Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сколько верст от первого Рима до третьего?

24 января, 2001 - 00:00


Сегодня мы публикуем материал, в котором автор прослеживает новейшую историю отношений между Московским патриархатом и Ватиканом, между папой Иоанном Павлом II и патриархом Алексием II. Для украинского читателя эта статья, очевидно, интересна по многим причинам. Важно, во-первых, то, что она написана россиянином — ведь украинцев россияне часто обвиняют в предвзятости. Во-вторых, мы имеем здесь «взгляд с близкого расстояния, репортаж с места событий» — автор работает в Риме. Нашим читателям будет, возможно, интересно познакомиться с взглядами Алексея Букалова на проблему, которая актуальна именно сегодня — в связи с предполагаемым визитом Римского понтифика в Украину. Однако хотелось бы коротко остановиться на нескольких акцентах.

Г-н Букалов напоминает об интервью итальянской газете «Коррьере делла сера», в котором патриарх Алексий II одним из условий встречи с Римским папой ставит прекращение «преследований православных со стороны греко-католиков в Западной Украине». Для нас это условие остается загадкой — чего, собственно, хочет РПЦ? Неужели речь идет о возврате Московской церкви многих сотен храмов, которые в 1946 году были насильственно отобраны у греко-католиков и которые в начале 90-х возвратились к историческим хозяевам (к сожалению, также не без случаев насилия)? Если Московский патриарх говорит именно об этом, то он хотел сказать только одно: «Никогда во веки веков!»

Следует еще отметить, что СМИ, западные и восточные (особенно российские), имеют тенденцию описывать желание Римского папы посетить Москву или встретиться с патриархом Алексием II почти как спортивное или даже маниакальное. Между тем, речь идет, собственно, не о встрече или визите как таковых, а о важном шаге примирения двух церквей, о продвижении к заветной цели единства христианства. Цели, которая стала главной идеологемой настоящего понтификата.

С подобными оценками связана также некоторая недооценка значения поездок папы Иоанна Павла II в православные страны — Румынию, Грузию. Как будто это были только «пристрелки» настоящей цели — Москвы. Таким образом многие рассматривают сегодня и предстоящий визит в Украину — в страну, история которой тесно связана с историей родины папы Иоанна Павла II и даже с его собственной родословной. Забывают также, что Украина является, (если не учитывать вхождение — надеемся все-таки временное — значительной части ее приходов в состав Московского патриархата) наибольшей православной страной мира.

Вряд ли можно согласиться также с формулировкой «главного препятствия для христианского Единства — принципа примата Папы Римского», не говоря уже о возможности ревизии этого «постулата». Вспомним хотя бы о недавнем документе Ватикана «Dominus Jesus».

Клара ГУДЗИК, «День»

Чтобы наглядно опровергнуть распространившиеся а последнее время упорные слухи о возможной отставке Папы Римского Иоанна Павла II, администрация Святого Престола выбрала самый веский аргумент: оповестила мир о предстоящей в июне 2001 года поездке понтифика на Украину. А через несколько дней католикос всех армян Гарегин II пригласил папу посетить Эчмиадзин. Новости эти облетели всю планету и сразу же поставили в центр общественного обсуждения старую и болезненную проблему: о визите Кароля Войтылы в Москву. Вояж этот давно является «заветной мечтой» первого в истории папы-славянина, осуществление которой представляется ему достойным завершением долгого пастырского служения и насыщенного бурными событиями понтификата.



Со своей стороны московские правители, еще начиная с хрущевской оттепели, с подозрением, но не без интереса поглядывали в сторону Ватиканского холма, интуитивно понимая, какие пропагандистские и внешнеполитические выгоды сулит Советскому Союзу нормализация отношений со Святым Престолом. Зондаж Алексея Аджубея, встречи Анатолия Громыко и Николая Подгорного с тогдашними наместниками апостола Петра во многом подготовили это сближение. Но только Михаил Горбачев решился в 1989 году пойти на установление официальных связей с Ватиканом и даже пригласил папу Иоанна Павла II посетить СССР.

Борис Ельцин по инерции и по горячим следам повторил приглашение уже от имени Российской Федерации в декабре 1991 года, но семь лет спустя, вернувшись в Рим, ни словом об этой инициативе не обмолвился. Аналогичным образом повел себя его преемник Владимир Путин, побывавший на берегах Тибра в июне 2000 года, сразу же после кремлевской инаугурации. И дело здесь не в преемственности внешней политики, а в той жесткой оппозиции к самой идее папского визита в Москву, что с самого начала демонстрировала Русская православная церковь. Поразительно, но хозяева Кремля повторили позицию советского наркомоиндела Георгия Чичерина, но с точностью до наоборот. Знаменитый дипломат ленинской школы объяснял в 1925 году: «Нам не надо (от Ватикана) ничего, признания ни де-юре, ни де-факто: Папа Римский для вас — только духовное лицо». Нынешние же российские руководители общаются с понтификом только как с главой иностранного государства, но — Боже упаси! — не как с «духовным лицом», предстоятелем римско-католической церкви.

Точка зрения РПЦ неоднократно озвучивалась и самим патриархом Алексием II, и его ближайшим окружением, в частности, «министром иностранных дел» Московского патриархата митрополитом Кириллом. Например, сравнительно недавно (но еще до объявления даты папского визита в Украину) влиятельная итальянская газета «Коррьере делла сера» опубликовала интервью, которое взял у патриарха известный славист и знаток русской культуры профессор Витторио Страда. Алексий II признал, что в принципе визит понтифика в Москву возможен (и это допущение само по себе уже является большим достижением экуменического мышления!), но при соблюдении двух условий — именно об этом гласит броский заголовок, вынесенный газетой на первую полосу: «Папа в Москве при двух условиях». Как явствует из текста интервью, Папа Римский сможет посетить Россию только когда «будут устранены препятствия в двусторонних отношениях» между Русской православной и римско-католической церквями. Алексий II говорит о диалоге, который «возможен и крайне необходим», но подчеркивает, что «обмен визитами» (это новый момент, до сих пор, вроде бы, патриарх в Рим не собирался!) зависит от решения двух застарелых проблем (вот они, условия): преследование православных со стороны греко-католиков в Западной Украине и прозелитизм католического духовенства на «канонической территории» РПЦ. В другом месте патриарх объяснил свою озабоченность ситуацией в Западной Украине (которая с некоторых пор находится вроде бы за пределами государства российского!).

Оказывается, специфической особенностью нынешнего момента является одно новое обстоятельство: почти половина приходов, окормляемых Московским патриархом, вообще расположено за рубежом, а именно в Украине, в Беларуси, Молдове, в странах Центральной Азии и в других регионах. Глобальный характер своей церкви и счел нужным подчеркнуть ее первосвященник. Это ведь Советский Союз распался, а с ним и КПСС, и КГБ и прочие тоталитарные структуры, а РПЦ сильна и едина, как прежде, стояла и будет стоять на охране священных рубежей бывшей громадной советской империи. Не зря же архиереи русской церкви подарили своему патриарху (к десятилетнему юбилею его интронизации) золоченую панагию, где на лицевой стороне иконки — Тайная Вечеря, в на оборотной, говорят, — географическая карта с границами этой необъятной канонической территории.

Что касается прозелитизма, то тут давно всё ясно: во всех бедах испокон веку виноваты у нас католики (ну и евреи, конечно, но о том в экспортном интервью ни звука). Далее Его Святейшество сказал новое слово, по крайне мере по сравнению с его известным «уральским» заявлением о том, что истинный православный в одном лесу с католиками даже собирать грибы не должен. Для итальянского читателя, незнакомого с особенностями русской национальной «смиренной охоты брать грибы», патриарх счел нужным сообщить, что лично он глубоко уважает Иоанна Павла II и надеется, что в самое короткое время может быть открыта «новая страница в отношениях между двумя церквями» (насчет короткого времени, это в самую точку попадание — патриарх-то может ещё и подождать, а вот папе некогда — ему девятый десяток, время поджимает). Алексей II добавил, что встреча двух предстоятелей, разумеется, после устранения вышеуказанных препятствий и подготовки соответствующих документов, могла бы стать поистине эпохальным событием, а не просто протокольным шагом. Одним словом вполне «милицейский» подход: сначала предъявите документы, а там посмотрим. Но всё-таки, согласитесь, это уже чуть-чуть мягче, чем знаменитый факс двухгодичной давности, когда Иоанн Павел II решил было, вопреки протоколу, отправиться в славный австрийский город Грац на сессию Всемирного совета церквей, только потому, что туда собирался приехать Алексей II (и папский самолет уже стоял «под парами» в римском правительственном аэропорту Чампино). Но буквально в последний момент из Москвы на берега Тибра пришла по факсу сухая и плохо читаемая выписка из постановления Священного Синода РПЦ о «несвоевременности и нецелесообразности» такой встречи. (Не этот ли эпизод Святейший имел в виду, когда в Петрозаводске сказал о папе: «Личных отношений у меня с ним нет, но мы находимся в переписке…»). На сей раз патриарх проявил вежливость. Отменив, что лично с Каролем Войтылой не знаком (всё недосуг, наверное) Алексий всё же счёл нужным признать, что деятельность папы на посту главы Ватикана, в особенности та, что направлена на межхристианский межконфессиональный диалог, заслуживает уважения.

Вот главное впечатление от этого интервью и от ряда других «руководящих» заявлений РПЦ: похоже, всех поклонов, прощений и самоучижительных и саморазоблачительных заявлений типа «mea culpa», смиренно повторяемых Папой Римским на протяжении юбилейного года 2000-летия Рождества Христова, всё-таки не достаточно. Глава миллиардной армии католиков должен, оказывается, ещё отдельно и публично покаяться в прегрешениях своей церкви перед православными на Святой Руси, тогда, можно будет поговорить и о паломничестве в Москву.



Но уже ясно, что надежда, которую выразил понтифик в молитве о мучениках ХХ века, — до конца уходящего жуткого века- «волкодава» побывать на российской земле, обильно кровью этих мучеников политой, — не сбылась. Папа кругами летает вокруг границ нашего отечества, то в Прибалтику залетит, или Польшу, то в православные страны наведается — в Румынию и Грузия, а сейчас вот нацелился на Украину и Армению. Но до «третьего Рима» все так же далеко. Была теоретическая возможность встретиться двум предстоятелям этой осенью в итальянском Пьемонте, где выставлялась великая христианская реликвия — Туринская Плащаница. Но Алексий не приехал, а опять прислал сладкоречивого митрополита Кирилла. Впрочем, оказии могут представиться и в 2001 году. Например на Пасху: по редчайшему совпадению 15 апреля будут праздноваться одновременно две Пасхи — католическая и православная. Чем не повод для знакомства и экуменической встречи?

Старые обиды не дают пробиться росткам нового в церковной доктрине. Раны сами должны затянуться, если их не бередить. Никогда не забуду, как два старика со слезами на глазах рассматривали редкую книгу: это академик Лихачев привез папе Иоанну Павлу II свой альбом о Соловках, где сам когда-то сидел за «религиозную пропаганду», и показал понтифику на фотографии зарешеченных окон монастырских келий, ставших тюремными камерами для многих представителей католического духовенства. Тех, что были арестованы после знаменитых слов государственного обвинителя Николая Крыленко: «Католическая церковь всегда была врагом народа…» Никто никогда в нашей стране не покаялся за преступления против своего народа, не признали греха и иерархи Русской православной церкви, которым, как видно, не легко расстаться с гордыней, устремившись к смирению и братской любви.

Само время требует сближения христиан. Римский первосвященник, похоже, готов сделать первый шаг. Встречаясь минувшей весной в Иерусалиме с патриархом Коптской православной церкви Шенудой III в ходе первого пастырского визита на Святую Землю Иоанн Павел II замахнулся на немыслимое: он намекнул на возможность ревизии тысячелетнего принципа примата Папы Римского, как первого князя апостолов и наместника Святого Петра. Этот постулат до сих пор (с 1054 года) является одним из главных препятствий для христианского Единства.

Судя по сообщениям пресс-службы Кремля, новый президент России довольно часто беседует с патриархом. Самое, наверное, время объяснить высокочтимому собеседнику, что его отказ от сближения с Ватиканом и католиками в корне противоречит государственным интересам Российской Федерации и объявленным целям её внешней политики. Позиции Москвы и Святого Престола совпадают по многим координальным проблемам современности, в том числе по таким деликатным вопросам, как ближневосточное урегулирование или определение статуса Иерусалима. Ватикан располагает уникальным и достаточно эффективным механизмом воздействия на умы и влияния на мировые центры власти. Настроениям новой демократической России должны быть весьма созвучны слова, сказанные Иоанном Павлом II с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН: «Слёзы этого столетия подготовили почву для новой весны человеческого духа». Но, как известно, Москва слезам не верит.

Алексей БУКАЛОВ, руководитель бюро ИТАР-ТАСС в Риме Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ