В «Дне» за 8.02.2000 появилась статья В. Могилы «Франкенштейны» спекулятивного бизнеса», где поддерживается моя точка зрения на деятельность олигархов в Украине. Спасибо! Но одновременно я хочу обратить внимание на два принципиальных заблуждения, характерных для многих сегодняшних сторонников «антиолигархической» точки зрения:
Первое заблуждение: олигархи скоро выйдут из «тени», вольют свои капиталы в хилую промышленность — и Украина расцветет, аки роза. Увы! НЕТ, НЕ РАСЦВЕТЁТ УКРАИНА, даже если все они выйдут из тени. И вот почему.
Сегодня мало кто отдаёт себе отчет в том, что в XXI веке мировое сообщество вступило в совершенно новую эпоху — эпоху высоких (информационных, генных и др.) технологий. «Индустриальная» цивилизация, в которой застряла Украина, полностью себя исчерпала — и материально, и идеологически — и обречена на вымирание. Стремительно растет интеллектуальная емкость не только высоких технологий, но и управленческих решений, в том числе на государственном уровне. В новой эпохе главной гарантией успеха всей страны, главной производительной силой, главным источником высокой добавленной стоимости и высоких прибылей становится ИНТЕЛЛЕКТ. В самом деле, взгляните, например, на список 25 самых богатых американских фирм 1999 года. Где там угольные или металлургические «генералы»? Нет их там и близко! (И даже нефтяная фирма лишь одна — «Еххоп Моbil»). А на первых местах там фирмы, в прямом смысле слова торгующие интеллектом: «Microsoft ($600 млрд.), «Intel» ($275 млрд.), «IBM» ($200 млрд.) и даже 25-я — хорошо известный интернетовский сервер «Yahoo!» со своими $114 миллиардами превышает годовой внутренний валовой продукт (ВВП) всей Украины в 46 (!) раз. Не говоря уже о том, что все эти фирмы вообще не энергоемки и просто девственно чисты с экологической точки зрения! Кстати, характерно, что в СЭЗ- ТПР Донецкой области подавляющая часть инвестиций направлена именно в эти же «тяжелые» отрасли прошлого века и ни копейки — в высокоинтеллектуальные технологии, хотя перчтобы Украина как можно дольше оставалось в той прошлой эпохе, ибо хорошо понимают, что вместе с «индустриальной» цивилизацией обречены на вымирание и они вместе со своим допотопным (но о-очень прибыльным!) бизнесом. Вот единственно возможный ответ олигархов на вызов XXI века!
Второе заблуждение: интеллектуалы и олигархи скоро подружатся и будут рука об руку (или голова об руку!) работать ради общей благородной цели. Это тоже мало реально, и вот почему:
а) интеллектуал — посол свободы, а олигархи умеют руководить только лакеями и приказчиками;
б) интеллектуал ощущает себя главным героем любого спектакля, а олигархи стремятся сделать его массовкой, да еще и бесплатной. вые на одну вложенную гривню дают не более 5 копеек прибыли, а высокие технологии — до 10 гривен на ту же одну гривню! (Я уж не говорю об экологической стороне вопроса). Поэтому если мы хотим спасти Украину — мы должны, мы обязаны ПРИНЯТЬ ВЫЗОВ НОВОЙ ЭПОХИ!
Но бизнес, основанный на перепродаже газа, нефтепродуктов, угля, электроэнергии, металла — это бизнес, полностью прорастающий из ОТЖИВШЕЙ «индустриальной» эпохи. Поэтому олигархи делают и будут делать всё возможное,
КСТАТИ
Впервые в рейтинг Fortune-500, который опубликован американским журналом в апреле и отражает результаты деятельности американских компаний в 1999 году, вошла компания, работающая только в Интернете, — AOL. Впервые же так близко к вершине рейтинга пробилась компания, руководимая менеджером-женщиной Кэрли Фиориной, — корпорация Hewlett-Packard заняла позицию номер 13.
Несмотря на то, что представители традиционной экономики — такие, как GM или Exxon Mobil, сохраняют позиции в верхней части списка, тем не менее «старичков» теснят представители экономики новой, отмечает Интернет-газета «КМ.РУ» (http://www.km.ru). Так, резкий рост доходов передвинул Microsoft со 109-го на 84-е место, Cisco Systems переехала со 192-го на 146-е место, а Oracle — с 234-го на 195-е.
Однако выгоды от использования Интернета не являются прерогативой высокотехнологичных компаний. «Различия между так называемыми старой и новой экономиками во многих случаях надуманны, поскольку рост американской экономики в целом был обусловлен невиданным по широте применением технологических решений», — говорит топ-менеджер Goldman Sachs Эбби Джозеф Коэн. Компьютеры и программное обеспечение помогают «старым компаниям» повышать эффективность менеджмента и в конечном итоге — рейтинг.
В результате компании, применяющие Интернет-технологии (даже если бизнес этих компаний не имеет к электронике никакого отношения), получают множество преимуществ и легко обходят своих менее «интернетизированных» конкурентов. Для руководителя GE Джека Уэлча Интернет стал чем-то вроде навязчивой идеи, в результате в 1999 году GE заработала более $10 млрд., став, таким образом, наиболее прибыльной компанией в рейтинге Fortune-500.
Компания Charles Schwab из Сан-Франциско также поставила Интернет в центр своей бизнес-модели. Благодаря повышению эффективности бизнеса (прибыль выросла на 69% , доход — на 39%) Charles Schwab переехала с 435-го на 343-е место в рейтинге. Более традиционный конкурент компании Charles Schwab — корпорация Merrill Lynch, которая отнеслась к возможностям Интернета более прохладно, переехала с 19-го места на 29-е.
Конечно, Интернет не единственная технология из числа возможных. Посмотрим на Wal-Mart. Со времен Сэма Уолтона Wal-Mart была пионером в применении передовых технологий. Именно это обстоятельство объясняет, как в условиях всеобщего розничного бума компания сохраняет и укрепляет свои позиции. Wal-Mart переехал с 3-го места на 2-е, обогнав при этом Ford и Exxon Mobil. Wal-Mart ныне является крупнейшим работодателем в списке Fortune — в сети супермаркетов Wal- Mart работают более миллиона человек. Это особенно впечатляет, если учесть, что штат GM и Ford — двух «идолов» старой экономики, вместе взятых, почти на 390 тысяч человек меньше, чем штат Wal-Mart.