждым отдельным гражданином. Ведь общая сумма депозитов показана в банковском отчете, и стоит только умножить ее на установленный законодательством процент налога, как становится понятным, выполняется закон, или нет.

— Стоит ли, с точки зрения Налоговой администрации, проводить налоговую амнистию, без которой трудно надеяться на выход доходов и зарплат из «тени»?

— Уже несколько лет назад правительство предлагало провести налоговую амнистию. Тогда речь шла о том, что граждане, в свое время получившие существенные доходы, но не заплатившие налоги, могли выполнить свой долг и в дальнейшем свободно использовать свои средства. В законопроекте речь шла о том, что такой человек должен подать декларацию, оплатить надлежащие налоги (по минимальным ставкам — 5 или 10%) и выйти на так называемый нулевой цикл, то есть с этого момента он имеет право распоряжаться своими финансами и при их приросте в виде зарплаты выплачивать налоги только с этой разницы. Это был правильный подход. Сегодня на рассмотрение парламента внесено пять законопроектов о налоговых амнистиях, и каждый имеет свой уклон. Один рассчитан на то, чтобы вернуть деньги из-за границы, другой предусматривает легализацию средств совсем без уплаты налогов и тому подобное. Этого допускать, по нашему мнению, нельзя. Более того, амнистировать можно только уплатой налога. Пусть это будет сделано по низкой ставке, но неотвратимо. Однако в данных проектах подобное не предусматривается. Позиция налоговой заключается в том, что человек, который стремится амнистировать свои средства, должен отразить все полученные доходы в декларации. Предварительно он должен знать, какой процент от них ему положено уплатить в виде налога. А после того, как налоги уплачены, а средства вложены в Украине, или даже в определенных случаях за ее пределами, уже никто не имеет права устанавливать происхождение этих средств. Такова наша основная идея относительно амнистии. Мы предлагаем амнистировать средства после уплаты минимального процента, установленного законодательством, то есть 10%. Но правительство предложило 5%, рассматривалось даже 1%. При таких условиях это становится почти неощутимым для налогоплательщиков.

— Что вы думаете о дальнейшей судьбе упрощенных систем налогообложения, которые сыграли позитивную роль в становлении малого бизнеса (это общепризнанно)? Если их ликвидировать, то многие мелкие предприниматели могут снова вернуться в «тень».

— Согласен, в свое время такие системы сыграли чрезвычайно большую роль в легализации бизнеса людей, которые занимались этим без государственной регистрации и не платили налоги. Для них были созданы привлекательные условия: минимальные ставки и большая шкала (до 500 тысяч грн.). Но эта система, как оказалось, имеет и негативные последствия. Нашлись дельцы, которые скомпрометировали упрощенную систему, отмывая через нее средства, перекачивая деньги от юридического лица на физическое и выплачивая мизерные суммы налога. Был случай, когда физическое лицо получило доход по одноразовому соглашению с юридическим лицом на 499 тысяч 999 гривен и 98 копеек. В другом случае — на счет физического лица был перечислен даже миллион гривен. И каждый раз после этого уже никакая деятельность не осуществлялась. Но ведь закон об упрощенных системах создавался не для того, чтобы дать возможность злоупотреблять им, а для тех, кто, честно ведя свой бизнес, мог бы подняться на ноги. И они уже поняли вкус предпринимательства и предприимчивости, создали рабочие места. Но посчитайте: если бы налог с доходов физического лица платился по обычной ставке, то с 10 миллионов гривен государство, бюджет получили бы 4 миллиона (не учитывая начислений на фонд оплаты труда), а при упрощенной системе гражданин, который пользуется этой льготой, максимально уплатил бы только 2400 гривен. То есть, на самом деле — это тоже отмывание денег. Такими нарушителями, конечно, занимаются соответствующие органы... Поэтому в условиях, когда вводится единая и достаточно низкая ставка налогообложения доходов физических лиц, уже нет необходимости оставлять упрощенную систему. При этом мы предусматриваем, что система ведения налогового учета должна быть для мелкого бизнеса максимально упрощенной. По моему мнению, такие люди (с доходами до 100 — 120 тысяч грн.) вообще могут не вести учет своих расходов, ограничиваясь только хранением в хронологическом порядке документов, дающих представление о происхождении товара. Но те, кто зарабатывает миллионы, налог должны платить. И в этом мы уже нашли понимание с Госпредпринимательством: нужно сузить негативы и расширить позитивы, полученные в результате опыта применения упрощенной системы налогообложения. В частности, мы считаем, что упрощенные системы различного рода еще имеют право на жизнь в отношении так называемых самозанятых лиц. Но о какой упрощенной системе может идти речь, когда у предпринимателя десять или больше наемных работников, которым необходимо платить зарплату, перечислять средства на осуществление социальных гарантий?

— Возвращаясь к налоговым декларациям, хотелось бы узнать о наибольших состояниях нашей страны. У вас есть уже список первой десятки?

— Количество граждан, подающих декларации о значительных доходах, у нас растет из года в год. В прошлом году более одного миллиона гривен задекларировали 170 граждан, а один — даже 40 миллионов. На сегодняшний день окончательных данных этого года еще нет, но с уверенностью могу сказать, что прошлогодний показатель уже превзойден. Соответственно намного больше и таких граждан, кто может считать себя полумиллионерами. Это легальные доходы, с которых уплачены все предусмотренные законодательством налоги. И самое главное, что люди в Украине уже не боятся декларировать большие доходы. Они с гордостью платят налоги в своей стране. Но конкретных фамилий самых богатых людей мы не имеем права называть. Что же касается количества миллионеров, то полные данные будут получены после подачи всех деклараций, их проработки и обобщения — приблизительно в июне.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ