Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сказка от Президента

Почему идея о референдуме в определенном смысле является спасительной
27 января, 2016 - 19:23

Богдан Хмельницкий думал, что Переяславское соглашение является военно-политическим союзом, который защитит Казацкое государство от посягательств соседей...

Леонид Кучма думал, что Будапештский меморандум принесет Украине гарантии территориальной целостности и безопасности.

Петр Порошенко думает, что Минские соглашения — это путь к миру и соборности государства.

Наши иллюзии и наша доверчивость так часто оборачивались тяжелыми поражениями, что стоило бы уже одуматься. Мы считали себя «хитрыми», но более хитрыми почему-то оказывались другие.

Мы и сейчас пытаемся хитрить. Разумеется, с изменениями к Конституции и Минскими соглашениями. Вы ж посмотрите: конструкция, предложенная Президентом и главой Верховной Рады, напоминает сказку о Кощее Бессмертном.

В новой версии Конституции есть п.18 «Переходных положений», который предусматривает, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

КАРТИНА ЮРИЯ КОВАЛЯ. БЕЗ НАЗВАНИЯ / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ  РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

А в этом «отдельном законе» есть статьи 2—9, нормы которых вобрали в себя то, что прописано в Минских соглашениях (амнистия сепаратистам, «народная милиция», «языковое самоопределение», что делает ненужным государственный язык даже в государственных органах, прокуроры и судьи, которых невозможно назначить без ведома «местных», и тому подобное).

А в то же время — в «отдельном законе» есть «заключительные положения», которыми пресловутые статьи 2—9 «замораживаются» до того времени, пока в «отдельных районах» пройдут выборы...

Все держится на тонких ниточках, на «хитростях», на ужасно (даже с точки зрения юридической техники) выписанном Законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Как, например, понимать норму относительно «недопущения уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказанию лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей»? «Участники событий» — это кто?! Сепаратисты или их жертвы?

Ах, будет еще один закон, обещают нам, который и разъяснит, кто есть кто...

И еще нас убеждают, что «отдельный закон» будет действовать только три года.

Полный самообман. Тем более, что свое лихое дело с далеко идущими последствиями «отдельный закон» уже сделает, а п. 18 «Переходных положений» в Конституции будет оставаться в силе...

Вывод таков: принятие п.18 «Переходных положений» Конституции Украины открывает путь к легализации «ЛНР» и «ДНР» и федерализации Украины. И в этом нужно честно признаться самим себе.

Мы будем иметь «государство в государстве», руководить которым будет Россия. А содержать это «государство в государстве», конечно же, будет Украина.

Собственно, весь этот сценарий — российский. Президент Порошенко очень раздражается, когда ему говорят, что изменения к Конституции (в той части, которая касается Донбасса) он пытается протянуть под внешним давлением, — но это правда! Давление оказывает страна-агрессор (!). Давление оказывают США и Европа. И мы, как кролик, ползем в пасть удава.

Ведь загнали себя в ловушку Минскими соглашениями, в которых, напомню, есть наше согласие на то, что контроль над границей передается Украине только после выборов в «отдельных районах».

Как теперь из этого всего выкрутиться?

Пункт 18 принимать крайне опасно. Не принимать нам не позволят. Остается одно — тянуть время. А оно работает на нас. Собственно, на Банковой уже наконец поняли это. Однако как долго нам удастся тянуть время? Возможно, и действительно идея референдума в этом смысле является спасительной? Владимир Гройсман говорит, что для проведения референдума нет причин: мол, в проекте изменений к Конституции не говорится об «особом статусе» Донбасса...

Гройсман просто играется в слова. Пусть бы еще лучше раз прочитал статьи 2-9 «отдельного закона»: разве в них не заложен «особый статус»? И разве так важно, какими именно словами он замаскирован?

На референдум, в конце концов, можно вынести лукавый п.18: «Согласны ли вы, чтобы местное самоуправление в отдельных районах Донецкой и Луганской областей осуществлялось на основании отдельного закона?». То есть не так, как в остальных областях.

Этого достаточно, чтобы граждане Украины все поняли и сделали свой стратегический выбор. Ведь им (нам!) не до «хитростей». Речь ведь идет о нашем будущем. И фактор взаимного доверия общества и власти в такой ситуации особенно важен. А пока такого доверия недостает, и даже очень. Тем более рискованным является силовое «протягивание» изменений к Конституции. Или, может, мы хотим внутриполитического кризиса?

Ну, а что касается судебной реформы и децентрализации (которые также предусмотрены изменениями к Конституции), особых отрицаний не имею.

Впрочем, некоторые нормы все же вызывают удивление и даже тревогу. Прежде всего — полномочия префектов, которые, оказывается, должны не наблюдать за соблюдением Конституции и законов на местах (или что-то там координировать), а «осуществлять исполнительную власть»! Это называется — приехали: не закладываем ли мы таким образом дуализм в систему местной власти, не провоцируем ли конфликт между начальником избранным и начальником назначенным?

И не приведет ли такая «децентрализация» к еще большей централизации?

Думаю, что приведет.

...Господи, неужели «гибридное сознание» овладело уже и нашими властными факторами?

Владимир ПАНЧЕНКО, народный депутат Украины 1990—1994 годов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ