Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Современные альтернативы в монетарной политике

12 августа, 2000 - 00:00

Фиксированные обменные курсы пользовались популярностью в жесткой борьбе против инфляции, в последние двадцать лет весьма характерной для многих возникающих рынков, в особенности в Латинской Америке. Такие «якоря» успешно справлялись с инфляцией и даже подавляли гиперинфляцию. Однако, после победы над инфляцией политики стали искать большей свободы действий при управлении обменными курсами и переключаться на промежуточные системы, включающие привязанные, но поддающиеся корректировке обменные курсы, коридоры обменного курса, ползущую привязку и предварительно объявленные курсы. Финансовая паника трехлетней давности сильно подорвала эту тенденцию, поэтому режимы обменных курсов, ранее считавшиеся экстремистскими, снова оказались объектом пристального внимания. В настоящее время, по всей видимости, правительства предпочитают либо гарантировать фиксированный обменный курс через определенные институционные механизмы, либо же выбирают систему свободно плавающего курса и воздерживаются от интервенций на валютном рынке с целью защиты внутренней валюты. Первая схема — т.е. усиленный фиксированный обменный курс — на сегодняшний день находит свое отражение в аргентинском валютном регулировании, во введении общей валюты (скажем, евро в Европе), и в отказе от внутренней валюты в пользу американского доллара (такую политику проводил Эквадор, и недавно ей стала следовать Панама).

Вторая схема — свободно плавающий обменный курс — упраздняет любую форму привязки курса. Но поскольку поддержание стабильности экономики требует привязки к какой-нибудь номинальной величине, то все большую популярность стал приобретать режим так называемой «регулируемой инфляции». В Латинской Америке Чили, Колумбия, Мексика и Бразилия отказались от применения валютного коридора и прочих механизмов, призванных защитить ориентиры привязанных обменных курсов, вместо того разрешив своим валютам свободно плавать. Эти свободно плавающие системы опираются на формально запланированные инфляционные показатели, к которым привязывается государственная монетарная политика.

Планирование инфляции сочетает в себе гибкость плавающих обменных курсов со строгой монетарной политикой, направленной на сокращение инфляции и на поддержание ее низких темпов. Такого рода режим основывается на формально объявленном государством целевом уровне инфляции (ее среднегодовых темпах или же узкого коридора изменения), которого должен придерживаться Центральный Банк. Как только задача поставлена, Центральный Банк прогнозирует темпы инфляции в будущем и сравнивает их с заложенными. Затем для ликвидации разрыва между этими двумя показателями используется монетарная политика (как правило — изменение процентной ставки). Такой режим, выработанный в начале 1990-х годов в Новой Зеландии, был затем взят на вооружение Австралией, Канадой, Финляндией, Израилем, Швецией и Великобританией. Совсем недавно этот режим начал применяться в странах с возникающими рынками — Южной Африке, Чешской Республике, Южной Корее и Польше. В настоящее время возможность использования данного режима рассматривается в ряде прочих стран, выбравших гибкий обменный курс.

Планирование инфляции считается альтернативой «монетарному якорю», когда объектом планирования является объем денежной массы (такой политике следовал немецкий Бундесбанк накануне введения евро). Предполагаемое преимущество инфляционного планирования перед планированием объема денежной массы состоит в недостаточной прозрачности последнего (как правило, общественность не следит за различными денежными аггрегатами). Точно так же, планируемый уровень денежной массы плохо поддается калибровке по причине нестабильного спроса на деньги, типичного для возникающих рынков.

Однако эффективное проведение режима планирования инфляции требует независимости Центрального Банка от политического контроля и вмешательства. ЦБ должен самостоятельно назначать размер процентной ставки и проводить прочие необходимые изменения. В обмен на независимость Центральный Банк берет на себя обязательство достичь плановых показателей инфляции, а также информировать общественность и правительство об избранной монетарной стратегии, решениях и результатах.

Сочетание свободно плавающего обменного курса с инфляционным планированием оказалось достаточно успешным при осуществлении контроля за инфляцией; при этом обменные курсы валют не подверглись чрезмерным колебаниям, что позволило избежать неопределенности и прочих потрясений. Свежий опыт Бразилии действительно кажется позитивным. Несмотря на большую девальвацию реала сразу после отмены фиксированного обменного курса в Бразилии, инфляция была удержана в пределах, определенных минфином — 8 процентов.

Но планирование инфляции на возникающих рынках не проходит безболезненно. Чтобы такая система начала работать, Центральному Банку необходимо точно знать, как влияют на инфляцию изменения в монетарной политике, скачки обменных курсов и прочие факторы. Но экономики, страдающие от относительно высоких темпов инфляции или осуществляющие либерализацию торговли и иные реформы, вряд ли бывают стабильными, и поэтому поступающая информация быстро устаревает. Возникающая неопределенность усложняет процесс принятия решений Центральным Банком и подрывает доверие к нему. Более того, в высоко долларизованной экономике колебания обменных курсов, пусть даже не оказывающие серьезного влияния на экономику, могут нежелательно сказаться на распределении доходов, ударяя по той части населения, активы и пассивы которого деноминированы в иностранной валюте.

Несмотря на наличие вышеперечисленных проблем, значительное преимущество инфляционного планирования заключается в его ясности, прозрачности и гибкости, и поэтому на него следует обратить внимание странам, выбирающим систему свободно плавающего обменного курса и ищущим макроэкономической привязки. Опыт азиатского кризиса показывает, что стабильность финансового сектора имеет решающее значение в борьбе с кризисами, и эта стабильность призывает к четким монетарным правилам: либо к строго фиксированному режиму обменных курсов, либо к режиму инфляционного планирования. Опыт внедрения промежуточных режимов, в особенности допускающих большую степень свободы, показывает, что они создают неопределенность в финансовом секторе, и это подпитывает макроэкономическую нестабильность.

Доктор Блейер является старшим советником по азиатскому и тихоокеанскому региону при Международном валютном фонде. Он преподает международную экономику в Центрально-Европейском Университете в Будапеште и в Университете Сан Андрес в Аргентине. Доктор дель Кастильо является приглашенным профессором факультета экономики и старшим научным сотрудником Института латиноамериканских и иберийских исследований Колумбийского университета.

Марио БЛЕЙЕР и Граcиана дель КАСТИЛЬО Проект Синдикат, июль 2000
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ