Ведя частные беседы с земляками о перипетиях прошедших парламентских выборов, не раз замечал, что многие собеседники испытывают синдром «кузнеца Вакулы». Тот корил себя, продав черту душу в обмен за черевички для любимой Оксаны. Закарпатцам стыдно оттого, что они загубили свою душу на последних выборах, потому что многие таки взяли деньги у «заготовителей голосов».
Конечно, подобное происходило не только в нашей области, но и по всей Украине. Но впервые данная псевдотехнология была масштабно апробирована именно у нас на местных выборах осенью 2010 года, когда голоса скупались специальными заготовительными бригадами, как когда-то сливы или яблоки. Однако данную технологию быстро переняли и местные конкуренты, и все желающие за перевалом.
Нынешнее голосование установило рекорд беспрецедентно низкой явки: на избирательные участки пришло немногим более 50% избирателей. Этот факт — едва ли не самый красноречивый результат отношения граждан к нынешней власти, и ее региональным (во всех смыслах этого слова) главам нет никаких оснований хвалиться тем, что в количественном смысле они победили, ведь 30 с «заячьим хвостиком» процентов поддержки Партии регионов той половиной избирателей, которая воспользовалась правом голоса, — слишком слабое утешение. Особенно на фоне массированного применения админресурса и откровенного подкупа.
Объединенная оппозиция «Батьківщина» отстала не намного — 27,7% голосов. Третью ступеньку занял «УДАР» Виталия Кличко с 20% поддержкой, а 8,35% избирателей проголосовали за «Свободу». Сенсационный успех последней на традиционно национально толерантном Закарпатье, полностью спровоцирован Партией регионов и ее горе-законом о принципах языковой политики.
Если же говорить о результатах выборов в закарпатских мажоритарных округах, то от остальных украинских округов их отличало то, что кроме противостояния действующей власти в лице Партии регионов и присоединившихся к ней сателлитов с оппозиционными силами, борьбу за место под стеклянным куполом ВР вели еще и кандидаты от «Єдиного центру», а точнее — клана Балог. Чтобы не остаться на обочине большой политики, Виктору Балоге крайне важно было продемонстрировать в перспективе будущих президентских выборов, кто имеет реальное влияние на Закарпатье. Поэтому оба лагеря активно пытались стимулировать электорат прежде всего деньгами. В итоге три округа — за командой Балоги, три — за командой губернатора Александра Ледиды.
Еще полтора года назад «голуби мира» в обеих командах предлагали лидерам договориться о распределении округов и не бороться друг против друга. Однако в обоих лагерях победили «ястреба», и противостояние повысило уровень политической коррупции, распространило ее на рядового избирателя. Ставкой в этой войне были даже не парламентские мандаты, а кресло губернатора и вся властная вертикаль, контроль над областным бюджетом, закарпатскими землями, трансграничным бизнесом и тому подобное.
Полученный паритетный результат не удовлетворяет ни одну сторону, поэтому противостояние продолжается: на сессии областного совета, состоявшейся на днях, фракцию «Єдиного центру» покинуло 5 депутатов, которые вскоре пополнят конкурирующую фракцию ПР. Вполне понятно, что областные регионалы набирают «тушек» прежде всего ради отстранения от должности председателя облсовета Ивана Балоги, которому не удалось победить в Виноградовском округе № 72 первого заместителя председателя ОГА регионала Ивана Бушко. Первые призывы к областному спикеру подать в отставку уже прозвучали на той же сессии...
Если в Мукачевском округе № 69 у действующего министра МЧС Виктора Балоги конкуренты были явными «легковесами» (занего проголосовали почти 50% избирателей), то в Ужгородском округе № 68 разобщенная и перессорившаяся между собой оппозиция поднесла победу регионалу Василию Ковачу на тарелочке с бело-голубой каемочкой. Но самым большим разочарованием стал Верховинский округ №70. Это когда-то из Свалявщини вышел наш самый первый губернатор и сподвижник двух президентов — США Вудро Вильсона и Чехословакии Томаша-Гарика Масарика Григорий-Игнатий Жаткович, а из Межгорщины — Президент Карпатской Украины Августин Волошин и два легендарных руководителя советской эпохи — Юрий Ильницкий и Михаил Волощук. Теперь там конкурировали два деятеля, чей бизнес родом из «безумных девяностых», а сами кандидаты известны общественности не столько своими фамилиями, как прозвищами Блюк и Камыш...
Еще в одном горном округе — Раховском № 73, бесспорную победу одержал действующий нардеп и кузен братьев Балог Василий Петевка. В Хустском округе №71, где фаворитами были местечковые олигархи Степан Деркач от Партии регионов и брат-3 Павел Балога из ЄЦ, дошло до судебных выяснений отношений. Избиратели к этой ситуации вообще-то отнеслись в целом равнодушно. Большинство взяли деньги и после этого утратили какой-либо интерес к кандидатам. Никто не собирался защищать свой выбор, как это делали в Первомайске или Киеве. Потому что выбора как такового и не было.
Профессор УжНУ Сергей ФЕДАКА считает, что выборы на Закарпатье не стали шагом вперед к демократии и европейским стандартам. Закарпатье не сможет гордиться своим выбором. В лучшем случае о наших депутатах никто ничего не будет слышать, они тихо будут нажимать свои кнопки и возвращать утраченное на выборах. В худшем случае они еще и в парламенте будут драться между собой, перенесут местечковое противостояние на всеукраинский уровень. И это все — на долгие пять лет. Или, по крайней мере, до президентских выборов 2015 года. Закарпатцы ничего не выиграли на этих выборах. А вот как много мы потеряли — покажет время.
Виктор ПАЩЕНКО, руководитель Закарпатского института политических исследований, назвал прошедшие выборы самыми грязными после 2004 года. Возвращение мажоритарной системы стимулировало злоупотребление админресурсом и беспрецедентный подкуп. Это отразилось на результатах всей избирательной кампании, поскольку кандидаты-мажоритарщики от власти заодно «поощряли» голосование избирателей за Партию регионов. Поэтому формально Партия регионов победила в области, хотя, конечно, суммарный процент оппозиционных сил значительно выше, чем процент «регионов» вместе с коммунистами: 56% против 36%. Следовательно, это никоим образом не повысит ее авторитет, а наоборот, вызовет еще большее раздражение у широкой общественности. По крайней мере, до президентских выборов Украина может забыть о сближении с Европой, поскольку не прошла тест на демократичность. В известной степени подобная ситуация может устраивать власть. Однако, в конечном счете, именно это в несколько раз увеличивает и риски для власти, потому что закрывает возможности ее мирной передачи. Очень скоро это ощутят на себе и чиновники, и бизнесмены на местах, когда авторитарная вертикаль и олигархический капитал начнут превращать их в винтики системы.
Доктор исторических наук Роман ОФИЦИНСКИЙ считает, что прошедшие выборы стали не столько социологическим зеркалом общественных стремлений, сколько отражением того, что избиратели настойчиво ищут альтернативу: и среди представителей вроде бы монолитной власти (многие из них предусмотрительно стали самовыдвиженцами по мажоритарным округам), и в среде объединенной и необъединенной оппозиции. Видим существенный сдвиг не столько в сторону поиска новых политических лиц, сколько большой интерес к действительно идеологическим партиям. Все это дает основания надеяться, что вскоре в электоральных процессах Украины будут заправлять не базарно-потребительские технологии, а дискуссии и дебаты по принципиальным вопросам развития страны. Последние выборы подтверждают этот ментальный перелом, потому что все без исключения политтехнологические партийные проекты, представленные в избирательном бюллетене, потерпели фиаско.
Чьи прогнозы являются выдаванием желаемого за действительное, а чьи будут подтверждены жизнью — покажет время.