Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Символ шансов»

26 сентября на 77-м году жизни ушел из жизни украинский политический деятель Иван Салий
28 сентября, 2020 - 19:16
ФОТО С FACEBOOK-СТРАНИЦЫ МИХАИЛА ПОЖИВАНОВА

По сообщения СМИ, у бывшего главы Киевской городской государственной администрации оторвался тромб. До последнего Иван Николаевич был довольно активным, возглавлял Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий, много работал.

Иван Салий родился на Черниговщине в 1943 году, работал в Киеве на заводе «Ленинская кузница», затем главным инженером завода «Киевторгмаш», занимал должность первого секретаря Подольского райкома КПУ в Киеве. В 1990-1992 годах — председатель Подольского районного совета народных депутатов и Подольского райисполкома, депутат Верховной Рады Украины I созыва.

С 20 марта 1992 года по 12 апреля 1993 г. был первым главой КГГА. В 1993 году занял должность префекта университета «Киево-Могилянская академия». Позже работал руководителем Контрольной службы президента Украины, советником премьер-министра Украины, президентом Ассоциации народных депутатов, руководителем Центра развития городов, первым заместителем исполнительного директора Ассоциации городов Украины.

В 1999-2000 и 2002-2003 годах был заместителем главы КГГА, начальником Главного управления транспорта, затем был первым заместителем министра Министерства транспорта Украины по связям с Верховной Радой.

В 2008 году возглавил Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий, а в 2009 году — Комитет предпринимателей производителей строительных материалов и изделий при Торгово-промышленной палате Украины.

Что известно о Иване Николаевиче, каким он был в жизни, в политике, чем отличался от других и какой след оставил в советской и украинской истории?

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МУЗЕЕМ ГЕТМАНСТВА

«ИВАН САЛИЙ ВОШЕЛ В УКРАИНСКУЮ И ВСЕСОЮЗНУЮ СОВЕТСКУЮ ПОЛИТИКУ НА ВОЛНЕ ПЕРЕСТРОЙКИ»

Константин Матвиенко, политический эксперт:

— Иван Салий вошел в украинскую и всесоюзную советскую политику на волне перестройки. Как первый секретарь Подольского райкома партии запомнился инициативой малоэтажной застройки старого Подола. Тогда эти сооружения выглядели архитектурной новацией. Позже горячо поддержал создание Киево-Могилянской академии и передачу ей зданий Киевского Высшего Военно-Морского политического училища. В общении был простым, подчеркнуто открытым человеком. Не льстил начальству, шел на открытые споры с ним. Хорошо разбирался в принципах и процедурах самоуправления. И для времен Кравчука и Кучмы был слишком яркой фигурой, чтобы его терпели на высоких должностях.

«ЕСЛИ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ ИМЕЛ ПОЗИЦИЮ, ТО ОН НЕ СОГЛАШАЛСЯ НИ С КЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ И С ПРЕЗИДЕНТОМ»

Михаил Поживанов, политик, общественный деятель, доктор технических наук:

— Я знал Ивана Николаевича со времен независимости, и когда работал мэром Мариуполя, и когда был заместителем главы КГГА. Это был очень профессиональный человек. Знаете, в каждом политике я очень ценю его стержень, когда человек не подстраивается под обстоятельства, и у него есть свое видение. Если Иван Николаевич имел позицию, он не соглашался ни с президентом Леонидом Кучмой, ни с кем-либо еще, мог выражать мнение президенту Леониду Кравчуку, будучи его представителем в Киеве. Мастерство и умение управлять ему помогало, так как высшие органы прислушивались к его точке зрения. Сначала он был в очень напряженных отношениях с Александром Омельченко, но потом мы вместе много работали, он много мне подсказывал, мы даже дружили.

Конечно, в моем понимании Иван Салий ушел из жизни очень рано. В последние годы он возглавлял Ассоциацию строителей Украины, и действительно работал над тем, чтобы сделать прозрачными условия для получения разрешений, строительства, ответственности. С одной стороны, защищая строителей, одновременно защищая инвесторов. Поскольку за каждую бумажку существуют тарифы, непонятные теневые схемы, он делал все возможное, чтобы все работало в открытую. Можно сказать, что он действительно находился в активной жизненной позиции до последнего дня.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«СЕГОДНЯШНИМ ОБЛИКОМ КИЕВСКОГО ПОДОЛА МЫ ОБЯЗАНЫ ИМЕННО ИВАНУ САЛИЮ»

Сергей Дацюк, украинский философ:

— Думаю, что это была очень веселый, профессиональный, и, по большому счету, честный перед собой человек. Как бы там ни было, особых преступлений ему предъявить не смогли, хотя очень старались. Я действительно был с ним знаком, консультировал его, заходил к нему и после отставки, мы вели с ним беседы, где он проявлялся больше как человек, чем как политик. Он принадлежал к старому поколению, но как старый хозяйственник он был на высоте. Например, сегодняшним видом Подола мы обязаны именно ему, и это киевляне навсегда запомнят. Светлая память.

«ЧЕЛОВЕК НЕПАРТИЙНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ, ИВАН САЛИЙ ОЛИЦЕТВОРЯЛ ТО СМУТНОЕ ВРЕМЯ И ЗАДАВАЛ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СТИЛЬ»

Лариса Ившина, главный редактор газеты «День»:

— Я начинала свою работу в журналистике в доперестроечный период: тогда было очевидно, что не так много людей в коммунистической правящей партии способны поддержать идеи обновления общества. На то время Иван Салий был фактически легендарной фигурой, в определенной степени символом шансов, поэтому в некоторой степени драматично, что, в конце концов, эти шансы были частично утрачены.

В сегодняшних реалиях прозвучит несколько экзотично, но тогдашний райком партии был центром многих творческих и свободных людей, к тому же он находился на Подоле. Напомню, что все движения за сохранение исторического Подола, обновление Андреевского спуска впоследствии поддерживались самим Иваном Салием.

Была история, когда он бросил вызов Владимиру Щербицкому, что на то время было невиданной смелостью, был даже период, когда его называли украинским Ельциным. Конечно, большой консерватизм тогдашней компартии не позволил ему полностью реализовать свой потенциал, потому что номенклатура старого типа не позволила победить демократической платформе компартии. Это было одним из крупнейших поражений, что впоследствии привело к становлению олигархической модели в Украине.

Салий действительно был олицетворением шансов: да, ему не хватало фундаментального образования, он это прекрасно сам осознавал, а потому никогда не упускал случая учиться и очень ценил журналистов, от которых мог что-то взять. Помню, что ему очень понравился заголовок одного интервью, которое я с ним записывала: «Мы разучились любить свободу». Мне кажется, он был значительно более глубоким человеком, чем те возможности которые ему выпадали, однако, не теряя оптимизма, Иван Николаевич находил применение в том, что проводил практические изменения. Думаю, что множество людей вспоминают его с теплотой и благодарностью, говоря о том, что он очень много еще мог сделать.

Иван Салий — человек непартийного типа поведения, он олицетворял те бурные времена и задавал определенный стиль.

Можно спорить о методах управления городом, а впоследствии столкновении двух стихий — Ивана Плюща и Ивана Салия. Однако главными были его стимулы для обновления, ведь напомню, что эта строительная вакханалия в Киеве началась уже после него: Салий заботился и хотел сохранить неповторимый образ и Подола, и Киева. Негативные тенденции пришли уже после его отставки, в том числе и потому, что такие люди, как он, которые сохранили связь с народом и стояли на пути аппетитов по пожиранию Киева, были отстранены.

Киев времен олигархата — уничтоженные зеленые зоны, застройка, утыканный высотками центр, и я думаю, что был потерян шанс для другого Киева. Был сделан выбор между Киевом Вашингтона и Киевом Нью-Йорка. Киев — исторический город, который своими семью холмами, как второй Иерусалим, мог бы привлекать туристов. В то время как Киев бетона никому не интересен, кроме производителей бетона.

Была целая жизненная страница, когда Иван Николаевич работал в контрольной комиссии при президенте Кучме: там он впервые столкнулся с Деркачем, которого называли Деркач-малый, нынешним скандальным депутатом, и Дмитрием Табачником. Устроенная ими атмосфера вызвала у него серьезную озабоченность и смущение — это были мажоры, которые издевались над теми, кого считали «сбитыми летчиками». Эти люди предсказали наступление темных политических времен, из которых впоследствии выросло целое поколение бездушных, циничных политиков, а романтики политической эпохи перестройки ушли, собственно, так ее и не осуществив.

Редакция «Дня» высказывает сочувствие семье Ивана Николаевича! Вечная память!

Алиса ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ