Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Советы кандидатам

Битва за депутатский мандат будет не менее драматичной,чем за президентское кресло, прогнозируют политологи
14 сентября, 2005 - 20:50
ОСОБЕННОСТЬЮ ЭТИХ ВЫБОРОВ БУДЕТ ТО, ЧТО БОЛЬШИНСТВУ НАШИХ СОГРАЖДАН ПРИДЕТСЯ ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ ДВУМЯ «ЛЮБИМЦАМИ». И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СМОТРЕТЬ НА НИХ ИЗБИРАТЕЛИ БУДУТ БОЛЕЕ ПРИСТАЛЬНО, ЧЕМ РАНЬШЕ, СЧИТАЮТ ЭКСПЕРТЫ-ПОЛИТОЛОГИ. В ЧАСТНОСТИ, К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ «НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯ» И «ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ», ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, УКРАИНЦАМ НУЖЕН БУДЕТ СЕРЬЕЗНЫЙ ДОВЕСОК В ВИДЕ ВРАЗУМИТЕЛЬНОЙ И ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ НИХ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ / ФОТО СЕРГЕЯ ЧУЗАВКОВА / Киев

Скандалы и раскол во властной команде, свидетелями которых стала страна на прошлой неделе, ознаменовали не только начало политического кризиса, но и смену целого ряда принципов, установок и модели функционирования власти в Украине вообще. А также коренным образом изменили предвыборный политический ландшафт. К таким выводам пришли ведущие отечественные политологи, собравшиеся позавчера в Российском медиа-центре для обмена мнениями по поводу причин и последствий смены правительства в Украине. Кроме того, эксперты попытались спрогнозировать основные интриги, ход и результаты будущей парламентской кампании. А также протранслировали через СМИ целый ряд «полезных советов» как для участников конфликта, так и для тех политических сил, которые пока что выступают лишь в роли пассивных наблюдателей происходящего.

МЕЖДУ «ЮЩИЗМОМ» И «ПАРТИЗМОМ»

Вадим КАРАСЕВ , директор Института глобальных стратегий:

— Была бинарная модель власти — теперь будет бинарная модель выборов. Однако не по линии Ющенко—Янукович, а по линии Тимошенко— Ющенко. Вокруг борьбы двух лидеров, двух тенденций Майдана (майданников-революционеров и майданников-эволюционеров) и будет разворачиваться вся интрига и драматургия предвыборной кампании. Все остальные участники кампании — это статисты, массовка, политические силы, которые вынуждены будут встраиваться в эту основную игру.

С уходом премьер-министра Тимошенко в отставку фактически завершилась кучмистская модель президентской власти, которая опиралась прежде всего на административные рычаги. А с ее самостоятельным походом в избирательную кампанию фактически ликвидируется предвыборный проект власти — создание «блока трех». Если бы реализовался «блок трех» — это была бы победа властного начала в структуре власти над партийным. Поскольку это была бы партия власти, задача которой на выборах была бы — не бороться, а только участвовать и тем самым подтвердить президентский мандат 2004 года, быть своего рода добавочными президентскими выборами. Уход Тимошенко и распад «оранжевой» команды привел к тому, что теперь каждый будет принимать участие самостоятельно. Более того, они будут конкурентами. И теперь партии власти, которая будет партией только Президента, придется конкурировать, бороться за мандат не только в парламенте, но и за подтверждение мандата президента 2004 года. Отсюда и дилемма Президента после отставки правительства — как укрепить свою власть, которая сегодня практически распылена, размыта, диффузна. С одной стороны, ставка на эволюционеров и ставка на профессионалов, в том числе из предыдущей власти, говорит о том, что Президент старается формировать коалицию и в рамках административных элит, новых бизнес-элит. Я бы назвал эту линию «ющизмом» — восстановлением некоторых кучмистских механизмов власти. С другой стороны, есть партийный проект, который будет курировать Бессмертный, и ставка на партийный ресурс (партийный президент — партия — участие в выборах — депутатские мандаты — участие в формировании правительств). Очевидно, стратегия Президента сейчас, в условиях кризиса власти, будет балансировать между «ющизмом» (привлечением прагматических элит из предыдущего политического режима) и «партизмом» (ставка на свою политическую партию). В связи с этим у партии есть проблема — нет лидеров, нет лиц, кроме Президента. Поэтому, если Президент хочет, чтобы его партия была первой в списке победителей кампании и активно участвовала в формировании правительственной коалиции, он должен уже сейчас начинать избирательную кампанию, то есть полностью посвятить себя выборам. Для Президента это будет достаточно тяжелым шагом, потому что до сегодняшнего дня он был над процессом, над государством, он хотел править, но не управлять. А теперь ему придется и управлять, и участвовать, и быть во главе государства, а не над ним.

«ВПЕРЕДИ — НОВЫЕ КОНФЛИКТЫ»

Владимир МАЛИНКОВИЧ , директор украинского отделения Международного института гуманитарно- политических исследований:

— Наш Президент явно не дружит с Конституцией. Поскольку назначил и.о. премьера Еханурова, который не является членом Кабинета Министров. А в соответствии со ст. 15 Конституции Украины исполнять обязанности до назначения нового правительства может только член КМ в течение 60 дней.

На мой взгляд, сейчас политическая ситуация стала намного интересней. Она, кроме прочего, обострила интересы граждан, а это способствует развитию гражданского общества. Очень многим людям теперь приходится выбирать между двумя любимцами. Следовательно, смотреть немножко глубже, чем просто на внешность того или иного политика.

У Юлии Владимировны есть очень серьезные шансы быть главной фигурой предвыборной кампании. Правда, при условии, что у нее появится медиа-ресурс. Премьером она оказалась не Бог весть каким, а вот эмоционально воздействовать на публику она может лучше всех наших политиков. Ющенко здесь слаб, как и во многих других отношениях.

Тимошенко также во время своего телевизионного выступления сделала очень выгодный для себя ход — соединила две полосочки: оранжевую и синюю. И таким образом показала, что для нее открыт путь на Восток Украины — с одной стороны. И с другой стороны — что она готова искать коалицию в случае удачи на выборах-2006 как с «оранжевыми», так и с «синими». Союз с «синими» ей даже более удобен, так как в течение всей предвыборной кампании, скорее всего, будет острая конкуренция между «оранжевыми» и Юлей, острый конфликт между радикалами и умеренными. Вопрос в третьей силе. Две силы мы сегодня видим — это бывшая власть и нынешняя власть. Однако для того, чтобы усилить свою команду, «оранжевые» должны кого-то подтянуть на первый номер списка. У них никого нет, по рейтингу приближающегося к Тимошенко. Вероятнее всего, они попытаются подтянуть Литвина, у которого очень высокий личный рейтинг, но это вызовет конфликт уже в новом составе «оранжевых». Так что я предполагаю, что там еще не все закончилось, и впереди — новые конфликты.

«Синие» же на сегодня имеют очень невыразительное лицо, а именно — лицо Януковича. И для того, чтобы быть серьезной фигурой на парламентских выборах, им нужно менять и стратегию, и тактику, и лицо. И тогда они, получив, скажем, 15% или даже 25% голосов, вполне могут составить Юлии Владимировне компанию в новом правительстве, которое придет после 2006 года.

«ПОЛИТИКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ»

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:

— Этот кризис был ожидаем. Где-то с мая избиратели, обыватели, эксперты — все его ждали. Никто не знал, как это будет происходить, но то, что власть противоречива и рано или поздно будет разыграна игра «Кто лучше? Кто перспективнее?», было очевидно. Тем более, что все это было приправлено мощнейшими экономическими конфликтами.

С одной стороны, после того как сойдет пена, мы все будем вынуждены признать, что на самом деле ничего особенного в событиях последних дней нет. Все революции — левые, правые — после прихода революционеров-романтиков заканчивались приходом прагматиков. Например, Черномырдина после Гайдая в России в начале 90-х. Особенность Украины состоит в том, что здесь ожидалось, что радикалы будут реформаторами. А оказалось, что они — державники-социалисты. Причем — с несистемными подходами. И все это было хорошо приправлено утопизмом.

Кстати, одна из проблем, с которой сталкивается Украина, — не столько внутренняя, сколько внешняя. Наблюдается огромное разочарование в том, что происходит в Украине, во внешнем мире. Западные политики, эксперты удивлены — почему, имея такой шикарный карт-бланш на быстрые динамичные изменения, власть занималась популизмом, наращивала электоральные мускулы и в итоге растранжирила все, что имела?

Главные внутренние проблемы: первая — авторитаризация сознания. Удивительно, полгода все социологи, журналисты говорили о росте рейтинга доверия. На самом же деле это был рост доверия в условиях роста веры. Этот рейтинг не подкреплялся практическими делами институционального характера. И, как результат, формируется запрос на авторитарный тип не просто политика, а руководителя. Люди хотят руководителя, который бы навел порядок и среди «синих», и среди «оранжевых», и среди «красных». Это страшно — потому что формируется запрос на простые решения, на простой тип политика, на простой тип правителя. И это продукт деятельности революционеров.

Вторая проблема — кризис легитимности. Она связана не только с падением доверия к власти, а прежде всего — с новыми экономическими процессами.

Третья проблема — мы имеем уникальную ситуацию, когда никто из субъектов нового конфликта не имеет программы действий, альтернативы. Фактически наша политика сейчас превращается в сведение счетов, в этакий психологический реванш: «Как хорошо, что у этих не получилось!». Возникает риторический вопрос, который будет повесткой дня на выборах: а что вообще должно получаться?

Мой прогноз на выборы: партия власти, вероятнее всего, будет консолидирована. «Наша Украина» будет долго и плотно работать, чтобы привлечь в блок НПУ Литвина. Такой блок может рассчитывать на результат — максимум — 25%. Если же этот блок не сложится и Литвин пойдет как самостоятельная сила (скорее всего, тоже блоком), то результаты будут печальные и у тех, и у других. Партия власти на базе «Нашей Украины» наберет максимум 20% (а реальнее всего — 16—18%). Блок Литвина в условиях кризиса может рассчитывать на результат до 10%. Для блока Януковича 12— 14% — это счастье. Реально же они, скорее всего, возьмут около 10%. КПУ — от 7% до 10%. Социалисты растеряли все дивиденды, в том числе и имидж «моральной силы». Они могут рассчитывать на 5—6%. «Держава» с ПСПУ — интересный агрессивный проект — могут взять барьер. Амбиции Леонида Кравчука — очень красиво, но... Думаю, барьер они смогут взять, но не более того. Вообще, этот проект технический и, скорее, играет роль некоего скрейтера для формирования будущей антипрезидентской оппозиции, скажем, в формате блок Кравчука, плюс блок Януковича, плюс, может быть, БЮТ.

В чем проблема выборной архитектуры? Главная — в том, что никто не сможет создать большинство. А с 1 января в силу вступает конституционная реформа. Что это значит? Мой прогноз: осень- 2006 — вторые парламентские выборы. И вот там изменятся игроки. Главные агенты — блок Тимошенко против блока Литвина. И в 2007 году в таком случае не исключены досрочные президентские выборы.

Краткие рекомендации: «оранжевым» необходимо избежать прямого конфликта с Юлией Тимошенко. Им было бы более комфортно оппонировать «синим», «красным», но борьба с Тимошенко — это практически самоуничтожение. Поэтому теперь нужно думать о технических проектах — мощных, серьезных, которые могли бы оттянуть «интригу Тимошенко» на себя.

В ЛОВУШКЕ СТАГФЛЯЦИИ

Владимир ФЕСЕНКО , глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Основания для отставки правительства, с точки зрения результативности его работы, к сожалению, были. Причина первая и самая серьезная — страна в результате несбалансированной социально-экономической политики оказалась в ловушке стагфляции. Одновременно мы имеем и спад промышленного производства, и усиление инфляции. Это обычно называют стагфляцией. Это очень серьезная проблема. И, с этой точки зрения, Юлия Тимошенко как премьер очень вовремя ушла, не понеся ответственности за результаты своей социально-экономической политики.

Что касается нового правительства, то премьерство Еханурова — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Если посчитать голоса тех, кто, вероятно, поддержит Еханурова на посту премьера (а это «Наша Украина», скорее всего, НПУ Литвина, СПУ, УНП, НРУ, ПППУ), то в сумме набирается 167 голосов. Этого явно недостаточно. В то же время, тех, кто будет наверняка голосовать против (а это КПУ, БЮТ, СДПУ(О) и, скорее всего, ПРП) — 132 голоса. Остается еще 127 голосов условного «болота», из которого больше всего голосов у Партии регионов. Весьма значима также доля внефракционных депутатов. Именно от них будет зависеть утверждение Еханурова на посту премьера. И, с этой точки зрения, для Ющенко сейчас крайне важно обеспечить непрямое расширение пропрезидентской коалиции в Верховной Раде. Это не будет большинство в классическом понимании слова. Но «меморандум стабильности», о котором сейчас идет речь, на мой взгляд, — первый шаг на пути непрямого расширения коалиции.

Что касается предвыборного ландшафта, то я не согласен с формулой о бинарной модели будущих выборов. Однако согласен, что основное противодействие на этих выборах будет между политическими силами, поддерживающими Ющенко, и силами, поддерживающими Тимошенко. Однако фаворитов на выборах будет три. Третий фаворит — это Партия регионов, или блок Януковича. И, при всей невнятности и откровенной слабости Виктора Януковича, смена его как лидера приведет к тому, что ПР потеряет как минимум половину своих сторонников. Дело в том, что Янукович стал после президентских выборов символическим лидером. Он растратил капитал реального лидерства в глазах политической элиты Востока и Донбасса, но в глазах достаточно большой части избирателей он остается символическим лидером Востока. Я думаю, что ПР, или блок Януковича, на следующих выборах наберет не менее 15% голосов.

Что касается двух фаворитов, то здесь интрига связана с тем, что для Ющенко обязательно нужно формировать блок. В него могут войти НРУ, Народная партия Литвина. Будет идти борьба за ПРП, хотя уже сейчас очевидно, что ПРП, скорее всего, либо полностью, либо частично уйдет в сторону Тимошенко. Если же на выборы НСНУ пойдет отдельно, его ожидает сокрушительное поражение. Поскольку сейчас, после недавних событий, он воспринимается как партия ближайшего окружения Ющенко, которое услышало в свой адрес обвинения в коррупции. Общество не будет разбираться, подтверждаются эти обвинения или нет, оно им просто верит. Верит априори, потому что власть не может не быть коррупционной. И в данном случае, поскольку есть проблема компенсации лидеров, нужно сепарировать «хороших» лидеров от «плохих». Нужно найти «плохих» ребят, которые понесут ответственность за плохие результаты работы новой власти.

Важен также для НСНУ вопрос первого номера в списке. Если не Президент, то кто? Я рискну высказать гипотезу: будут уговаривать Луценко. Поскольку только Луценко может «перебить» ресурс антикоррупционных политиков, которых уже полностью пытаются взять на свое вооружение Тимошенко и Зинченко. Но здесь есть один принципиальный момент. Может возникнуть опасный прецедент — когда на выборы в составе партийных списков пойдут руководители силовых структур. Турчинов уже в отставке, и с этой точки зрения — это хорошо. Теперь вопрос к Луценко. Он должен заявить обществу уже в ближайшее время — либо он идет на выборы как политик (а это значит, что в течение нескольких месяцев он должен уйти с поста министра внутренних дел), либо он не будет участвовать в выборах.

Евгений КОПАТЬКО , Донецкий информационно- аналитический центр:

— За четыре дня до начала кризиса мы провели исследование, которое показало: 61% населения страны считает, что в Украине разворачивается экономический кризис. Также можно говорить о том, что и Ющенко, и Тимошенко уже прошли пик своей политической популярности. Рейтинга выше, чем был летом, у них уже не может быть, по определению. А учитывая все эти конфликтные ситуации — тем более. Сейчас власть дает массу поводов для критики. И это формирует поле для работы оппозиции.

«ТИМОШЕНКО ОКАЗАЛАСЬ НИКОМУ НЕ НУЖНОЙ»

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ , директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Это правительство и, прежде всего, Юлия Тимошенко не имела субъекта, кроме народа вообще, на которого она могла опираться, — ни внутри страны, ни вне ее. И это еще один очень важный момент, который предопределил ее судьбу.

Еще один элемент — ненадобность этого правительства для внешних субъектов. Украина пока, как ни силится быть субъектом во внешней политике, тем не менее остается, в основном, объектом политики других государств. В частности, Россия в последнее время ведет себя так, как будто ей вообще не интересно с Украиной говорить о чем-то всерьез. И она договаривается с теми, кто опекает новую украинскую власть, то есть с американцами, с Европой. Таким образом, они уже решили один вопрос — я имею в виду договоренность между Путиным и Шредером в ущерб интересам Украины.

Правительство же Тимошенко не нужно было ни американцам, ни русским. И они это показали довольно ясно. И в том, что в вопросе отставки Тимошенко на Ющенко, кроме «семьи», оказывалось колоссальное давление США, я практически не сомневаюсь. Обычно у нас складывалось так, что если США чего-то хотят здесь, в Украине, то русские хотят противоположного. Отставка Тимошенко — уникальный случай, когда интересы обоих этих государств в Украине совпали.

У Ющенко был хороший шанс — и теоретически его можно было реализовать — получить большинство для Ющенко и Тимошенко в следующем составе парламента. Причем большинство уверенное. Но Ющенко этот шанс фактически утратил. И сейчас, на мой взгляд, в следующем составе парламента большинство может быть организовано и без НСНУ. И это было бы неплохо с точки зрения политической системы, потому что таким образом мы будем плавно переходить к европейскому варианту. Причем сразу будем начинать с варианта, когда президент представляет одну политическую силу, а лидер парламентского большинства — другую.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ