Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Соглашения с Россией не стоят и бумаги...»

Мнения по поводу Большого договора разделились: одни – за денонсацию, другие – против. Аргументы сторон
17 января, 2018 - 18:44
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В последние дни активизировалась дискуссия по поводу, нужно или нет денонсировать так называемый Большой (базовый) украинско-российский договор. Полностью он звучит так — Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. После того, как Кремль напал на Украину, развязав войну и оккупировав часть нашей территории, он нарушил данный договор. Вот конкретная статья вторая: «Высокие Договорные Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ». Договор был подписан 31 мая 1997 года.

Конечно, Россия нарушили не только данный документ, но и другие международно-правовые акты — тот же Будапештский меморандум. Однако именно Большой договор является базовым в наших отношениях с Россией. Соответственно, возникает вопрос — почему Украина до сих пор не денонсировала данный документ? «Мы должны требовать от России его выполнять, а не разрывать, потому что в данном законе зафиксировано уважение к территориальной целостности и суверенитету Украины, уважение к международно определенным границам — а это Донбасс и Крым», — заявила на днях первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко. Она также прибавила, что «шокирована» позицией политиков, которые выступают за то, чтобы Украина первой вышла из данного договора, «чтобы не действовало никакое право, и мы сами подарим Донбасс и Крым».

Тем временем отреагировали в Москве. Российские СМИ распространили слова первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Константина Затулина, который предложил подвергнуть ревизии Большой договор между двумя странами. В частности, депутат от «Единой России» считает, что часть договора, в которой речь идет о признании странами территориальных границ, «односторонне выгодна» Украине. Затулин отметил, что при ратификации договора в 1999 году Россия подтвердила принадлежность Крыма и Севастополя Украине. Но далее в традиционно иезуитской и циничной форме он заявил: «Наша трактовка договора заключается в том, что признание границ взаимоувязывается с дружбой, сотрудничеством и партнерством. То есть — нет дружбы, возникает повод все вопросы решать заново, в частности и вопрос относительно границ». Хотя еще в июне 2017-го, по случаю 20-летия Большого договора, МИД РФ в заявлении отметило, что «само существование данного документа является залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений».

18 АПРЕЛЯ 1995 Г. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ БОРИС ЕЛЬЦИН НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ УКРАИНЫ ЕВГЕНИЕМ МАРЧУКОМ В МОСКВЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПАРАФИРОВАННОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЕЙ. ВМЕСТО ПЛАНОВЫХ 20 МИНУТ РАЗГОВОР ЗАТЯНУЛСЯ ДО 40 МИНУТ. УКРАИНСКАЯ СТОРОНА ОТСТОЯЛА СТАТЬЮ 2, В КОТОРОЙ ГОВОРИТСЯ, ЧТО «СТОРОНЫ... УВАЖАЮТ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ ДРУГ ДРУГА И ПОДТВЕРЖДАЮТ НЕРУШИМОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕЖДУ НИМИ ГРАНИЦ» / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЕВГЕНИЯ МАРЧУКА

Пойдет ли Россия на дальнейшие реальные шаги по такой специфической односторонней денонсации — увидим. Заявка сделана. Важно, какую все-таки официальную позицию занимает украинская власть. В Министерстве иностранных дел Украины нам заявили, что в ближайшее время они планируют провести пресс-конференцию и разъяснить журналистам свою позицию. Хотя в СМИ находим более раннее заявление тогдашнего заместителя министра иностранных дел Вадима Пристайко (декабрь 2016-го), который аналогично Ирине Геращенко заметил (ukrinform.ua): «В так называемом большом Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией написано, что Россия уважает территориальную целостность и нерушимость имеющихся границ. Пока этот пункт, который Россия не выполняет, есть в договоре, нам есть за что ее судить. А если бы мы позволили себе расторгнуть данный договор, россияне нам бы сказали: «Подождите, мы ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств». Поэтому мы не можем позволить России соскочить с такого крючка».

Есть и другие мнения по этому поводу, в чем можно убедиться ниже в комментариях экспертов.

«ОТКАЗ ОТ ДОГОВОРА — ЭТО ОТКАЗ ОТ ПРЕТЕНЗИЙ К РФ, В ТОМ ЧИСЛЕ, В СУДАХ»

Вадим КАРАСЕВ, политолог (ua.112.ua):

— Проблема закона о деоккупации и Большого договора заключается в юридическом определении РФ. В публицистическом ключе мы говорим, что Россия — враг. Некоторые доходят до того, что говорят: Россия — этнический враг. То есть, любой россиянин является априори врагом  и с ним вести себя нужно как с врагом. Но есть определение врага. Большой договор определяет Россию не как врага, а как друга. Ведь это договор о дружбе. И я не за то, чтобы от него отказаться, ведь отказ от него — это отказ от претензий к РФ, в том числе, в судах. С другой стороны, если мы принимаем закон о деоккупации, то мы определяем РФ как правового врага.

«НУЖНО БЫЛО ДАВНО ДЕНОНСИРОВАТЬ БОЛЬШОЙ ДОГОВОР»

Владимир ВАСИЛЕНКО, юрист-международник:

— По моему глубокому убеждению, нужно было давно денонсировать Большой договор между Украиной и РФ. Затулин либо не знает международного права, либо просто им грубо пренебрегает. В соответствии с Конвенцией о праве международных договоров одностороннее расторжение договора, то ли как реакция на его нарушение, то ли в силу других чрезвычайных ситуаций, не влияет на нормы соответствующего договора, если в нем определяется признание границ между государствами. Россия системно и капитально нарушила границы государства Украина и, соответственно, упомянутый договор. Несмотря на это она остается связанной нормами общего международного права, и за это она несет ответственность.

«ОТКАЗЫВАТЬСЯ ИЛИ ДЕНОНСИРОВАТЬ БОЛЬШОЙ ДОГОВОР БЫЛО БЫ ОШИБКОЙ»

Константин ГРИЩЕНКО, министр иностранных дел (2003—2005 гг., 2010—2012 гг.):

— Отказываться или денонсировать Большой договор между Украиной и РФ было бы ошибкой. Именно его положения являются правовой основой для того, чтобы убеждать наших международных партнеров и мировое сообщество поддерживать Украину в нашей борьбе за восстановление территориальной целостности. Данный документ для такой задачи очень важен, поскольку он был ратифицирован в свое время и действует до настоящего времени, ведь его никто не отменял. Безусловно, необходимо находить там те положения, которые вызывают серьезные вопросы. Например, там существует статья, которая гласит, что Украина и РФ являются стратегическими партнерами. После того, как мы в полном объеме восстановим свою территориальную целостность, возможно, мы еще раз вернемся к этому пункту, но это уже будет совсем другая ситуация. Игнорирование Большого договора со стороны РФ будет еще одной демонстрацией отказа со стороны Кремля признавать территориальную целостность Украины и ее суверенность. А это, в свою очередь, еще раз будет говорить, что РФ является источником угрозы миру и стабильности в Европе.

«СОГЛАСНО ДОГОВОРУ, КРЫМ — ЭТО ТЕРРИТОРИЯ УКРАИНЫ, А ВОЙНА НА ДОНБАССЕ — ЭТО РОССИЙСКАЯ АГРЕССИЯ»

Евгений МАРЧУК, глава рабочей группы по вопросам безопасности от Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске (посты в FB от 11 и 14 января в 2018 г.):

— 11 января 2014 года я поместил эту фотографию, хотя касается она событий 1995 года. Сделал я это не случайно.

До побега Януковича из Украины и лишения его полномочий Президента Украины Верховной Радой оставалось еще немного больше месяца. К открытой фазе оккупации Крыма Россией также еще около месяца. Что происходило в Украине и вокруг Украины в январе 2014 года, думаю, все хорошо помнят. Но меня тревожило поведение России в то время. И особенно ее поведение в Крыму. Это очень напоминало мне поведение РФ на полуострове в 1992—1995 годах, когда мне пришлось непосредственно заниматься нейтрализацией этого поведения.

К тому же, поскольку я имел прямое отношение к подготовке так называемого Большого (базового) украинско-российского Договора и парафировал его с российским вице-премьером Олегом Сосковцем, я очень хорошо помню, чего нам стоила статья 2 этого Договора «Высокие Договорные Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ».

Моя встреча с президентом России Борисом Ельциным состоялась именно по поводу этой статьи. Вместо плановых 20 минут разговор затянулся до 40 минут. Частично обсуждались 3 и 4 статьи данного Договора, где речь идет о нерушимости границ, мирном урегулировании споров и неприменении силы.

Статья 3: «Высокие Договорные Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и другие способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека и основных свобод, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права».

Статья 4: «Высокие Договорные Стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и во всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество с целью укрепления международного мира и безопасности. Они принимают необходимые меры для того, чтобы способствовать процессу общего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также усилению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности. Стороны прилагают усилия для того, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в отведении и урегулировании конфликтов и ситуаций, которые задевают их интересы».

Вот почему именно тогда, в январе 2014 года, я напомнил этим фото с Б. Ельциным в Кремле о договорных обязательствах России в отношениях с Украиной. Настоящий Договор после парафирования мной и Сосковцем в 1995 году без изменений подписан президентами обеих стран, ратифицирован парламентами обеих стран в 1997 году и зарегистрирован в Секретариате ООН.

И второе — вот почему я так остро реагировал и реагирую на поведение России по отношению к Украине.

Россия грубо нарушила данный Договор, нарушила Будапештский меморандум и еще целый ряд украинско-российских и международных договоров. И данный Большой (базовый) Договор не денонсирован Украиной до сих пор.

Почему Украина не ставила вопрос о его денонсации — это отдельная тема. Острая тема и, действительно, не однозначная. Несмотря на это, должен был бы быть хоть какой-то официальный комментарий, хотя бы со стороны МИД. Потому что прямого и однозначного ответа на этот вопрос для, как говорят, «простых» людей нет.

Не знаю, прочитал ли мой материал от 11 января Константин Затулин, но именно после моей публикации он внес в Госдуму предложение частично (!?!?) денонсировать этот украинско-российский Договор в той части, что касается «стороны подтверждают нерушимость существующих между ими границ». Именно как раз из-за этих двух слов «подтверждают нерушимость...» и состоялась тогда, в далеком 1995 году, моя встреча в Кремле с президентом РФ Борисом Ельциным. И тогда удалось убедить Б. Ельцина оставить в Договоре «подтверждают нерушимость существующих между ими границ». Согласно настоящему Договору, Крым — это территория Украины, а война на Донбассе — это российская агрессия. И этот Договор «действует».

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ