20 декабря СБУ был задержан чиновник секретариата украинского Кабмина, заместитель руководителя протокола главы правительства Владимира Гройсмана — Станислав Ежов. Ежова, который считается одним из лучших переводчиков Украины, подозревают в госизмене, а именно в сотрудничестве со спецслужбами Российской Федерации. До того Ежов работал в посольстве Украины в США и даже в Администрации Президента Украины. На самом деле с премьер-министром Украины Гройсманом задержанный начал работать еще в Верховной Раде и, соответственно, вместе с ним перешел работать в Кабинет Министров.
На месте задержания вечером оказались корреспонденты «Прямого» канала, которые и транслировали в онлайн-режиме задержание чиновника. Задержали Ежова на рабочем месте в Кабинете Министров и в наручниках отвезли в СИЗО. В то же время начальник департамента контрразведки СБУ Алексей ПЕТРОВ сообщил СМИ, что «чиновник имел доступ к довольно узкой инсайдерской информации Кабинета Министров. Он пользовался уважением. Он очень ответственно, старательно и творчески работал на российские спецслужбы. Он работал как настоящий шпион. Однако он изменник, он работал довольно инициативно, передавал информацию, похищал документы, подслушивал новости, искал информацию среди коллег и исправно передавал ее российским спецслужбам, своим кураторам, на которых он работал».
«Была проведена оперативная работа, в ходе которой мы зафиксировали его незаконную деятельность, задокументировали факт его сотрудничества, — объяснил Алексей Петров. — И, согласно УПК, передали наши наработанные материалы в следственные органы. Далее — процесс».
О Ежове теперь известно, что его жена — Юлия Мирошникова, гражданка России, у которой в Сбербанке России размещены два вклада, в том числе в российской валюте. Ежов владеет квартирой в Киеве, которая была приобретена в 1997 году. В мае 2016 года задержанный прошел проверку в соответствии с законом «Об очистке власти» и был допущен к работе. Этот момент вызывает вопрос — как проводилась такая проверка и можно ли доверять другим чиновникам, которые ее прошли? По официальным данным СБУ, чиновник был завербован во время долговременной загранкомандировки. Некоторые СМИ распространили «сенсационную» информацию о том, что Ежов в быту пользовался русским языком. Блогеры, в свою очередь, иронически предложили СБУ проверить на всякий случай информацию об украинских чиновниках, которые имеют российские паспорта, например, мэре Одессы Геннадиие Труханове. На фоне многих откровенно пророссийских персон, наподобие Виктора Медведчука, Михаила Добкина и других, разоблачение российского агента Ежова выглядит неубедительно. Практика же предоставления паспорта за одну ночь вообще создает ощущение, что топовые чиновнические и политические должности превратились в «проходной двор».
«Что касается конкретного случая с задержанием сотрудника Секретариата Кабмина Украины Ежова, то это дополнительный пример того, о чем не раз приходилось говорить раньше, что главное и наиболее профессиональное направление работы Службы безопасности Украины — это контрразведка, — комментирует «Дню» председатель СБУ (2003—2005 гг.) Игорь СМЕШКО. — И мы можем лишь поздравить руководство СБУ с этим очередным успехом в этом направлении работы. Могу прибавить, что еще в планах реформирования СБУ в 2003—2004 годах предусматривалось, кроме выделения из СБУ разведывательного компонента и создания на его базе Службы внешней разведки, постепенное избавление СБУ от несвойственных ей правоохранительных функций в сфере обычной экономической деятельности. На что сейчас в обществе накапливается критическая масса нареканий, которая, очевидно, вредит авторитету и имиджу Службы в целом. Речь шла о превращении СБУ прежде всего в национальный контрразведывательный орган с концентрацией основных сил и ресурсов, которые не безграничны, именно на контрразведывательной защите национальных интересов Украины. Но решение этого вопроса напрямую зависит уже не от руководства Службы, а от политической воли высшего руководства нашего государства».
Таким образом «война задержаний» шпионов продолжается, хотя задержание в Украине чиновника из дипломатической службы, максимально приближенного к главе правительства, является ситуацией исключительной. Уровень проникновения шпионов на разных звеньях, которое происходило в течение десятилетий, трудно даже себе представить. Не просто внедрение в украинские структуры, но и вербовка именно среди украинских граждан (чиновников, военных, спецслужбистов и тому подобное) шпионов российским агрессором является еще одним элементом гибридной войны РФ против Украины. К сожалению, так как украинская сторона в данной ситуации вынуждена обороняться, ей сложнее приходится перехватывать инициативу в этой тонкой сфере защиты национальных интересов. Девальвация же государственых институций (например гражданства) создает в этом плане еще больше проблем.