Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Славянск: хроники оккупации и свободы

Три года назад 12 апреля город был захвачен российскими наемниками. «День» напомнил, как это было и насколько изменились настроения людей
11 апреля, 2017 - 18:48
ФОТО REUTERS

В этот хмурый весенний день группа неизвестных боевиков, позже представившихся «Народным ополчением Донбасса», захватила городское отделение милиции и горсовет, провозгласив Славянск частью псевдореспублики «ДНР». Над зданиями спустили флаги Украины и подняли российские. «Зеленые человечки» были вооружены легким стрелковым оружием, свой арсенал они пополнили за счет запасов городской милиции. Пистолеты раздали местным сепаратистам, зачастую — люмпен-пролетариату, ждущему прихода России и Путина. Оккупация Славянска продлилась с 12 апреля по 5 июля 2014 года, который патриоты в городе называют своим вторым «днем рождения».

Сейчас, три года спустя, город полон украинских флагов, социальных проектов и потихоньку преображается. К сожалению, для многих свобода осталась формальным понятием — горизонт восприятия остался прежним, как и вопрос «ну и что?». Активисты с желанием контролировать власть — есть, но их немного, зато у большинства осталась патологическая приверженность политикам-«кидалам», которые обещают все блага, и сразу, с безвкусных бигбордов, и традиции колоссального опыта локального феодализма. Никуда не денешься — силами АТО не освободишь оккупированные за долгие годы российской пропаганды разумы. Путь к свободе лежит через длительную и системную работу.

«День» этой весной впервые приехал в Славянск с XVIII Международной фотовыставкой, презентацией Библиотеки «Дня» и комплектами книг для всех школ и библиотек города (а прямо сейчас дни «Дня» продолжаются в Мариуполе, до 14 апреля успейте посетить Центр современного искусства и культуры имени А. И. Куинджи, вход свободный. — Прим.). Приезд нашего «интеллектуального десанта» был воспринят в Славянске на «ура», в день открытия в Центральной библиотеке города, где экспонировались лучшие фотоработы Украины, было не пробиться, а преподаватели местных школ водили на фотовыставку целые классы учеников, преподавая по фотографиям новейшую историю Украины... (Подробнее читайте в статье «Славянск: познание украинского мира», «День» №48 от 21.03.2017).

Помните детскую задачку про килограмм ваты и килограмм железа? Вес одинаков, пока не уронишь на ногу... Сознательные горожане Славянска, несмотря на проигрыш в количестве, удивляют своей активностью и самоотдачей. Глядя на них, о будущем Донетчины думаешь с оптимизмом.

В третью годовщину трагического начала «русской весны» на Донбассе «День» спросил у журналиста, солдата-добровольца ВСУ, долгое время единственного оппозиционного кандидата и, наконец, мэра Славянска в 2014—2015 гг. Олега ЗОНТОВА о захвате города, причинах реванша старых политических элит, информационной ситуации на Донбассе и значении приезда Фотовыставки «Дня».

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«ИМЕЛ МЕСТО ПРЕСТУПНЫЙ СГОВОР И СДАЧА»

 — Три года назад, 12 апреля 2014 года, произошел захват Славянского горотдела милиции. На фоне происходящих событий в Донецке, Луганске и Харькове, где тогда еще так называемые сепаратисты захватывали здания областных государственных администраций и других госструктур, никто не мог предсказать, что это событие послужит началом активных боевых действий на Донбассе. Что вы наблюдали в те дни?

— Мы сразу отнеслись к этому серьезно, прежде всего, в связи с тем, что во всех предыдущих захватах, которые осуществлялись в Донецке или Луганской области, не принимали открыто участие профессиональные военные. А вот 12 апреля в Славянске впервые появились при захвате специально обученные россияне. Это было слышно и видно по говору, интонации, повадкам, разговору, а самое главное — выправке и амуниции. Тогда мы с журналистами высаживали аллею в честь трагически погибшего Игоря Александрова в городском парке, а сразу после — побежали освещать события. И увидели, что происходит что-то серьезное.

Антитеррористическая операция была объявлена буквально на следующий день после захвата Славянска, а точнее — двух административных зданий — горотдела милиции и СБУ. 14 апреля в город сепаратистам поступило военное подкрепление, и был занят исполком.

Почему не сработало СБУ, правоохранительные органы в Славянске?

—  Скорее всего, это был преступный сговор и сдача. 12 апреля в 5 утра наиболее боеспособная часть горотдела мициции в количестве 40 человек в полном вооружении, со стрелковым оружием, и даже БТРом, который был в Славянске, были отправлены на защиту в Донецк. А уже в 8 утра начался штурм. Как потом подтвердили очевидцы, на тот момент подразделение Стрелкова-Гиркина было уже два дня в городе — ночевали под прикрытием церкви в здании «Виллы Мария» (священники Московского патриархата сыграли роковую роль в захвате города и открыто поддержали сепаратистов. — Авт.). Там же, в ночь перед захватом, они собрали несколько десятком местных маргинальных личностей, то ли наркоманов, то ли с уголовным прошлым, которые потом и стали основной так называемого ополчения. Также в это время у нас не было руководителя горотдела милиции. Буквально за неделю до событий он перевелся в Мелитополь, и в Славянске был назначен исполняющий обязанности. Когда, прибыв на место, я задал ему вопрос, что происходит и почему вы сдали оружие, последовала команда меня арестовать. В дальнейшем подтвердилось, что он был в сговоре с сепаратистами. Сложилась вообще парадоксальная ситуация, что городская милиция оружие сдала бандитам, а на патрулирование они его получали у этих же бандитов.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА НУЖНО СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ»

Что изменилось в Славянске после трех лет освобождения?

— Славянск — первый город, который трагически попал в оккупацию, но и первый был освобожден. Когда в первые два-три месяца после этого я стал руководить городом, то не мог не создать своеобразные «инкубаторские» — тепличные условия для развития общественного движения в городе и патриотического активизма. Эта война всколыхнула мыслительные процессы, ощущение самоидентификации, способствовала групповой сплоченности, количественному и качественному росту общественных организаций и активистов. В других городах остались руководить те же люди, которые были и до, и во время оккупации. Конечно, до «тепличных условий» там еще далеко.

Но почему в Славянске все же не произошло качественного обновления элит?

— Оно не произошло везде. Потому что не создаются условия для этого. Элиту нужно растить, и не важно сколько ей будет лет — 20 или 50. Некоторые приходят к осознанию, что они могут что-то дать своему государству, к 40—50 годам. Малый и средний бизнес, который ранее был индифферентен к политике, сейчас в нее пошел на волне войны, и их необходимо поддерживать. Донбасс — украинский, но, к сожалению, не зря ведь был выбран как почва для разжигания ненависти. Часть населения до сих пор живет еще принципами и посттравматическими синдромами Советского Союза. И поэтому тема России там достаточно популярна. Плюс всегда вызревало недовольство отношениями региона и центра. То же самое, когда сейчас есть трудности с восстановлением Донецкой области, пеняют на Киев, что власти там не разберутся. Хотя сейчас все делать можно и на местах, и средств хватает, но нужна, что называется, политическая воля. Важно нашу общественность поддерживать. Не только чтоб международные доноры давали деньги на развитие громад, создавали хабы и креативные пространства, но и само государство создавало условия для активизма. Важно доводить любые действия до конца. Сначала было много разговоров о введении военно-гражданских администраций на всех уровнях в Донецкой области. А сейчас у нас получилось три уровня руководства: с одной стороны, военно-гражданские администрации, с другой стороны — те городские советы и мэры, которых не переизбирали с 2010 года, и с третьей стороны — те, которых переизбрали, но которые создают лояльное поле для реванша «прорегиональных» или пророссийско ориентированных сил.

Возможно, введение военно-гражданских администраций дало бы время на «наращивание мускулов» патриотическим организациям и движениям. Ведь до войны у них на это не было времени. При Януковиче любая оппозиция предавалась прессингу, гонениям, на некоторых заводили уголовные дела. Режим старой партийной элиты, срощенной с криминалитетом, пора уничтожить.

«ЗА ИНФОРМАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ»

Насколько изменилось сейчас информационное пространство на Донбассе?

— Заметно, что снизился рейтинг российских каналов на подконтрольной территории. Благодаря принятой стратегии и исчезновению из кабельных каналов в крупных городах российских каналов пропал и эффект пропаганды. Хотя в сельской местности «по старой памяти» многие по спутнику продолжают смотреть. Туда, в условиях почти тотального отсутствия интернета, актуально доносить печатную прессу, но таковых изданий с проукраинской позицией в Донецкой области почти нет. Государственных дотаций или грантов на проукраинскую тематику в публикациях тоже нет, хотя это постоянно обсуждается. ДонОГА сейчас запустили коммунальную газету «Вісті Донеччини», ее завозят на блокпосты, в администрации, но к людям она не попадает. Есть продвижения в радиовещании — после восстановления телевышки на Карачуне появились новые частоты и станции — «Радио Донбасса», «Армия.FM».

По большому счету, за информационную политику в области никто не отвечает. Есть много субъектов, кто хочет на это влиять — Мининформполитики, Нацкомитет по телевещанию, Информационный департамент в ОГА, но координации действий нет. В том числе нет координации и с международными организациями, которые этим занимаются. Сейчас создана межведомственная комиссия на уровне правительства, одна из поставленных задач которой — скоординировать вопрос информационного обеспечения, но пока результатов нет. Точно так же не регулируются культурные мероприятия, не «разводятся по времени», должным образом не освещаются. Думаю, что это во многом зависит от позиции областного руководства. У военно-областной администрации достаточно полномочий, чтобы взять это под контроль.

«День» ЖДУТ МНОГО БЛАГОДАРНЫХ СЛАВЯНЦЕВ»

Фотовыставка «Дня» является, по сути, беспрецедентным волонтерским проектом. Этой весной с экспозицией мы поехали сразу в два города в Донецкой области. Какой была реакция на нее в Славянске?

— Есть несколько аспектов — личностный и общественный. Начнем с личностного — мне фотовыставка однозначно понравилась. Содержательно, визуально привлекательно, ярко и по-философски. Как психолог, считаю, что именно такие мероприятия как раз наиболее эффективны для мировоззренческой работы. Ведь не менее 70 процентов всех людей — визуалы. То есть они принимают решение, обдумывают действия, когда они смотрят на это, или имеют визуальный образ. Крупные фото — как раз тот сигнал, который может запустить «броуновские» мыслительные процессы в головах. Было много работ, которые нестандартно выводили на осмысление событий судьбы страны, о войне и о Майдане. И вообще об украинской идентификации. А в общественном плане — да, фотовыставка имела большой общественный резонанс, ведь газета «День» является крупным уважаемым изданием с давней и заслуженной репутацией, поэтому это стало событием №1 в городе. Многие ее посетили, было много отзывов, прежде всего — в разговорах. Так что обязательно продолжайте эту традицию и приезжайте на следующий год, вас ждут много благодарных славянцев.

Анастасия РУДЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ