Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Союзная угроза»

«Во время российско-белорусских учений «Запад-2017» существует опасность формирования наступательной группировки на севере. Мы должны быть готовы к любым сценариям», — эксперт
14 августа, 2017 - 19:00
ФОТО РЕЙТЕР

Три года назад в эти дни проходила операция Вооруженных сил Украины по освобождению украинских городов Донбасса от российских и коллаборационистских сил. Украинские войска уже вплотную приблизились к главным городам в регионе — Донецк и Луганска, но освободить их так и не удалось. В эти же дни на фронте произошел перелом не в нашу пользу. Российские войска и до этого находилось на территории Украины, но после того, как над оккупированными Кремлем территориями появилась «угроза» освобождения, нашу границу открыто пересекли дополнительные российские части, остановившие движение украинских войск. Дальше был Иловайский котел на День Независимости — трагедия, которая окончательно надломила, главным образом психологически, ВСУ и добровольцев. На то время с украинской стороны уже были существенные потери среди военнослужащих, а особенно в вооружении и технике. Конечно, противоположная сторона имела потери не меньше, а то и больше. Однако на то время активные боевые действия были остановлены и был подписан невыгодный для Украины Минский протокол. Часть экспертов и военных еще тогда отмечали, что украинскому военно-политическому руководству нужно было избрать другую тактику ведения боевых действий — не дробить силы, которых и так не хватало, чтобы брать в кольцо Донецк и Луганск, а выдавливать вражеские войска. Надеемся, со временем ясности станет больше.

Три года позади, но угроза с северного востока и даже севера остается не меньшей. С одной стороны, российские войска продолжают находиться в Крыму, на части Донбасса, а также на территории РФ у границ Украины, а с другой — на сентябрь запланированы мощные российско-белорусские учения «Запад-2017» на территории Союзного государства. «Это будут крупные учения от Кольского полуострова до Воронежа с привлечением всех военных компонентов, вплоть до Военно-космических сил, — заявил во время встречи с Летней школой журналистики «Дня» бывший председатель СБУ Игорь СМЕШКО. — Эти учения, в первую очередь для испытания нервов Украины и наших северо-западных соседей. Они направлены на демонстрацию военной силы как для собственного населения, так и для Западного мира».

«Не разглашается количество войск, место проведения учений, перечень разворачивающихся частей. Если это оборонные учения, то указанные параметры должны быть публичными — Венский документ требует этого, — продолжил тему на той же встрече бывший первый заместитель начальника Генштаба ВС Украины Игорь КАБАНЕНКО. — Следует отметить, что проблема с этими учениями возникла достаточно давно из-за планирования российским генштабом огромного количества железнодорожных платформ для перебрасывания российских войск на территорию Беларуси — было запланировано более четырех тысяч железнодорожных вагонов и платформ. Такое их количество может перебросить на большое расстояние целую армию».

Президент России Владимир Путин 10 августа внес в Государственную Думу проект федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Украиной и Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г.».

Сам протокол, который вспоминается в законопроекте, был подписан 2 ноября 2016 года в Минске. Речь идет об уточнении понятийного аппарата соглашения, а также о внесениях изменений, касающихся организационно-штатной структуры Вооруженных сил Российской Федерации и порядка применения оружия и боевой техники дежурными по противовоздушной обороне при совместном выполнении задач боевого дежурства.

Однако сам законопроект внесен в парламент как раз за месяц до совместных учений на территории Беларуси, что доказывает взаимосвязь этих моментов.

На эту деталь, в частности, обратил внимание представитель Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений МАРЧУК, который на своей страничке в Facebook написал: «Обратите внимание на следующее. Протокол был принят еще 3 февраля 2009 года (за 4 года до войны!), подписан 2 ноября 2016 года в Минске (на третий год войны) и подан в Госдуму на ратификацию только 10 августа 2017 года (на четвертый год войны и за месяц до крупных российско-белорусских военных учений на территории самой Беларуси). Думаете, это такая неповоротливая российская бюрократия? Для тех, кто не знает, противовоздушная оборона Союзного государства это не только ракеты ПВО, это и истребительная авиация, и мощные радары раннего выявления, и некоторые компоненты воздушно-космических войск ВС РФ. Но это только начало для анализа. Вспомним, где недавно находился с дружественным государственным визитом Президент Беларуси Лукашенко и какие красивые проукраинские заявления он делал. Чтобы не расслаблялся. Мы знаем, что «внешняя граница Союзного государства» проходит и по белорусско-украинской государственной границе».

Несмотря на предостережение профессионалов, в Генштабе считают, что «нет причин беспокоиться, что мы можем иметь хлопоты, связанные с данным документом». «Вопрос касается сугубо технической наработки данного документа, — заявил спикер ГШ ВС Украины Владислав СЕЛЕЗНЕВ (interfax.com.ua). — Начиная с 2009 года Союзное государство Беларуси и РФ осуществляет совместный контроль воздушного пространства над территорией двух государств. Что касается контроля  воздушного пространства над территорией Беларуси, то этим занимаются соответствующие подразделения ПВО ВС Республики Беларусь. Чтобы адаптировать документ, зафиксированный в 2009 году, президент России подал протокольное поручение, чтобы привести его в соответствие с современными реалиями. Что касается позиции ВСУ, то Воздушные силы ВСУ выполняют задачи исключительно в воздушном пространстве нашей страны».

Прежний заместитель начальника генерального штаба ВС Украины генерал-лейтенант Игорь РОМАНЕНКО считает, что причины для беспокойства все-таки есть, «соответственно наши силы и силы стран-партнеров должны провести адекватные мероприятия». «Нужно четко понимать, что за счет Беларуси Россия получает новые возможности для расширения действия своей системы ПВО, — сказал он в комментарии «Дню». — РФ является нашим противником, и то, что она усиливает свои позиции, говорит, что мы должны быть готовы к любым сценариям против нас. Фактически они заходят не только на наши северные границы, но и на восточные границы Польши и стран Балтии. В первую очередь они будут осуществлять радиолокационную и радиотехническую разведку благодаря своим средствам, которые, в свою очередь, будут расположены на небольшом расстоянии от границ. России это даст возможность привлекать средства активных родов войск, которыми является истребительная авиация, зенитно-артиллерийский комплекс и подразделения радиоэлектронной борьбы. Когда наводят истребительную авиацию, то формируется поле наведения, то есть то поле, куда могут быть направлены истребители, бомбардировочные самолеты и самолеты-разведчики. В данном случае в качестве целей будут наши летательные аппараты, летательные аппараты Польши и стран Балтии. Путин хочет принять соответствующий закон «Об общей охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве» одновременно с учениями в Беларуси. Во время этих учений Кремль заведет в Беларусь свои войска и, скорее, там их и оставит. Останется боевое дежурство ПВО в общей системе. Белорусские силы будут в этом принимать участие, но руководить все ровно будут россияне».

«Нам Россия в течение всей независимости предлагала объединить систему ПВО для получения дополнительных возможностей контроля воздуха из границ Украины, — замечает Игорь Романенко, который принимал участие в подобных переговорах с РФ. — То есть РФ таким образом хотела возобновить ПВО в тех пределах, которые были еще в советское время. Украина на это не соглашалась, ведь было понятно, что тогда Украина станет тем самым, чем есть в настоящее время Беларусь». Кстати, не все сферы удалось защитить. Например, практика совместных коллегий ФСБ и СБУ была введена еще во времена, когда возглавлял Службу безопасности Украины Леонид Деркач. Потом это было возобновлено во время президентства Виктора Януковича. Поэтому когда Россия ударила, оказалось, что наша спецслужба фактически развалена.

Между тем, президент Беларуси Александр Лукашенко выразил обеспокоенность возобновлением пограничных зон на границе с Россией и охлаждением отношений между странами. Об этом он заявил в эфире одного из русских телеканалов. «Мы гордились тем, что у нас равные права для россиян и белорусов. Сегодня уже начинаются выходки на границе, пограничников россияне вывели на границу, таможенники начинают вести себя непонятно как, блокируют товары. Люди из третьих стран только через международные пункты пропуска — то есть недоверие уже к нам», — заявил Лукашенко.

Такие заявления и поведение белорусского президента по большей части являются актерской игрой, за которой постепенно распространяется реальное российское влияние. «Я считаю, что Лукашенко не идиот, — комментирует «Дню» белорусский политолог Виктор МАРТЫНОВИЧ. — Ситуация с наличием в Беларуси большого контингента российских Вооруженных Сил ставит под сомнение монополию власти Лукашенко. Он привык быть главной инстанцией у себя в стране. У нас даже охотничье оружие пытаются лишний раз не разрешать людям иметь, чтобы не увеличивать количество оружия на руках населения. Потому я сомневаюсь, что Лукашенко в условиях такой демилитаризации позволит оставить российский контингент. В Беларуси законы и соглашения действуют до того момента пока они не начинают вызывать опасения у Лукашенко. Конечно, меня беспокоят совместные учения РФ и Беларуси, в которых можно видеть антизападные интенции. Но Лукашенко живой, здоровый и хитрый... Здесь есть и другой момент. По моим субъективным наблюдениям Владимир Путин является более популярным политиком среди белорусских силовиков, чем Лукашенко. Считаю, что последний это осознает и, соответственно, делает выводы».

Следовательно, комплименты Лукашенко в адрес украинцев и его периодическая критика России вовсе не значит снятие опасности для Украины с востока и севера. Игорь Кабаненко подчеркивает, что «существует угроза формирования наступательной группировки вблизи наших северных границ, своеобразного силового нависания с севера от Чернигова до Ковеля». «Возможны разные сценарии, надеюсь, что в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины анализируют ситуацию и принимают соответствующие меры, — говорит адмирал. — Мы помним, как развивались события в 2014 году, когда российские войска стояли около Чернигова в направлении Киева. По моему мнению, Украина должна быть готовой к адекватному реагированию».

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ