Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Севастополю без флота нельзя. И с флотом тоже

Выхода из замкнутого круга не видно
23 декабря, 1998 - 00:00

В течение последних 80 лет Севастополь развивался исключительно как база военного флота. Не удивительно, что с флотом так или иначе был связан каждый житель города.

Общая численность сил ВМСУ и ЧФ Российской Федерации сегодня далеко не равна одному «доперестроечному» Черноморскому флоту. В последние годы произошло превращение профессии офицера из высокооплачиваемой и престижной во вполне рядовую как по доходам, так и по социальному статусу.

Это не замедлило сказаться на всей севастопольской инфраструктуре. Ведь на обслуживание военных были ориентированы городская культура и торговля, транспорт и система общественного питания. Без прежних «офицерских» денег они обречены влачить убогое существование.

Сокращение флотов привело также к тому, что практически замерла жизнь не только на «номерных» военных заводах, но и на крупных гражданских предприятиях Севастополя, в значительной степени ориентированных на обслуживание военно-промышленного комплекса — Морском заводе имени Орджоникидзе, заводах «Парус» и «Муссон», Балаклавском судоремонтном и других. Продолжается рост безработицы — по сравнению с прошлым годом зафиксировано увеличение числа зарегистрированных безработных в 1,8 раза, причем работников оборонной промышленности среди них 45%. По данным «Крымпрофинформа», скрытая безработица на предприятиях, относящихся к судостроению, составляет 21% от официально занятых в отрасли людей.

Перспективы тоже не радуют. Всем уже очевидно, что пройдет 10—15 лет — и Черноморский флот России из Севастополя уйдет. А что касается Военно-Морских сил Украины, то, по прогнозу их собственного Научного центра, «если не будет коренным образом изменено положение с проектированием и строительством боевых кораблей, то после 2005 года ВМСУ практически прекратят свое существование и превратятся в заурядную группу разнокалиберных и изношенных плавсредств». Таким образом, учитывая реальное состояние экономики нашего государства, севастопольцам нечего надеяться на привычного кормильца-поильца — флот.

Развитие Севастополя как торгового порта блокируется опять же существованием в нем военной базы. Сейчас в севастопольской бухте могут работать для приема пассажирских грузов только два причала. Остальные занимает военный флот — российский и украинский. Принимая во внимание сокращение числа боевых кораблей, большая часть причалов не используется. В остальных бухтах города — похожая ситуация, за исключением бухты Камышовой, где расположен Морской рыбный порт.

К слову сказать, если бы в городском бюджете осталась хотя бы половина тех средств, которые получит Украина от аренды причалов Черноморским флотом России, вопрос о медленном умирании города не стоял бы. По данным городского управления земельных ресурсов, каждый участок, арендуемый Черноморским флотом России в Севастополе, оценивается в среднем по 145 долларов США за квадратный метр. Некоторые участки, расположенные в центре, например причал «Минная стенка» «тянут» на 1,5 тысячи долларов за квадратный метр. Однако ни городские власти, ни тем более простые севастопольцы этих денег, скорее всего, никогда не увидят...

Развитие Севастополя за счет доходов от туризма — совершенно несбыточная мечта, несмотря на богатую событиями историю, расположение в городе Херсонесского историко-археологического заповедника и уникальных музеев, что, казалось бы, дает основание надеяться на приток туристов. Эта мечта несбыточна не только потому, что в городе отсутствуют высококлассные отели. Не только потому, что водоснабжение Севастополя — вода по графику три часа утром и три вечером, причем только холодная — приводит в недоумение даже достаточно закаленных жителей Украины, не говоря уж о нежных иностранцах. Но и потому, что никому не захочется смотреть на мертвые, грязные бухты, покрытые радужной нефтяной пленкой, а тем более в них купаться.

По данным Института биологии южных морей, на дне севастопольских бухт находится более 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Так что даже если путем строгого контроля (установить который практически нереально) исключить новые загрязнения воды военными и гражданскими кораблями и городской канализацией, нефти в море хватит еще надолго. Процесс самоочищения бухт затянется на многие десятилетия.

Севастополь сможет пережить нынешнюю кризисную пору, но только в том случае, если наше молодое государство все же окажется в силах достойно содержать такую дорогую игрушку, как боевой флот. Либо если некий гений найдет путь совмещения в одном месте несовместимого — базы военных кораблей и торгового порта, центра международного туризма и т.д. и т.п. Судьба Севастополя, как это было во все времена его существования, неразрывно связана с судьбой флота. Двести с лишним лет назад в конце

XVIII века флот превратил татарскую деревушку Ахтиар в крупный город. Сейчас, в конце ХХ, Севастополь вновь может превратиться в деревушку...

Людмила ПИВЕНЬ, корреспондент Крымского информационного агентства, специально для газеты «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ