Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей ТУЛУБ: «Создателей» долгов следует привлечь к ответственности

5 ноября, 2003 - 00:00


Правительство предложило Верховной Раде ввести временный запрет на арест счетов генерирующих энергокомпаний по искам кредиторов. Соответствующий законопроект уже передан на рассмотрение депутатов. Тем временем настоящую осаду переживают сейчас украинские электростанции в связи с попытками довести их до банкротства. По словам министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, наиболее острая ситуация сложилась у компаний «Днiпроенерго», «Центрэнерго» и «Энергоатом». Именно после посещения Хмельницкой АЭС Президент Леонид Кучма в минувший четверг поручил Кабмину срочно разработать варианты решения проблемы долгов отрасли. После встречи Президента с руководителем «Энергоатома» Сергеем Тулубом выяснилось, что все банковские счета НАЭК блокированы по иску одного из кредиторов, компании «Киевоблавтодор». Очевидно, что во время отопительного сезона такая проблема непосредственно угрожает экономической безопасности страны. На вопросы об этой угрозе согласился ответить председатель правления «Энергоатома» Сергей ТУЛУБ.

— Президент инициировал мораторий на арест счетов генерирующих энергокомпаний сразу после посещения Хмельницкой АЭС. Толчком для такого решения стала именно ситуация в «Энергоатоме»?

— Вопрос кредиторской задолженности для нас стал действительно очень острой проблемой. Общий объем наших долгов составляет 5 миллиардов гривен. 2 миллиарда из них приходится на государственный бюджет, 800 миллионов — на фонд ядерного топливного цикла, а остальное — коммерческим структурам, то есть различным фирмам и фирмочкам. Очень много исков с их стороны на сегодняшний день удовлетворено, и это уже нарушает ритмичность нашей работы. Из-за того, что наши банковские счета арестованы, мы не можем рассчитаться за поставленное свежее ядерное топливо. У нас уже срываются графики по оплате. Это, конечно, создает чрезмерное напряжение в работе.

— Складывается впечатление, что большая часть долгов украинских энергокомпаний была создана искусственно. Что вы можете сказать по этому поводу относительно «Энергоатома»?

— Одновременно с разработкой законопроекта о моратории на арест счетов было принято решение и о создании следственной комиссии, которая разберется в истории создания долгов «Энергоатома». Эти долги складировались в 1997 — 1999 годах, когда был очень распространен бартер, зачеты, вексели и так далее. Денежных расчетов за поставку оборудования и выполненные работы тогда было мало. В договорах закладывалась пяти-, а иногда и десятикратная стоимость. А теперь они хотят по этим договорам получить живые деньги. Но в таком случае они просто из воздуха получают суперприбыли. Так что здесь нужно разбираться, откуда эти долги взялись, насколько они законны и что с ними дальше делать.

— По сути, вы обвиняете руководителей «Энергоатома», которые работали на вашей должности ранее?

— За последние семь лет, если посчитать, каждые семь месяцев руководитель менялся. Но те, кто заключал договора, по которым возникла такая задолженность, должны быть привлечены к ответственности. Многие из этих долгов незаконны, это однозначно. Это я вижу по проходящим судебным процессам.

— Расскажите в двух словах о разбирательстве с компанией «Киевоблавтодор», по иску которой и были арестованы счета «Энергоатома».

— Эта фирма тоже является истцом. Речь идет о возврате списанной в 2001 году задолженности. Списание произошло на основании принятого Верховной Радой закона и последующего решения Налоговой администрации. Мы списали 30 миллионов гривен с бухгалтерской отчетности, то есть у нас просто нет этих денег. Но они требуют.

— Как быстро, на ваш взгляд, парламент может утвердить закон о моратории на арест счетов энергокомпаний?

— Его нужно было утверждать вчера. Теперь все зависит от парламента. Законопроект уже передан на рассмотрение депутатов. Мы ждем от них этого решения.

— Насколько сложности, которые компания переживает из-за претензий кредиторов, могут повлиять на планы «Энергоатома» провести крупный выпуск облигаций?

— Конечно, эта проблема очень настораживает банки и подрывает наш имидж и возможности на рынке облигаций. Но одновременно банкиры видят, что в последнее время финансовая ситуация стабилизировалась и что при поддержке государства «Энергоатом» справится с имеющимися у него обязательствами. Так что, я думаю, они пойдут на эти риски.

— Когда «Энергоатом» планирует произвести выпуск облигаций?

— Предварительно мы планируем выпуск на конец ноября. График размещения уже разработан. После консультаций с банком, который будет заниматься нашим выпуском, мы решили, что есть финансовые возможности разместить облигации на сумму около 200 миллионов гривен. Если мы не осуществим этот заем, нам будет очень сложно продолжать придерживаться графика по строительству новых энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС.

— На сегодня этот график выполняется?

— Если смотреть с чисто технической стороны, то на сегодняшний день график выполняется. Есть кое-где отставание, кое-где опережение. Очень важно привлечь средства через облигации, потому что уже нужно поставлять оборудование. А за него требуется предварительно заплатить. Прежде всего, нужно закупить автоматизированные системы управления технологическим процессом. Они производятся на украинских заводах, таких, как северодонецкий «Импульс», кировоградский «Радий», харьковский «Хартрон». Это очень хорошо, что мы работаем именно с украинскими предприятиями, у нас нет зависимости от других стран.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ