нова закипают страсти вокруг государственной молодежной политики. 10 июня около 200 представителей молодежных организаций пикетировали здание Государственного комитета молодежи, спорта и туризма. Параллельно один из организаторов пикетов — Молодежный парламент Украины — закрепил свой демарш судебным иском к председателю «тройственного» госкомитета Ивану Федоренко. Несмотря на определенную разношерстность своих лозунгов, пикетчики, в первую очередь, обращали внимание на кризис государственной молодежной политики, связанный, как утверждали транспаранты, с коррупцией в ее высших эшелонах.
Речь шла, прежде всего, о деятельности председателя УНКМО Владимира Рябики, занимающего с недавних пор также должность председателя департамента по вопросам молодежи в ведомстве господина Федоренко. В совмещении кресла председателя всеукраинского объединения молодежных организаций с креслом государственного служащего пикетчики видят непосредственную угрозу балансу, который должен установится в государственной молодежной политике. Ведь до сих пор здесь существовал определенный паритет: если молодежная организация не добивалась поддержки УНКМО, то всегда могла надеяться на взаимопонимание со стороны государственного комитета. Теперь, разумеется, УНКМО и государственная власть будут составлять одно целое.
Но непосредственным поводом для протеста стала инициатива господина Федоренко по ликвидации общественной организации Молодежный парламент Украины, по существу давней альтернативы УНКМО. С тех пор, как при премьерстве Павла Ивановича Лазаренко УНКМО был поставлен на прямое бюджетное финансирование (непосредственное курирование спикеров Александра Мороза и Александра Ткаченко), комитет активно использовался левыми как надежный фактор «молодежной поддержки». После того, как Молодежный парламент объединил молодежные течения демократического крыла, его дальнейшая активность логично вылилась в противостояние с УНКМО.
Да, именно по инициативе МП в прошлом году специальная комиссия Контрольно-ревизионного управления констатировала злоупотребление служебным положением и нецелевое использование более 1 млн. грн. Исходя из данных, приведенных в акте КРУ, немалые бюджетные деньги под молодежные проекты перечислялись подставным фирмам. Организации-члены УНКМО, заключая соглашение о проведении молодежных мероприятий, как правило, перекладывали организационные проблемы на плечи коммерческих фирм, перечисляя средства на их счета. «В результате был обнаружен ряд фирм — получателей средств под проведение молодежных мероприятий, не имеющих налоговой отчетности и отсутствующих по юридическим адресам, — утверждается в акте проверки ГлавКРУ, — некоторые из них, созданные под подставные лица, занимались конвертацией и перечислением валюты за пределы Украины».
Следует сказать, что и УНКМО создал свой молодежный парламент и молодежное правительство — организации, которые сразу же после своего учреждения вошли в состав комитета.
«Скандальное дело с хищением бюджетных средств было спущено на тормоза», — считает председатель Молодежного парламента Алексей Кляшторный. — Ведь в пик президентской гонки силам, стоящим в тот момент за УНКМО, была невыгодна и наименьшая тень на комитете. Но шила в мешке не утаишь».
Пока журналисты ждали, когда же пикетчики покажут им живого коррупционера от молодежной государственной политики, получил огласку еще один инцидент — раскол в самом УНКМО, о возможности которого до сих пор говорили только шепотом, стал реальностью.
Основываясь на противостоянии в комитете и инициативе ряда влиятельных молодежных организаций, выразивших недоверие нынешнему председателю Владимиру Рябике, его первый заместитель Владимир Березовский (Союз украинского студенчества) принял на себя полномочия председателя УНКМО.
На пресс-конференции Березовский мотивировал свой шаг критической ситуацией, сложившейся в комитете вследствие систематического пренебрежения В.Рябикой уставными нормами организации и прямой фальсификации им ее документов. По его словам, верхушкой комитета был отработан настоящий конвейер по «штамповке» фиктивных молодежных организаций. Эти «фантомы», отмечает Владимир Березовский, создаются, как правило, под реализацию отдельных проектов, финансируемых из бюджетных средств. В обход определенной уставом процедуры приема в состав комитета, структуры такого типа (обычно насчитывающие не более пятидесяти формальных членов) объявляются Рябикой и его окружением членскими организациями УНКМО с целью создания в комитете искусственного «большинства». К тому же, основные решения, в том числе по финансовым вопросам, принимаются в последнее время не советом УНКМО, как это определено уставом, а В.Рябикой единолично.
Таким образом, возникла реальная опасность для молодежных организаций потерять контроль над деятельностью УНКМО, а для самого комитета — его демократический характер.
Совет УНКМО, срочно собравшийся в столице по инициативе В.Березовского, выразил недоверие Владимиру Рябике. Возглавляемый последним совет, также наспех проведенный в городе Севастополе, понятное дело, принял диаметрально противоположное решение.
После того еще одним документом, принятым киевским собранием молодежных делегатов, стало обращение к премьер-министру Виктору Ющенко с просьбой прекратить финансирование УНКМО до полного разрешения ситуации, а на парламентских слушаниях по вопросам молодежной политики не предоставлять приоритетное слово ни одной из конфликтующих сторон.
КОММЕНТАРИИ
Владимир РЯБИКА, председатель УНКМО:
— Лично для меня события, произошедшие в конце прошлой недели вокруг УНКМО, не более, чем инсинуация. О чем можно говорить, когда 90 процентов организаций — членов комитета собрались в Севастополе. Их делегаты выразили поддержку именно мне, лишний раз доказав правильность моих действий. Что касается совмещения мной должности председателя УНКМО и государственной службы, то и в этом я руководствуюсь решением совета УНКМО. Молодежные организации сами определили, что это будет в интересах молодежного движения — непосредственно влиять на состояние государственной молодежной политики. Относительно моего влияния на УНКМО: я не имею права ни подписывать финансовые документы, ни заключать соглашения — это прерогатива исполкома комитета. Поэтому, касательно обвинений в коррупции, я думаю, что они неправомерны. Против руководства УНКМО уголовное дело не возбуждалось. Это о чем-то говорит? Говорит о том, что результаты проверки необходимо прежде всего доказать. А это, как оказалось, невозможно. Если обвиняющие считают себя следователями или прокурорами, то Бог им судья. Обвинять можно кого угодно и в чем угодно. Я в этом вижу только способ давления на УНКМО.
Юрий ПАВЛЕНКО, лидер Молодежной партии Украины:
— Наивно надеяться, что, исходя из последних событий в государственной молодежной политике, молодежные организации моментально получат ответ на их волнующие вопросы. Думается, никто из них и не надеялся на молниеносное разрешение ситуации. Это только начало процессов очистки. Было бы ошибкой считать, что снятие одного запятнавшегося злоупотреблениями чиновника может изменить положение дел. Нужны изменения, в первую очередь, на законодательном уровне. Что касается УНКМО, то этот полугосударственный монстр должен в конце концов перестать представлять собой «КПСС молодежной политики», т.е. избавиться от своего особого статуса. Мы выступаем за прозрачную и открытую государственную молодежную политику с равными условиями для всех молодежных организаций — как общенационального уровня, так и региональных. Многое может изменить и экспертный совет, который предлагается создать при Государственном комитете молодежи, спорта и туризма. Вследствие этого процедура рассмотрения молодежных проектов могла бы стать значительно прозрачнее.