Известие о создании теперь уже «каневской тройки», даже не обращая внимание на всю сатиру, на которую она напрашивается, не смогло затмить сенсацию предыдущую — скандал, который Тимошенко якобы закатила Ющенко на совещании с российскими нефтяниками.
Хотя, возможно, именно этот скандал и завершил скорейшее формирование «каневской тройки». Версия для печати должна звучать так: все попытки вытолкнуть Тимошенко в оппозицию оказались напрасными.
Но попытки эти были довольно активными и опасными. Поэтому и самой Юлии пришлось применить специальные усилия, чтобы им противостоять. Причем не только публичными заявлениями о верности единой «команде Майдана». Но и ее любимыми «оперативными методами».
Прочитав в субботу сразу в двух изданиях из двух независимых друг от друга источников историю о том, как поссорились в присутствии российских нефтетрейдеров Юлия Владимировна и Виктор Андреевич, я почему-то снова сразу вспомнила, как мы в свое время дважды «хоронили» президента Кучму.
Не вдаваясь в довольно похожую технологию, достаточно заметить, что спрос на сенсацию такого рода уже был сформирован предварительно. И тогда, и сейчас... Все ждали какую-то «бомбу», которая якобы даст простое решение непростой ситуации.
«Отставка Тимошенко — вопрос времени». Это — не только кулуарный шепот, но и заголовки в СМИ. Политологические размышления, основывающиеся на известных событиях. Но главное — на фоне потребности как-то спрогнозировать конфигурацию политических сил перед парламентскими выборами. Потому что время то уходит...
Спрос и породил «предложение». На самом деле в обоих случаях это только хорошо обставленный, в который готовы верить, но не более, чем краткосрочный фактор для стимулирования принятия нужных решений определенными игроками. Проще говоря — провокация.
В частности, от того, какая уже сегодня утвердится модель будущей избирательной кампании: Тимошенко будет или конкурировать с Ющенко, или они будут идти вместе, — зависит судьба политических инвестиций. Как именно и вокруг кого будут консолидироваться ключевые олигархические силы, какую тактику и стратегию изберет так называемая оппозиция, как будут распределять «яйца и корзины» второстепенные и третьесортные субъекты нынешней «правящей коалиции»...
Эта конфигурация, конечно же, небезразлична и для внешних факторов.
Но стоит сразу отметить: главный адресат провокации такого рода — украинский избиратель, тот же «Майдан», разочарование которого в своих предыдущих избранниках, несмотря на всю классную социологию, ожидается довольно скоро.
А после этого, «клиент» с точки зрения политтехнологии просто-таки нуждается в предварительно заготовленной новой ловушке или «динамомашине», в которую должна быть перенаправлена энергия неосуществимых надежд и разочарований. Чтобы результат был прогнозированным и неизменно успешным.
МЕТОД ОТЦА БРАУНА
От истории со «смертью Кучмы» история со ссорой Тимошенко и Ющенко все же заметно отличается. Если бы это была чистая «информационная диверсия», что не слишком подчеркивала премьер, то следствием ее должно было бы стать впечатление граждан, что Президент у нас — блаженный, а премьер — просто сошла с ума. Ведь ругаться по поводу вопросов, которые в отмеченной сценарием обстановке априори не решаются, а только компрометируют обоих, — это полная бессмыслица.
Но Юлию можно обвинить в чем угодно, но не в отсутствии мозгов. Поэтому намного достовернее, что, провоцируя скандал, она сознательно использовала специфику президентского дворца, чтобы провести собственную спецоперацию.
Следовательно, если верить изложению событий, что якобы разворачивались 19 мая в Секретариате Президента, версию о почти окончательном расколе между Президентом и премьером Украины запустила именно госпожа Тимошенко.
Юлии была нужная роль «несокрушимой жертвы», которую ей не давали громкие споры с кем-либо из окружения Ющенко. Публичный же конфликт с «самим» является априори невозможным. Единственным выходом и стало осуществление ссоры в условиях такой «конфиденциальности», которая в любом случае обеспечила бы гарантированную и полную гласность.
Известный метод отца Брауна: делать очевидный вздор, чтобы он бросался в глаза. В нашем случае — в уши. А в помещении бывшей АП обязательно есть «стены с ушами и устами», на которые при надобности можно положиться. Более того, есть уже неоспоримая закономерность.
Ни «кассетный скандал» и дело Гонгадзе, ни история о «смерти Кучмы», ни события оранжевой революции, когда из помещения АП или из любого другого места пребывания первых лиц государства происходили разнообразные утечки информации, например, о подготовке силового штурма «Майдана» (сыграв свою роль в голосовании за конституционную реформу в пакете, они сейчас многими опровергаются) не заставили старую и новую власть вычистить эти «уши и уста» окончательно.
Это может означать только одно: этот механизм был и остается штатным орудием политической игры. Смена резиденции президента его не разрушает, потому что речь идет все же не о стенах... Не стоит и говорить о том, что всяческие официальные опровержения в этой нехитрой технологии играют роль катализатора общественного внимания к опровергаемому предмету.
И опять-таки это орудие — не против политических соперников, а против общества как потребителя информации и, по Конституции, источника власти.
Как, в конечном итоге, и объекта манипуляций, фальсификаций и тому подобное...
«ТОЛЬКО НЕ БРОСАЙТЕ МЕНЯ В ТЕРНОВЫЙ КУСТ...»
Итак, с помощью не слишком сложной в наших условиях технологии премьер Тимошенко только закрепила в общественном мнении «аксиому»: ее отставка — это вопрос времени. Составляющие «формулы»: окружение Президента «выживает» ее ради беспрепятственного дерибана кучмовского наследия, а сам Ющенко вообще «сдал» ее российским нефтяным магнатам. С чем сама Юлия ожесточенно боролась до конца.
На этом фоне подозрения, будто и сама Тимошенко также пытается взять кое-что из того наследия, тускнеют.
Так, в борьбе вокруг НФЗ Тимошенко, похоже, играла на стороне группы «Приват». Так, на пресс-конференции относительно бензинового кризиса она хвасталась, что в приемной ее ждет много потенциальных импортеров светлых нефтепродуктов, готовых вместо российских монополистов воспользоваться дополнительными даже по сравнению с предыдущим периодом льготами. Не исключено, что именно эти обстоятельства, а не нервный срыв, дали Ющенко все основания упрекнуть ее в стиле поведения СДПУ(О).
Но широкая общественность это поймет не скоро.
Вместо этого общественность, особенно ярко-оранжевая, без полутонов, начинает, как последнюю надежду, лелеять ставку на Юлю как главную фигуру следующих парламентских выборов.
И сейчас никто не может быть убежден, что вскоре в адрес БЮТ, «Батьківщини» и самого премьера не начнут раздаваться призывы скорее бросать эту провластную коалицию, которая ее «притесняет», чтобы окончательно возглавить народное движение за победу светлых надежд народа в 2006 году.
Между прочим, торжества в Каневе с большим количеством вышиванок, которые были бы более уместны без очередного использования памяти Тараса в политических целях, к тому же уже не первой свежести и успешности, жажде специфического Юлиного электората к отделению от сомнительной коалиции может и не повредить.
Тем временем симптоматично, что лидер СПУ Мороз уже предложил Юле быть в следующей власти по обновленной Конституции «канцлером» Украины. Понятно, в пику Президенту Ющенко на фоне процесса выхода Тимошенко из коалиции...
Конечно, Морозу выгодно поиграть с «одиночеством» Тимошенко только потому, что она до сих пор является носителем угрозы конституционной реформе. Почему именно сейчас пригодилась версия о расколе коалиции Ющенко?
Да только потому, что обращение в КС по поводу пересмотра реформы — это вопрос времени. Не в том смысле, что конституционное представление об отмене неотвратимо, а в том смысле, что представление может сыграть свою роль только до введения реформы в действие.
Так вот Мороз сейчас соблазняет Юлю перспективой быть «канцлером», чтобы она подольше не трогала представление в КС относительно отмены реформы. Нет сомнений: как только «час Х» пройдет — Мороз забудет, кому «обещал» эту должность... Ведь его соратники, особенно те, кто не так давно претендовали на должности в топливно-энергетическом комплексе, откровенно отмечают, чем правительство премьера-социалиста было бы лучше нынешнего: сразу же пошло бы на поклон к нефтяным баронам.
«Ведется» ли на искушения Мороза Тимошенко? Конечно же, нет.
Но шантажировать Ющенко «заговором» с СПУ, перспективой выйти из коалиции и оставить в покое реформу — было бы для нее естественно.
БОЛЬШИНСТВО ДЛЯ ПРЕМЬЕРА
Что, собственно, в политическом смысле нужно Тимошенко?
Возглавить избирательный список, который в марте 2006 года приведет ее на должность премьер-министра через получение своего парламентского большинства. «Свое» для Юлии большинство — ключевое слово при любой версии Конституции.
Итак, следующий вопрос: какой именно список может возглавить Тимошенко, чтобы иметь именно свое большинство?
Если честно, то сейчас ни одной такой вероятности не наблюдается. Но есть два варианта списков, которые премьер просто может возглавить, а уже бороться за то, чтобы они стали «своими», придется позже.
Первый: развал нынешней коалиции и создание своего квазиоппозицинного Ющенко (или его окружению) блока. Шансов сделать его «своим» у Тимошенко, на первый взгляд, больше, — но заинтересованность в этом сценарии слишком большого количества потенциальных инвесторов противоречит полной независимости Юлиного списка.
Второй вариант: возглавление списка коалиции, который до сих пор якобы планируется с первым номером — самим Президентом.
Вот на этом месте, по-видимому, будет уместно вспомнить историю назначения Тимошенко на должность главы правительства. Вспомните, выступив против Юлии с какими-то «морально- этическими» претензиями, тогда еще не вице-премьер по админреформе, но уже руководитель проекта президентской партии Бессмертный откровенно изложил неудобство Юлиного премьерства для создания будущего избирательного списка властной коалиции, и даже создания самой партии Ющенко.
Сейчас налицо прямой результат тех противоречий.
Первое и главное из них — появление абсолютно дебильного проекта (прошу простить всех интеллектуалов, которые вынуждены были приобщиться к этому «изобретению») возглавления списка Ющенко самим Президентом Ющенко.
Оправдания наподобие «Конституция не запрещает президенту баллотироваться в депутаты, но он откажется от мандата» только дополнительно компрометирует изобретателей в их беспомощности. Мало чего не запрещает Конституция! Она и убивать людей прямым текстом не запрещает, разве что гарантирует от имени государства право на жизнь... И «темников» она не запрещает, и ложь, и даже грабеж государства, и третьего срока Кучмы, как известно, как будто не запрещала.. Но она прямым текстом запрещает совместительство... И что?
Словом, неприлично это, для Ющенко — в первую очередь.
Поэтому во главе списка властной коалиции автоматически должен бы стать премьер-министр.
И не зря так нервничал Порошенко, что Юлия отобрала у него возможность «раскрутиться» на этой должности уже с февраля, чтобы посоревноваться в рейтинге с самим Ющенко...
У нас нет возможности сейчас оценивать, достиг ли бы этого Порошенко-премьер и во главе списка президентского блока не завалил бы его в конкуренции со сразу же альтернативным Юлиным. Не получилось — так не получилось.
Но сейчас у нас «второй тур» этой интриги. И сейчас из возможных версий озвучена только одна: если Юлия все-таки уйдет в отставку с должности премьера, на ее место якобы станет Кинах... И — что?
Кинах снимет проблему «дублирования» первого номера избирательного списка Ющенко и сам его и украсит? И — выиграет у Юлии-опозиционерки? Или усилит позиции лидера списка Ющенко?
Возьмем радикальнее: сам же Порошенко-премьер. С тем же, что у Кинаха, электоральным результатом...
Сейчас «каневская тройка» как будто окончательно зафиксировала потребность Ющенко в Тимошенко. Как и потребность Юлии любым способом побеждать своих оппонентов внутри правящей коалиции. То ли это будет возглавление списка как такового, или очередной тайный протокол с Ющенко о премьерстве после победы, или что-то еще — увидим.
Хотя это оставляет вопрос о том, на самом ли деле таким позорным образом сохранится единый Майдан как гарантия от манипуляций и фальсификаций. Особенно при наличии в «тройке» еще и Литвина, который не так долго, как сначала казалось, пококетничал, но в конечном итоге не отказался...
Странная, между прочим, история. В свое время при Кучме попытка ввести НПЗ «Галичина» в вертикально интегрированную структуру стала началом конца пропрезидентского большинства. Сегодня же окружение Литвина молча с той же процедурой соглашается...
По-видимому, еще из-за подобных тайн остается открытым и вопрос: они уже окончательно сковали себя единой цепью (и насколько короткой) или спектакли с переходом в оппозицию еще будут продолжаться?
Нет только вопросов, что система утечки информации из ближайшего окружения правительства будет работать безукоризненно. Тем более, что жалобы Литвина на прослушивание его со стороны власти не остановили создание «каневской тройки».
Я уже не говорю о том, что пикантные подробности кулуарных отношений высших должностных лиц просто требуют очередного взрыва кассетного скандала с «пленками Мельниченко», предоставленными украинской стороне в полном объеме знаменитым Березовским...
Поэтому скоро должен взорваться, потому что все предпосылки уже созданы. Вот и посмотрим, кто и куда направит еще и этот управляемый взрыв...