В истории каждой страны есть люди, которые могут считаться «совестью нации», — это еще одно выражение, также полезное для политической имидж-информации. Их имена становятся своеобразным национальным мифом, примером для всего народа.
Стоит вспомнить Мохандаса Ганди, прозванного в Индии Махатмой («Большая душа»), который разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость, выступал против индо-мусульманских погромов и был убит шовинистами. С его именем и до сих пор связана вся государственная политика этой страны. Еще один пример — Нельсон Мандела. Осужден в 1964 году к пожизненному заключению, освобожден при поддержке мировой общественности в 1990 году, президент Африканского национального конгресса в 1991 г., борец за права «Черного континента», экс-президент ЮАР. По-видимому, следует вспомнить и одного из наиболее выдающихся ученых XX века Андрея Дмитриевича Сахарова, который почти всю свою жизнь добросовестно искупал причастность к изобретению «водородной бомбы». Он был одним из лидеров правозащитного движения в СССР; после публикации работы «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А.Д. Сахаров был отстранен от секретных работ, а после протеста против ввода войск в Афганистан правозащитника лишили всех наград и отправили в ссылку в город Горький. Еще один россиянин, благодаря которому мир узнал об «Архипелаге ГУЛАГ», автор художественного исследования государственной системы уничтожения людей в СССР, лауреат Нобелевской премии 1970 г. — Александр Солженицин, провел в сталинских лагерях 9 лет — с 1945 по 1953 гг. Он стал одним из творцов новой национальной идеи и вернулся в Россию только в 1994 году.
Время испытывает человека, а выводы делает история. Ответственность за свои поступки — это и дело совести в том числе. Пример бесспорного определения высшей правоты человека сделал поэт, политический узник СССР, украинец Василий Стус. В тюремном госпитале умер старый узник — литовец Клеманскис. На вечерней поверке Василий вышел впереди шеренги и сказал: «Не стало нашего товарища. Его лишили последнего утешения: чтобы в последний путь его провели те, кто делил с ним жизнь, хлеб и соль... Давайте сделаем для него то, что можем: снимем в память о нем шапки. Все, даже сучня (так называют в зонах тех, кто, выслуживаясь перед начальством, доносит на товарищей) сняли шапки, вся шеренга».(Дмитрий Стус. «Жизнь и творчество Василия Стуса», Киев, 1992.)
Такие люди не выставляют свою совесть, как товар на рынке. Это слишком большая цена, чтобы самоутверждаться таким способом.