Только за 28 марта Воздушные силы поразили 17 воздушных целей: восемь самолетов, три вертолета, четыре БпЛА и две крылатые ракеты рашистов. Наша авиация продолжает наносить ракетно-бомбовые удары по бронетехнике и живой силе российских оккупантов по разным направлениям.
В сводке Генштаба общие боевые воздушные потери противника с 24 февраля по 29 марта ориентировочно составили ПВО – 54 ед., РСЗО – 96 (+1) ед., самолетов – 127 (+5) ед., вертолетов – 129 (+2) ед., БпЛА оперативно-тактического уровня – 71 (+5), несколько сот ракет. Собственно, то, что россия не смогла победить Воздушные силы Украины, стало одним из самых больших сюрпризов этой войны, отметили военные обозреватели в публикации The New York Times: https://cutt.ly/iSAXp9V. Сначала они предполагали, что россия быстро уничтожит или парализует противовоздушную оборону и военную авиацию Украины. Ничего этого не произошло. А все потому, как говорит спикер Воздушных сил Украины Юрий ИГНАТ, что украинские летчики защищают свою землю. Поэтому противник, влетающий в зону действия украинской системы противовоздушной обороны, будет уничтожен. Как удается сдерживать воздушные атаки, в чем сила украинской авиации и что нужно сделать, чтобы наконец-то защитить украинское небо?
Об этом и не только Юрий Игнат рассказал «Дню».
«ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ – ЭТО КОСТЬ В ГОРЛЕ ВРАГА»
Начавшееся 24 февраля полномасштабное вторжение в Украину осуществлялось по классическому сценарию современной войны – с удара крылатыми и баллистическими ракетами по объектам ПВО и ЗРК, а также аэродромам. Это классическая схема – сначала уничтожаются средства ПВО и авиация, берется контроль над небом, а далее – методически уничтожаются войска и логистика путем нанесения воздушных ударов. Однако враг недооценил Воздушные силы. Мы готовились к такому сценарию и имели данные нашей разведки, что удар неизбежен, только вопрос времени. А когда он наступил, авиация, зенитные ракетные войска и другие подразделения были преждевременно выведены из-под удара. Конечно, всю технику сохранить не удалось, потому что противник выпустил десятки крылатых ракет одновременно. С разных направлений – Беларуси, России и оккупированного Крыма, акватории Черного моря. Со всех этих направлений также работает авиация РФ, нанося ракетно-бомбовые удары по военным и гражданским объектам Украины: школам, садикам, мирным кварталам, под угрозой также атомные электростанции. Поэтому Украина просит западных партнеров либо «закрыть» небо, либо предоставить Украине вооружение, способное эффективно противостоять врагу в воздухе.
«Накануне широкомасштабного вторжения мы наблюдали вокруг границ Украины авиационную группировку из 700 единиц различной авиационной техники: это и транспортные борта, и боевые (450 самолетов и 250 вертолетов), – рассказывает Юрий Игнат. – Они были сосредоточены вокруг наших границ на нескольких аэродромах, которые враг использовал для авианалетов. Понятно, что первый удар будет по нашим объектам, потому что Воздушные силы – это кость в горле врага. Следующим шагом были бы бомбардировщики, артиллерия, десант и сухопутные войска. Но, несмотря на то, что враг имел преимущество: соотношение сил, например, в самолетах, было один наш к шести их, мы дали достойный отпор и продолжаем защищать украинское небо, потому что это наша земля, наша территория, и мы должны ее защищать от оккупантов».
«НАД УНИЧТОЖЕНИЕМ ВРАГА РАБОТАЮТ ВСЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ЧЕТКОЙ
КООРДИНАЦИИ»
Большинство украинских летательных аппаратов еще советского периода, крайний самолет был выпущен в 1991 году. То есть за годы независимости Воздушные Силы не получили ни одного самолета. Вопрос переоснащения и модернизации Воздушных Сил поднимался не раз. На сегодняшний день в государстве удалось наладить только полный цикл производства современной техники радиотехнических войск, это радиолокационные станции, то есть «глаза» Воздушных Сил. Но, кроме «глаз», нужны «кулаки» – самолеты и зенитная ракетная техника. И Командование постоянно акцентировало внимание на необходимости обновления морально и физически устаревшего парка авиации и ЗРВ.
В Визии Воздушных сил до 2035 года было прописано видение – «Vision», какой должна быть модель этого вида ВСУ до 2035 года – организационно-штатная структура, вооружение и т.д. Планировалось, а по-другому никак, полностью отказаться от советского авиапарка (МиГ-29, Су-27, Су-24М, Су-25, Су-24МР) и к 2035 году перейти на единый многоцелевой истребитель, заменить советские зенитные ракетные комплексы на современные ЗРК западных производителей (или украинского производства), создать части, оснащенные новейшими беспилотными авиационными комплексами. Однако воплотить эти планы не удалось. Следовательно, в бой пришлось идти с тем, что есть на вооружении, используя уже выработанную стратегию действий в сложившейся обстановке 24 февраля.
Обо всех «сюрпризах», с которыми встретили врага Воздушные силы, Юрий Игнат не рассказывает, чтобы не отбирать хлеб у военных экспертов, которые, безусловно, еще проанализируют нынешнюю войну. Он указывает только на то, что враг не ожидал такого сопротивления, слаженности, силы боевого духа, а местами и самопожертвования украинских защитников неба. Также следует отметить и эффективную работу по маловысотным целям переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Это, в свою очередь, привело к существенным потерям россии во время десантных операций. Враг не смог одолеть сопротивление украинцев как в небе, так и на суше, поэтому перешел к более широкому использованию крылатых или баллистических ракет, которые запускаются с вражеских территорий или в акватории Черного моря.
«Система противовоздушной обороны государства включает в себя зенитное ракетное и истребительное прикрытие. Это очередные силы, в частности, зенитные ракетные дивизионы, истребители и другие подразделения, которые несут боевые дежурства в системе ПВО. И это не только Воздушные силы, но и ПВО Сухопутных войск и Военно-Морских сил, которые интегрированы в общую систему. Поэтому когда говорят, что ПВО сбила ракету, это не значит, что ее поразили только Воздушные силы. То есть над уничтожением врага работают все подразделения ВСУ в четкой координации, – объясняет Юрий Игнат. – Кроме того, мы не сидели последние 8 лет, а активно учились. Несмотря на то, что на вооружении Воздушных сил нет крылатых ракет, мы несколько лет учились их сбивать во время учений на государственном полигоне «Ягорлик». Каждую осень там проводятся учения зенитных ракетных войск, сбивающих воздушные цели. В роли мишени – беспилотники типа «Рейс», фактически имитирующие крылатую ракету по размерам и скорости. И благодаря этому опыту мы достаточно успешно сбиваем крылатые ракеты сейчас. Конечно, не все. Конечно, хочется больше, но мы уже научились «ловить» их даже истребителями, несмотря то, что двигаются они довольно низко над землей, огибая ландшафт. Ее достаточно хорошо слышно, поэтому иногда люди говорят, что это был самолет, а не ракета».
«НЕЛЬЗЯ ВОЕВАТЬ С ПИСТОЛЕТОМ МАКАРОВА ПРОТИВ АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА»
Ракеты могут запускать с кораблей, то есть с морского базирования, с самолетов – с воздушного и с наземного. Их нужно разделять на крылатые и оперативно-тактические комплексы типа «Искандер» или «Точка-У» – это баллистические ракеты, взлетающие вверх к стратосфере и на бешеной скорости двигающиеся вниз. Следовательно, как только ракета или самолет направляются в сторону той или иной области, включается система оповещения – воздушная тревога. Однако понять конечную цель выпущенной ракеты, то есть куда она двигается, достаточно сложно. Если ракета летит из акватории Черного моря на Киев со скоростью 800 км/ч, то у киевлян больше времени, чтобы спрятаться. Если она летит с территории Беларуси, например, в 300 километрах от украинской столицы, то времени гораздо меньше – минут 20. Воздушные силы фиксируют маршрут следования ракеты – примерно ее курс с точки А в точку Б, и предполагают, что в процессе она может менять свой курс направо, налево или вообще исчезать с радаров. Однако, как говорит Юрий Игнат, сложнее всего отслеживать ракеты с бомбардировщиков. Когда нанесли авиаудары по Яворивскому полигону, то ближе к Каспийскому морю взлетело шесть самолетов «Ту-160». Каждый такой стратегический самолет-ракетоносец может нести до 12 крылатых ракет. Скажем, крылатая Х-101, которые не раз запускали рашисты, может преодолевать расстояние в 5500 км. Цель тяжелая и малозаметная, впрочем, украинским истребителям, зенитным ракетным войскам удается поражать эти орудия убийства, чтобы уменьшить ущерб от нанесенного удара.
«Мы также несем болезненные потери, нас поражают и из воздуха, и на земле. Подвергается повреждениям техника, которую в нынешних условиях нет возможности отремонтировать или заменить. Поэтому мы сильно рассчитываем на поддержку и поставку техники от наших западных партнеров, – продолжает Юрий Игнат. – Мы встречаемся со многими журналистами западных СМИ, наши пилоты, хорошо владеющие английским языком, дают интервью в прямых эфирах для известных мировых телеканалов, мы стараемся донести наши потребности, чтобы наконец-то сломать хребет оккупанта в воздухе и защитить небо над Украиной. Мы благодарим за поддержку весь мир – и финансовую, и гуманитарную, и санкционную, и военно-техническую. Но ждем положительного решения правительств стран-партнеров относительно передачи Украине на любых условиях современных истребителей и техники ЗРВ. Ибо нельзя воевать с «пистолетом Макарова против автомата Калашникова». Даже подержанные самолеты, которые есть на складах США (F-15, F-16), имеют значительно более мощные РЛС, которые видят цели далеко, а также ракеты с активными головками самонаведения, которые могут поражать цели на больших расстояниях. Даже эти самолеты позволят нам на равных сразиться с врагом в воздухе. И когда говорят о блокадном Мариуполе и задают вопрос: почему украинская авиация не ударит по врагу. Честно? Мы бы с радостью, но потому, что оккупанты завезли на подконтрольную им территорию весь набор средств ПВО (С-300, С-400, «Панцирь»), направить туда самолет – это билет в один конец. Везде, где есть их войска, стоят современные средства ПВО и РЭБ, поэтому нанести массированный удар нереально, мы просто туда не долетим. То же самое касается захваченных АЭС – Чернобыльской и Запорожской, – где враг может искусственно создать техногенную катастрофу, традиционно обвинив в этом Украину».
«ВСЕ ОНИ ПРИЗРАКИ: ВЕДЬ ОНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАМ, ГДЕ ИХ НЕ ЖДУТ»
Воздушные силы Украины ежедневно доказывают, что «неимеющиеаналогов» российские самолеты и «суперсовременные» ракеты падают так же, как и любые другие. Вместе с тем украинские пилоты ежедневно показывают высокое мастерство ведения боя. Даже тот факт, что пилоты 40-й тактической бригады авиации из Василькова превратились в Призрак Киева, ставший легендой для украинцев, что свидетельствует о большой вере украинцев и восторге от своих героев. Достойную оценку получили отечественные пилоты и от западных партнеров, которые были удивлены тем, как можно на старой технике дать врагу такую взбучку. Поэтому вопрос о том, кто будет летать на современных истребителях, которых так ждет Украина, отпадает сам по себе. Юрий Игнат убеждает, что в Украине достаточно опытных пилотов, которые могут по ускоренной программе отработать навыки на тренажерах и уже через две-три недели возвратиться в строй в кабине американского многоцелевого истребителя. Только бы их передали Украине.
«Водитель со стажем, когда пересаживается с «Жигулей» на «Мерседес», не паникует, а заводит машину и едет. Наши пилоты уже имеют опыт полетов на многофункциональных легких истребителях F-15 и F-16, потому что участвовали в совместных с пилотами НАТО учениях в Староконстантинове. Некоторые наши лётчики неоднократно были в США, проходили соответствующие курсы. Да, они не летали самостоятельно на таких самолетах, но для овладения достаточно нескольких недель на тренажерах, чтобы получить нужные навыки, главное – научиться применению вооружения нового типа самолета, – отмечает Юрий Игнат. – В первые дни войны наблюдалась большая интенсивность сбивания вражеских самолетов. Мы не стали опровергать или подтверждать историю о герое-летчике Киева, который придумали люди в соцсетях. Даже немного подыграли, мол: «Посмотрите, что вытворяет этот парень». Чаты гремели от сообщений, даже девушки из Украины и из-за границы просили контакты нашего Призрака. Он уже стал легендой, украинским суперменом, мстителем, уничтожающим русню. Для нас каждый пилот – Герой. Призрак Киева – олицетворенный образ летчиков из Васильковской 40-й бригады тактической авиации, охраняющей небо столицы и соседних областей. По сути, все они призраки. И пусть враг их боится, ведь они появляются там, где их не ждут».