Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Солидарность Европы под угрозой

2 июля, 2003 - 00:00

Ослабевает ли солидарность Европы? После тяжелых переговоров по вопросу расширения ЕС, внутренних разногласий по поводу Ирака, расхождений по вопросу новой конституции ЕС и единой внешней и оборонной политики кто-то, действительно, может думать именно так. Согласно опросам общественного мнения, в нынешних странах-членах ЕС наблюдается существенное снижение уровня поддержки по отношению к расширению Европейского Союза. Вопрос европейской солидарности является фундаментальным, поскольку Европейский Союз не сможет существовать без солидарности, по крайней мере, в своей нынешней форме.

Чувство равенства и солидарности является обязательной основой любого демократического сообщества. В 1950-х годах британский социолог Т. С. Маршалл писал о достижениях человечества в области прав человека, начиная с гражданских прав в ХVIII веке, политических (демократических) прав в ХIХ веке и заканчивая социальными правами в ХХ веке. Именно эти три атрибута — либеральность, демократичность и социальная направленность — и характеризуют современное европейское государство.

Солидарность играла главную роль во многих событиях и процессах, имевших место в ХХ веке. Действительно, она служила движущей силой развития европейских стран после Второй мировой войны и привела к преобразованию их в «социальные государства», уделяющие особое внимание социальному обеспечению и программам, направленным на повышение благосостояния граждан. Такую «институционализированную солидарность» в национальном государстве можно измерить долей перераспределения ресурсов в ВВП страны.

Существует еще один уровень солидарности, который можно назвать универсальной, или глобальной солидарностью. Ее значение, определяющееся различными видами международной помощи, было весьма ограниченно до сих пор. Цель такой солидарности заключается в обеспечении не равенства прав граждан, а минимальных условий для жизни. Гуманитарные вмешательства, которые так часто обсуждались в 90-х годах, являются еще одним проявлением этой глобальной солидарности.

Между гражданской солидарностью на уровне национального государства и гуманитарной солидарностью на мировом уровне находится третий уровень солидарности, представляющий наибольший интерес для европейцев, а именно солидарность на уровне ЕС. На заре своего существования Европейское Сообщество заботилось, главным образом, об установлении мира, стабильности и демократии. Однако институционализированная солидарность приобретает все большее значение для европейской консолидации, а перераспределение ресурсов внутри Европы сыграло главную роль в модернизации Ирландии, Испании, Португалии и Греции.

В то же самое время, начиная с 70-х годов, Zeitgeist (дух времени) обернулся против идеалов солидарности. Солидарность отступила перед новыми требованиями индивидуальной свободы, и в еще большей степени перед безоговорочными требованиями экономической эффективности, настоятельность которых стала еще более довлеющей в результате глобализации. «Протест средних классов», все чаще отказывающихся платить за «неудачников», сопровождается ограничением бюджетных расходов, что также может сделать солидарность непозволительной роскошью в глазах общественности.

Поддерживать потребность в солидарности еще сложнее, когда она требует межгосударственного перераспределения ресурсов. Отказ нести трансфертные расходы, связанные с сохранением многонациональных государств, внес вклад в «бархатный развод» между Чешской республикой и Словакией, а также в сопровождавшийся драматическими событиями распад Югославии. Подобная напряженность существует и в некоторых западноевропейских странах, таких как, например, Бельгия, Италия, Испания.

Расширение Европейского Союза с перспективой увеличения межгосударственного перераспределения ресурсов, таким образом, обнажает самые острые и наболевшие вопросы европейской солидарности. Обещанные ежегодные денежные поступления от Европейского Союза странам-кандидатам в члены ЕС гораздо ниже денежных поступлений, предоставляемых ЕС своим нынешним членам. Например, Польша будет получать около 67 евро на душу населения в год в течение 2004 — 2006 годов, Венгрия — 49 евро, а Чешская республика — всего лишь 29 евро. В свою очередь, в 2000 году Греция получила от ЕС 437 евро на душу населения, Ирландия — 418 евро, а Португалия — 211 евро.

Нельзя не отметить и то, что в условиях медленного экономического роста Европа сегодня не чувствует себя такой богатой, как в прошлом, на более ранних этапах расширения ЕС. Однако разница в отношении к сегодняшним кандидатам на вступление выражается не только в бюджетных проблемах. Значительную, возможно, даже основную роль здесь играет изменение отношения граждан более развитых стран-членов ЕС и ослабление чувства долга, которое влечет за собой солидарность.

Чувство солидарности между странами-кандидатами и нынешними членами ЕС еще больше ослабляется из-за проблем внешней безопасности. Страны, готовящиеся ко вступлению в ЕС, только сравнительно недавно восстановили свою независимость, а поэтому у них сохраняется чувство неуверенности в собственной безопасности. Именно эта тревога в значительной мере способствовала тому, что они выступили в поддержку США в иракском вопросе, что, в свою очередь, вызвало раздражение некоторых европейских лидеров и снижение общественной поддержки в странах — членах ЕС по отношению к расширению Европейского Союза.

Еще одной потенциально существенной причиной ослабления европейской солидарности является меняющаяся архитектура ЕС. Разность статуса постепенно заменяет модель равных прав и обязанностей стран-членов ЕС. Десять лет назад Вольфганг Шойбле и Карл Ламерс предлагали создать «ядро Европы» — группу стран, которые ускорили бы интеграцию между собой. Подобные идеи, особенно касающиеся безопасности и внешней политики, активно множились с тех пор. Такая тенденция может внести свой вклад в еще большее ослабление солидарности и углубление внутриевропейских разногласий.

Процесс дифференциации — в определенной степени неизбежный, если принять во внимание число и разнородность стран-членов ЕС — усиливается и за счет отношения стран- кандидатов. «Возвращение в Европу» больше не является боевым кличем новых посткоммунистических демократий. Их основной темой общественных дебатов сегодня является финансовая поддержка со стороны ЕС и статус отдельных национальных государств, а не судьба Европы и общеевропейские проекты.

Обе стороны испытывают чувство страха и тревоги. И это понятно, учитывая масштаб расширения и необходимость внутреннего преобразования ЕС. Однако эти страхи и атмосфера подозрительности должны быть преодолены. Должно укрепляться взаимное доверие. Дебаты вокруг конституции Европейского Союза в последующие несколько месяцев должны сосредоточиться на следующих основных вопросах: почему и как народы Европы хотят жить вместе. Концепция солидарности должна занимать центральное место в этих дебатах.

Александр СМОЛЯР — президент Фонда им. Стефана Батория (Варшава), старший научный сотрудник Национального центра научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique) в Париже. Данная статья — из серии публикаций Рабочей группы, сформированной по инициативе президента Европейской комиссии Романо Проди. Группа занимается анализом долгосрочных духовных и культурных перспектив Евросоюза после его расширения.

Александр СМОЛЯР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ