О НЕОБХОДИМОСТИ
7 сентября 1992 года тогдашний Президент страны Леонид Кравчук издал
указ о создании управления военной стратегической разведки Министерства
обороны. Уже через год спецслужба была реорганизована — разведчиков-стратегов
МО и специалистов из разведуправления Генштаба объединили под крышей Главного
управления военной разведки.
Таким образом на сегодня единая структура должна удовлетворять потребности
как Генерального штаба, так и Минобороны. Когда начальником Генштаба был
Анатолий Лопата, а министром обороны — гражданский Валерий Шмаров, поговаривают,
что именно Генштаб стремился усилить свой контроль и влияние на деятельность
разведки. Следствием этого, в конце концов, могла стать ориентация спецслужбы
только на сугубо военные вещи. Примитивно говоря, речь шла бы о пушечках
и танкочках — где и сколько. Но оружие или расположение войск — это уже
конкретное оформление тех или иных военно-политических или военно-экономических
подходов тех или иных государств. Так что разведка в погонах, работающая
на Министерство обороны и руководство государства в целом, должна смотреть
далее и в корень, анализируя и прогнозируя последствия шагов, которые только
с течением времени попадают в зону интересов Генштаба.
На фоне такой логики раздавались мнения, что лучше было бы раздать каждой
сестре по серьгам и вернуться к старому, когда у Министерства обороны и
Генштаба — свои разведструктуры. Эта схема, однако, имеет свои недостатки.
Поэтому нынче сферы влияния на военную разведку размежеваны на основании
положения о полномочиях Минобороны и ГШ. Генштаб беспокоится о задаче и
порядке разведывательного обеспечения своих подчиненных штабов, проводит
оценку возможностей вооруженных сил других государств. Минобороны, в свою
очередь, определяет приоритеты и главные задачи военной разведки и обеспечивает
ее деятельность.
Правда, по большому счету, эти вещи за Минобороны и за министра конкретно
уже сделаны. Ведь в государстве существует принятая на уровне Президента
разведывательная программа. А с прошлого года расходы на потребности разведки
оборонного ведомства, пограничных войск и уголовной разведки МВД вместе
с координирующим их деятельность органом выделены отдельной строкой. (На
сегодня разве что разведка СБУ на это не соглашается.) В Главном управлении
разведки утверждают, что у них не существует задолженности по зарплате.
Учитывая общее состояние финансирования армии, это свидетельствует об элитности
службы в разведке. И о том, что на фоне сокращения Вооруженных сил именно
эффективная работа разведки вопреки всем неладам должна компенсировать
прогалины в боеспособности армии.
О РЕАЛЬНОСТИ
Когда в прошлом году руководителем военной разведки был назначен генерал
Игорь Смешко вместо Александра Скипальского, у разведчиков Минобороны зародилась
уверенность, что в дальнейшем руководство государства будет делать особую
ставку именно на их спецслужбу. Ведь генерал в то же время возглавлял и
комитет по вопросам разведки при Президенте. Эту структуру образовали еще
в 1993 году, и руководитель комитета должен отвечать за гармонию в деятельности
разведывательных служб страны, чтобы они не переходили друг другу дороги.
Однако недавняя глубокая кадровая «пропашка» в СБУ несколько подкорректировала
мечты военных. В данное время председателем комитета является экс-председатель
СБУ Владимир Радченко. Игорь Смешко — на должности заместителя. Однако
эти перемещения скорее являются лишь отголоском принципиальных изменений
в верхушке СБУ, чем признаком каких-то подходов к ориентации разведслужб.
Хотя стоит внимания деталь — Радченко является заместителем секретаря СНБО
Владимира Горбулина. Так что можно утверждать, что нынешний руководитель
комитета уже не имеет тех полномочий, которые до недавнего времени имел
Игорь Смешко при прямом доступе к Президенту.
Но эти изменения повлияли на планы разве что генералов, принципиально
не сказавшись на ситуации в ГУВРе. В пределах своих возможностей разведка
МО стремится совершенствоваться. Нынче в ее составе — подразделения, выполняющие
стратегические задания за границей, информационно-аналитическое управление,
радио- и радиотехническая разведка, собственное управление кадров. При
Академии ВСУ действует Институт военно-дипломатической службы, основным
заданием которого является подготовка кадров для военной разведки. Наши
штирлицы говорят, что их ни разу не привлекали к выполнению силовых операций.
В политику не вмешиваются. Провалов за границей не было. Но, было бы странно,
чтобы разведка — не только наша, а любая — вдруг отважилась назвать какие-то
свои промахи. На вопрос о том, как ГУВР обезопасивает себя от того, чтобы
ее люди работали только на интересы собственной страны, руководящие лица
ответили так: «во-первых, это тщательный подбор кадров, во-вторых, — социальная
защита сотрудников, забота о них и об их семьях и в-третьих, — эффективная
работа собственной службы безопасности».
О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Раньше случалось, что офицеры из армейских частей военной разведки проявляли
желание перевестись на службу в СБУ. Однако в «верхах» не признавали и
не признают конкуренции между разведками СБУ и МО. Неизменно негативным
остается и отношение двух спецслужб к идеям их слияния — ведь размежевание
заданий внешних разведок связано со специфическими потребностями потребителей.
Какими бы на самом деле ни были взгляды «бойцов невидимого фронта» на свое
будущее, рядового гражданина страны-налогоплательщика в дальнейшем должно
интересовать упрочение демократического контроля над их деятельностью.
Пока система противовесов в жизни спецслужб «висит» только на исполнительной
ветви власти. Закон о внешней разведке Украины, разговоры о необходимости
которого ведутся уже не первый год, и до сих пор не принят. Проект закона,
однако, уже существует. Хотя нынче никто не в силах с уверенностью сказать,
не захочет ли обновленный парламент внести в его содержание принципиальные
изменения. Например, влиять на назначение руководителей разведслужб или
следить за использованием средств. Так что золотую середину между эффективным
контролем за работой спецслужб и их исправной деятельностью в Украине предстоит
еще найти.