Пятнадцатого июля 2000 года Президент Украины подписал Указ «О мерах по обеспечению поддержки и дальнейшего развития предпринимательской деятельности». За последние годы было принято достаточно «стимулирующих» и «дерегулирующих» нормативно- правовых актов, к которым предприниматели уже стали относиться довольно спокойно. Несмотря на обильную поддержку, малый бизнес все еще продолжает бороться за свое существование. Доказательство тому — значительные размеры «теневой» экономики и небольшое количество действующих малых предприятий (на тысячу населения в Украине их всего лишь 3, тогда как в России — 6, в Эстонии — 25, а в Польше — 35). «В настоящее время рост малых предприятий составляет 15-20 %, это не устраивает никого. С 1996 по 1999 год количество рабочих мест в малых предприятиях сократилось на 17 %, среднее количество работающих — с 12 до 6 человек, а прибыль снизилась в 9 раз», — говорит заместитель главы Администрации Президента Павел Гайдуцкий.
Интересно, что проблемы, которые «достают» предпринимателей, за все последние годы практически не изменились. Они, как и раньше, связаны с налоговым давлением, чрезмерным вмешательством чиновников в дела частных предпринимателей и недостаточной финансовой поддержкой государства.
Логичное желание переломить ситуацию, судя по всему, стало причиной того, что предприниматели с надеждой восприняли появление вышеназванного Указа. На прошлой неделе в предпринимательских кругах его активно обсуждали, но речь шла не только о «спасительных» положениях документа, но и о причинах, и сути накопившихся проблем.
ФИНАНСОВЫЙ «ГОЛОД»
В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы (по объемам кредитования экономики) украинская банковская система отнюдь не блещет — 17,9 % ВВП (в Чехии, Венгрии и Польше этот показатель составляет 40-60 %, а в развитых странах — 80-100 %). «Сегодня государственная финансовая поддержка украинских малых предприятий незначительна, тогда как в развитых странах 1- 2 % расходной части бюджета направляется для финансовой помощи предпринимательским структурам», — считает заместитель председателя Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству Геннадий Белоус. Лишь 8 % малых предприятий в Украине доступны имеющиеся источники финансирования. Лишь несколько украинских банков дают кредиты малым предприятиям (на срок от 6 месяцев до 2 лет) под процентные ставки, превышающие 50 % годовых, а требования к залогу обічно достигают 100—200 %. В банках, обслуживающих иностранные кредитные линии для малых предприятий, требования таковы, что шансы получить кредит весьма незначительны. Имеющиеся в Украине 1370 кредитных небанковских организаций (по данным Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству) не только не имеют правового обоснования своего существования, но и реально не способны сделать «погоду» в общем климате финансового «голода». Предусмотренная Указом разработка и внедрение программ микрокредитования субъектов малого предпринимательства через кредитные союзы и другие небанковские финансовые организации породила у предпринимателей определенные надежды.
Будущая финансовая помощь государства малому бизнесу не ограничивается лишь кредитованием. Указом предусмотрено внедрение механизма гарантированного участия (исключительно на конкурсных основах) субъектов малого предпринимательства в поставках продукции для государственных нужд и резервирование для них фиксированной части государственного (регионального) заказа. «Во всех странах с развитой рыночной экономикой 5-10 % госзаказа предназначается субъектам малого бизнеса. Правда, в украинских условиях внедрить подобное будет достаточно сложно. Если проанализировать перечень продукции, включенной в госзаказ, то становится ясно, что малым предприятиям будет достаточно сложно конкурировать с крупными. Но в любом случае этот вопрос нужно решать», — считает Г. Белоус.
ВПЕРЕДИ КОЛУМБИИ И ГВАТЕМАЛЫ
По оценкам организации «Transparency International» («Международная прозрачность»), индекс коррумпированности Украины в 1999 году составил 2,6 балла (оценка в 10 баллов означает почти полное отсутствие коррупции, нулевое значение — наивысший ее уровень). В списке «Transparency International» Украина занимает 77 место среди 99 стран, где проводилось исследование. Позади лишь Колумбия, Гватемала, Коста-Рика и Италия.
«Сегодня государственные органы зачастую используются для наказания конкурентов или тех предпринимателей, которые не заручились поддержкой чиновников на местах», — считает Г. Белоус. Исследование Международной финансовой корпорации «Состояние малого бизнеса в Украине» показало, что в среднем малые предприятия за год проверялись 9,6 раза. Предпринимателям такие «набеги» обошлись в 1400 гривен или 0,47 % выторга от реализации (в долларовом эквиваленте стоимость проверок выросла по сравнению с 1998 годом в 2 раза). Наибольшее усердие проявили налоговые органы, проверявшие каждую фирму в среднем 2,8 раза. При этом длительность проверок составила 5,6 дня. Такая активность вполне объяснима, ведь еще недавно правительство разрешало им оставлять часть штрафов и сборов на собственные нужды. И хотя сегодня подобная практика уже отменена, вызывает интерес тот факт, что в бюджете-2000 запланирована сумма штрафов. Заместитель председателя Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству Юлия Футоранская считает, что сегодня деятельность проверяющих органов представляет собой яркий пример негативного вмешательства в работу предпринимателей и зачастую выступает основной причиной их перехода «в тень» (около 70 % малых предприятий. — Авт. ). Возвращаясь к Указу, нужно отметить, что им предусмотрено как «упорядочение проверок», так и «усиление персональной ответственности руководителей местных органов исполнительной власти за принятие решений, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности».
КОММЕНТАРИИ
Владимир БАРАБАШ, генеральный директор фирмы «Мономах»:
— У многих появление Указа вызвало лишь пессимистическую реакцию: вот, очередной документ. Но я бы оценил его все же положительно. Прежде всего, в предпринимательской среде уже как в медицине: главное — не навредить. В этом отношении Указ безусловно не навредит. Указ можно воспринимать как накопление количественных шагов, направленных на «излечение» предпринимательства, которое обязательно даст качественный сдвиг. Конечно, хотелось бы, чтобы приняли Указ, а на следующий день все изменилось. Но ведь такого не бывает. В Указе меня вдохновляет два момента. Во-первых, один из пунктов обязывает Кабинет Министров разработать законопроект, предусматривающий паритетную ответственность между чиновниками и предпринимателями. Это очень важный момент, потому что сегодня ответственность асимметричная. Во-вторых, колоссальное воздействие может оказать тот факт, что теперь деятельность глав обладминистраций будет оцениваться по тому, какие успехи будет иметь предпринимательский сектор в области. Через общественные организации предприниматели будут осуществлять мониторинг выполнения Указа. Если будет выявлено, что кто-либо из глав обладминистраций чинит препятствие, мы с конкретными фактами сможем обращаться в Администрацию Президента. Вячеслав КРЕДИСОВ, председатель правления объединения предпринимателей «Новая формация»:
— Сегодня нет государственной программы поддержки среднего и малого бизнеса. Одна из главных проблем малых предпринимателей — это невозможность взять дешевые кредиты на длительное время. Когда предприниматель приходит в банк, ему в большинстве случаев отказывают. В указе есть указание правительству срочно разработать кредитный механизм, который бы помог предпринимательству подняться. В большинстве стран мира существуют государственные программы поддержки малого бизнеса. Указ дает надежду, что подобное сделают и в Украине. Другая «головная боль» — количество проверок. Даже высокие налоги иногда тревожат предпринимателей меньше, чем чиновники, которые приходят проверять и начинают трактовать каждую букву закона в своем понимании. Сегодня в Украине одно предприятие проверяется в среднем 10 раз в год. Это чрезвычайно много. В Европе малые предприятия проверяются один раз в три года, при чем бизнесменов об этом предварительно информируют. Хочется верить, что Указ решит эту проблему.
Подготовила Дарья МУСТЕЦА