Богдан Хмельницкий думал, что Переяславское соглашение является военно-политическим союзом, который защитит Казацкое государство от посягательств соседей...
Леонид Кучма думал, что Будапештский меморандум принесет Украине гарантии территориальной целостности и безопасности.
Петр Порошенко думает, что Минские соглашения — это путь к миру и соборности государства.
Наши иллюзии и наша доверчивость так часто оборачивались тяжелыми поражениями, что стоило бы уже одуматься. Мы считали себя «хитрыми», но более хитрыми почему-то оказывались другие.
Мы и сейчас пытаемся хитрить. Разумеется, с изменениями к Конституции и Минскими соглашениями. Вы ж посмотрите: конструкция, предложенная Президентом и главой Верховной Рады, напоминает сказку о Кощее Бессмертном.
В новой версии Конституции есть п.18 «Переходных положений», который предусматривает, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».
КАРТИНА ЮРИЯ КОВАЛЯ. БЕЗ НАЗВАНИЯ / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
А в этом «отдельном законе» есть статьи 2—9, нормы которых вобрали в себя то, что прописано в Минских соглашениях (амнистия сепаратистам, «народная милиция», «языковое самоопределение», что делает ненужным государственный язык даже в государственных органах, прокуроры и судьи, которых невозможно назначить без ведома «местных», и тому подобное).
А в то же время — в «отдельном законе» есть «заключительные положения», которыми пресловутые статьи 2—9 «замораживаются» до того времени, пока в «отдельных районах» пройдут выборы...
Все держится на тонких ниточках, на «хитростях», на ужасно (даже с точки зрения юридической техники) выписанном Законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Как, например, понимать норму относительно «недопущения уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказанию лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей»? «Участники событий» — это кто?! Сепаратисты или их жертвы?
Ах, будет еще один закон, обещают нам, который и разъяснит, кто есть кто...
И еще нас убеждают, что «отдельный закон» будет действовать только три года.
Полный самообман. Тем более, что свое лихое дело с далеко идущими последствиями «отдельный закон» уже сделает, а п. 18 «Переходных положений» в Конституции будет оставаться в силе...
Вывод таков: принятие п.18 «Переходных положений» Конституции Украины открывает путь к легализации «ЛНР» и «ДНР» и федерализации Украины. И в этом нужно честно признаться самим себе.
Мы будем иметь «государство в государстве», руководить которым будет Россия. А содержать это «государство в государстве», конечно же, будет Украина.
Собственно, весь этот сценарий — российский. Президент Порошенко очень раздражается, когда ему говорят, что изменения к Конституции (в той части, которая касается Донбасса) он пытается протянуть под внешним давлением, — но это правда! Давление оказывает страна-агрессор (!). Давление оказывают США и Европа. И мы, как кролик, ползем в пасть удава.
Ведь загнали себя в ловушку Минскими соглашениями, в которых, напомню, есть наше согласие на то, что контроль над границей передается Украине только после выборов в «отдельных районах».
Как теперь из этого всего выкрутиться?
Пункт 18 принимать крайне опасно. Не принимать нам не позволят. Остается одно — тянуть время. А оно работает на нас. Собственно, на Банковой уже наконец поняли это. Однако как долго нам удастся тянуть время? Возможно, и действительно идея референдума в этом смысле является спасительной? Владимир Гройсман говорит, что для проведения референдума нет причин: мол, в проекте изменений к Конституции не говорится об «особом статусе» Донбасса...
Гройсман просто играется в слова. Пусть бы еще лучше раз прочитал статьи 2-9 «отдельного закона»: разве в них не заложен «особый статус»? И разве так важно, какими именно словами он замаскирован?
На референдум, в конце концов, можно вынести лукавый п.18: «Согласны ли вы, чтобы местное самоуправление в отдельных районах Донецкой и Луганской областей осуществлялось на основании отдельного закона?». То есть не так, как в остальных областях.
Этого достаточно, чтобы граждане Украины все поняли и сделали свой стратегический выбор. Ведь им (нам!) не до «хитростей». Речь ведь идет о нашем будущем. И фактор взаимного доверия общества и власти в такой ситуации особенно важен. А пока такого доверия недостает, и даже очень. Тем более рискованным является силовое «протягивание» изменений к Конституции. Или, может, мы хотим внутриполитического кризиса?
Ну, а что касается судебной реформы и децентрализации (которые также предусмотрены изменениями к Конституции), особых отрицаний не имею.
Впрочем, некоторые нормы все же вызывают удивление и даже тревогу. Прежде всего — полномочия префектов, которые, оказывается, должны не наблюдать за соблюдением Конституции и законов на местах (или что-то там координировать), а «осуществлять исполнительную власть»! Это называется — приехали: не закладываем ли мы таким образом дуализм в систему местной власти, не провоцируем ли конфликт между начальником избранным и начальником назначенным?
И не приведет ли такая «децентрализация» к еще большей централизации?
Думаю, что приведет.
...Господи, неужели «гибридное сознание» овладело уже и нашими властными факторами?