Возродить историческую память украинского народа могут, прежде всего, исторические факты (архивные материалы) — документы. От Советского Союза Украине досталось огромное наследство архивных документов, в частности, карательно-репрессивных органов тоталитарного режима. Эти материалы сегодня хранятся в Отраслевом государственном архиве Службы безопасности Украины. В течение длительного времени Службой безопасности Украины ведется кропотливая работа по их рассекречиванию: это делается для того, чтобы украинские граждане правильно оценили свое прошлое и увидели настоящую правду неидеологизированной истории. Беседуя с директором Отраслевого государственного архива СБУ Владимиром Вьятровичем, я убедился, что на самом деле Служба безопасности Украины еще не имеет общегосударственной поддержки в вопросе решения исторических проблем.
Как сообщала ранее газета «День» (читайте № 177 (2857) за 3 октября 2008 года), в Киеве при Отраслевом государственном архиве СБУ начал роботу Информационно-справочный зал (открытый электронный архив), призванный упростить доступ к использованию документов, находящихся в архивах СБУ. Сейчас работа продолжается, и в конце этого месяца такой же зал будет открыт в городе Харькове, кроме этого, в дальнейших планах есть намерение начать работу открытых электронных архивов во Львове и Виннице. Более подробно о работе архива СБУ, отношении России к Голодомору и другом читайте в интервью с директором Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины Владимиром ВЬЯТРОВИЧЕМ
— Владимир Михайлович, Информационно-справочный зал при Отраслевом государственном архиве Службы безопасности Украины работает с 2 октября 2008 года. Кто за это время чаще всего его посещал? Какие документы больше всего интересны для граждан Украины?
— Чаще всего Архив СБУ посещают две категории людей: первая — люди, занимающиеся специальными научными исследованиями (студенты, аспиранты, ученые); вторая — те, кто имеет в своих семьях пострадавших от советского тоталитарного режима, кто ищет информацию о своих родных. Интерес вызывает практически вся история Украины XX века, а наибольшей популярностью пользуется информация об украинском повстанческом движении 1940—1950 гг. Возросла заинтересованность посетителей темой Голодомора 1932—1933 годов, особенно после того, как эта тематика была поставлена на повестку дня государственного и общественного обсуждения. Важно отметить, что в Информационно-справочном зале документы за период Голодомора представлены не только в электронном виде, но и рядом печатных изданий: сборники «Рассекреченная память», «Зеркало души народной», совместный украинско-польский том серии «Украина и Польша в 30—40-х гг.» и другие.
— Во время открытия Информационно-справочного зала и.о. главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко обратился к присутствующим с просьбой предоставить собранные ими документы для расширения информационной базы и их использования посетителями. Много ли у граждан подобных документов и насколько активно предоставляются собранные ими документы?
— В первую очередь, мы сотрудничаем с общественными организациями. В течение длительного времени — со времен провозглашения независимости Украины — они специально занимаются сбором подобных материалов и, соответственно, действительно имеют большие архивы. Здесь я хотел бы отметить Центр исследований освободительного движения, который имеет собственный электронный архив освободительного движения 20—30-х гг. и готов часть материалов передать. Мы активно сотрудничаем с Киевским «Мемориалом», владеющим редкими документами и видеоматериалами, и очень надеемся, что часть этих материалов будет передана Информационно-справочному залу при Отраслевом государственном архиве СБУ. Отдельные граждане еще не предоставляли нам документы, но, считаю, это вопрос времени. Мы постоянно будем обращаться к людям с просьбой передать существующие, возможно, у них документы для открытия неизвестных страниц украинской истории.
— Известно, что в Отраслевом архиве СБУ ведется работа над рассекречиванием документов, связанных с деятельностью советских органов безопасности и историей украинского освободительного движения. Ведется ли подобная работа с другими архивными документами, имеющими важное значение для украинской истории?
— В Отраслевом архиве содержится много документов за весь период существования Советского Союза. До этого времени мы в основном занимались тематикой Голодомора и украинского освободительного движения, большинство из этих материалов представлено в Открытом электронном архиве. Далее мы сосредоточим свою работу над темами великого террора 1937—1938 гг., диссидентского движения 60—70-х гг., другими трагическими страницами нашей истории. К сожалению, Архив не имеет данных до 1917 года, также многие документы до середины 40-х годов были потеряны во время Второй мировой войны. Сегодня наша задача — при помощи существующих материалов раскрывать тайны, чтобы люди знали обо всей трагичности советского периода существования украинского народа.
— К каким архивным документам доступ остается ограниченным и какие решительные шаги должна предпринять власть (какого уровня) для рассекречивания этих материалов? Сколько лет нужно для проведения такой работы?
— Для того, чтобы рассекретить архивные материалы и сделать их доступными для общественности, мы должны придерживаться действующего законодательства. Сегодня существует много законодательных ограничений, наложенных законами «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях», «О государственной тайне», «Об информации», которые уменьшают возможность использования определенной информации, хранящейся в наших архивах. Дело в том, что многие документы находятся еще под советским грифом «Совершенно секретно», и, соответственно, эти материалы до сих пор не рассекречены. Сразу невозможно рассекретить все документы, поэтому мы пытаемся работать с самыми интересными. Критериями отбора являются рекомендации двух научных отделов Архива и, конечно, запросы граждан. Наиболее конфиденциальна информация об отдельных гражданах — на нее наложено ограничение на 75 лет. Изменить это могут законы, которые должна принимать Верховная Рада Украины.
— Президент России Дмитрий Медведев на приглашение украинского Президента Виктора Ющенко посетить Киев и почтить память жертв Голодомора 1932—1933 годов ответил отказом, использовав при этом в своем письме словосочетание «так называемый Голодомор». Как вы считаете, в чем кроется глубинная (психологическая) причина непризнания Россией Голодомора?
— На мой взгляд, в России сейчас происходит настоящая ревизия истории в направлении ренессанса неосталинистских тенденций. Россия долгое время была в авангарде раскрытия некоторых белых пятен в истории бывшего Советского Союза, в частности и репрессий сталинского режима. Где-то до середины 90-х гг. российские исследователи, имевшие доступ к уникальным материалам советских карательных органов, по сути, задавали тон всем тогдашним научным исследованиям. Но потом, к сожалению, ситуация кардинально изменилась и сегодня наблюдаем обратный процесс — исследования не просто свернуты, а наоборот, происходит информационная пропаганда образа «Сталина-менеджера». Соответственно, вся информация, идущая вразрез с направлением пропаганды современной российской власти, замалчивается или критикуется. Украина, в свою очередь, продолжает начатые в 90-е гг. исследования по раскрытию своей истории, поэтому сегодня наша работа и противоречит направлению, избранному Россией.
Тематика Голодомора оказалась в эпицентре этого противостояния потому, что геноцид украинского народа показывает настоящую суть советской власти, ее античеловеческий и тоталитарный характер. Такая постановка вопроса, конечно, выбивает почву из-под тех политиков, которые продолжают выстраивать логику своих действий на основе советских мифологем, что якобы должно содействовать усилению современного российского государства. Сегодня мы наблюдаем, по сути, информационную войну, особенно относительно вопросов истории. Если российские власти не смогут осудить советское прошлое, они постоянно будут говорить о несуществовании Голодомора как геноцида украинской нации. Но, я считаю, Украине не следует обращать внимание на подобные необоснованные утверждения, а нужно продолжать свои исследования и рассказывать правду всем — как украинцам, так и миру.
— В России происходит возрождение не только «Сталина-менеджера», но и определенных имперских стремлений, а это две совершенно разные идеологии.
— Это разные идеологии, но их объединяет то, что Советский Союз сегодня представляется в позитивном образе как продолжение Российской империи, которая в советский период достигла своего наибольшего расцвета. Соответственно, опираясь на эту логику, Сталин становится в один ряд с таким великим российским императором, как Петр I, или даже с Иваном Грозным. Сталин — это человек, который способствовал распространению российского влияния на 1/6 земной поверхности, и именно он положил начало процессу объединения имперского и советского. Неслучайно Сталин восхищался Иваном Грозным.
— Сейчас между Украиной и Россией сложились очень напряженные двухсторонние отношения, но все же, существует ли взаимообмен между архивами СБУ и ФСБ?
— К сожалению, сегодня российские архивы, принадлежащие ФСБ, являются наиболее закрытыми не только для украинских исследователей, но и для российских ученых. Мы периодически обращаемся к российской стороне с различными предложениями относительно обмена материалами, но часто в ответ слышим отказы или даже отписки наподобие «ознакомьтесь с такой литературой». Конечно, мы знакомы с этой литературой и не нуждаемся в помощи такого рода от россиян. Но я надеюсь на потепление наших отношений и уверен в том, что российские историки заинтересованы работать с украинскими архивами так же, как и украинские ученые с российскими. Примером здесь может служить взаимная работа украинских и польских коллег с архивами обеих стран.
— Доступ к ранее засекреченным документам СБУ открыт. Произойдет ли моральное очищение украинского народа, ведь существует очень много противоречий внутри самого общества, и во многом это связано со сложной историей Украины?
— Через открытие истории при помощи документов обязательно произойдет моральное очищение украинского народа. На самом деле в нашей истории очень много пропагандистских осадков, и для того, чтобы в них разобраться, человек должен сам найти отвагу перечитать документы, посмотреть и понять всю трагичность украинской истории. Я считаю, если это будет сделано в масштабах общества, тогда многие противоречивые вопросы относительно прошлого отпадут. Самое главное, что это не позволит и далее осуществлять информационные провокации. Люди, которые самостоятельно разберутся в собственной истории, никогда не поверят в мифы, что УПА была осуждена Нюрнбергским процессом или что Голодомор стал следствием природной засухи.
— Насколько сегодня государство содействует работе Отраслевого государственного архива СБУ по рассекречиванию тайных документов?
— В парламенте лежат крайне необходимые законопроекты для улучшения работы по рассекречиванию документов, но они не принимаются, потому что парламентарии, в первую очередь, заняты вопросами экономического кризиса, хотя, при чем здесь одно к другому — непонятно. Несмотря на это, Отраслевой архив СБУ продолжает работу над неизвестными страницами украинской истории, главным образом, при поддержке Президента.
— Вы как историк, который много работает с архивными документами, то есть с фактами украинской истории, в чем видите причину нынешнего перманентного политического кризиса в Украине? Какие пути выхода из этой ситуации вы можете предложить?
— Причины в том, что на украинцах до сих пор отражается печать безгосударственного народа, соответственно, есть серьезная проблема с авторитетом власти вообще. Сегодня украинцам слишком сложно воспринимать украинцев как представителей власти. Безгосударственность Украины на протяжении истории делала любую власть автоматически вражеской, как следствие, украинскому народу сегодня не хватает умения объединиться и направить свои усилия на конструктив и позитив.
Современным политикам я хотел бы посоветовать подумать над тем, что именно государство для украинцев является наибольшей ценностью. Это тот инструмент, который способен защитить нас от всяческих трагедий, которые мы переживали в течение своей безгосударственности. В свою очередь, важно, чтобы люди поняли, что есть периоды в истории, когда нужно жертвовать своим временем и усилиями, чтобы способствовать развитию своей страны.