Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасите эту стену!

Берлинцы хотят сохранить «доказательство того, что они когда-то были разделены» — в назидание будущим поколениям
4 апреля, 2013 - 11:58
75% ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА — ПРОТИВ РАЗРУШЕНИЯ ОСТАТКОВ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Недавно на мою электронную почту пришло письмо с призывом подписать электронную петицию, созданную с помощью сервиса Change.org, в защиту Берлинской стены. Задача кампании, организованной Альянсом защиты галереи Истсайд (East Side Gallery), собрать во всемирной сети 150 тысяч подписей. Собрав нужное количество подписей, можно поставить вопрос о предоставлении Берлинской стене статуса памятника, который подпадает под защиту государства.

Дело в том, что историческому памятнику угрожает застройка. Ситуация очень знакома киевлянам. Инвестор приобрел землю в восточном Берлине еще в девяностые. После строительного бума в Германии свободной земли в западной части столицы уже почти не осталось, и бизнес начал активнее двигаться на восток. Вот здесь и пригодилась часть земли у Берлинской стены и прилегающей к ней «полосе смерти» на набережной реки Шпрее. На этой территории запланировано строительство 13-этажного элитного дома, гостиницы и пешеходного моста через реку. В этих условиях местные жители опасаются, что не будет свободного доступа к набережной, а строительство еще одного моста вообще считают нецелесообразным. Попытка достичь компромисса не имела успеха. Дмитрий Врубель, автор знаменитого изображения поцелуя генсеков, в одном из интервью заметил: «Инвесторы-капиталисты отличаются тем, что когда им позволить немного сделать что-то противоправное, они этим не ограничатся, а пожрут все. Такие прецеденты в Берлине уже были».

Сложно представить, что немцы, которые 9 ноября 1989 года едва ли не голыми руками отрывали куски бетона от ненавистного сооружения, сегодня встают в защиту остатков Берлинской стены. 27 марта около 10 тысяч берлинцев вышли в защиту полуторакилометрового отрезка стены, который ныне представляет собой самую большую в мире галерею социальных графити East Side Gallery. После падения Берлинской стены 21 художник из разных стран мира рисовал эти картины, отразив в них настроения, которые господствовали в мире после завершения холодной войны. Генсеки Брежнев и Хоннекер слились в знаменитом поцелуе, «Трабант», который прорывается сквозь стену — эти изображения известны всему миру. Curriculum vitae стены, которая на протяжении 28 лет разделяла немцев на «осси» и «весси», также нашла отражение в графите. На сером бетоне записаны годы от 1961 по 1989, красные точки на этих датах — символические капли крови тех, кто погиб, пытаясь преодолеть немецко-немецкую границу. Таких, по разным данным, было от 125 до 1245 человек. С 1991 года самая длинная галерея под открытым небом находится под охраной государства как исторический памятник. Однако это не спасло его от демонтажа.

Утром 1 марта у Берлинской стены появились бульдозеры, которые начали демонтировать бетонные плиты. Жители Берлина живой цепью перекрыли дорогу строительной технике. Местная власть вынуждена была начать переговоры с застройщиком. Тайм-аут длился почти месяц, а 27 марта демонтаж продолжили, только теперь технику от тысяч возмущенных немцев охраняла полиция.

Художник Кани Алави, который положил начало арт-инициативе East Side Gallery в 1996 году, принимает активное участие в протестах. Свою награду, которую получил от ФРГ именно за опеку над остатками Берлинской стены, он хочет вернуть и так комментирует свой поступок: «Я чувствую себя преданным политиками». Заявление, распространенное художниками East Side Gallery, утверждает, что Берлинская стена и изображение на ней привлекают 1,3 млн. туристов в год. В 2009, перед празднованием 20-й годовщины падения стены, Берлин инвестировал в ее реставрацию 2,5 млн евро. «Мы против запланированного переноса стены, — говорится в заявлении. — Из-за чьих-то личных интересов этот памятник не может быть уничтожен. Это нарушает наши авторские права. Коррумпированные чиновники и политики стоят на страже частных интересов. Художники East Side Gallery призывают всех жителей Германии и тех, кто приехал из-за границы, кто приходит посмотреть на стену, — поддержите нас в нашей борьбе».

Недавний опрос показал, что 75% берлинцев против разрушения Берлинской стены, однако власть их мнение игнорирует. На улицах города даже появились фото мэра Берлина Клауса Воверайта, который отводит глаза, и с надписью: «3\4 берлинцев за сохранение East Side Gallery. Но мэр их не видит».

Нашествие бизнес-интересов подминает под себя, как говорят у нас, «рядовых» немцев, и они не хотят с этим мириться. На участках стены, которые подлежат демонтажу, появились надписи: «Потопим мечты бизнесменов!», «Нет элитному строительству!» Следуя призыву Рональда Рейгана к Михаилу Горбачеву «Разрушьте эту стену», на уличном перформансе призывали президента Обаму разрушить Уолл-Стрит, удачно обыгрывая название символа финансового могущества США, который стал эпицентром финансового кризиса.

Вряд ли эти массовые выступления можно объяснить ностальгией по социалистическому прошлому, как примеры защиты памятников Ленину в Украине. Ностальгия, так немцы называют чувство тоски по ГДР, сочетая немецкие слова Ost (восток) и Nostalgie (ностальгия), присуща 57% «осси», если верить исследованию журнала «Штерн», проведенному в начале двухтысячных. В то же время исследователи отмечают, что чаще немцы грустят по идеализированной ГДР, какой она никогда не была. Окончательно преодолеть раздвоенность на «осси» и «весси» удастся, в лучшем случае, после 2030 года. Обобщая комментарии протестующих, отметим, что стена для них — символ того, что не должно больше никогда повториться. Остатки стены нужно сохранить не только для того, чтобы Берлин имел аутентичный вид, но и в назидание будущим поколениям. «Если мы останемся без стены, — говорит Кани Алави, — у нас не будет больше доказательств того, что мы когда-то были разделены. Не будет настоящего документа в виде этих метров оставшейся стены».

Как видите, Украина и Европа имеют много общего. Но, к сожалению, мы поспешили перенять худшие черты, почти не переняв лучшие. Если жители Берлина находят в себе смелость встать на защиту своих интересов, то мы — нет.

Игорь ЛУЦЕНКО, один из основателей общественного движения «Сохрани старый Киев»:

— Семь и даже десять тысяч протестующих для Европы очень мало. В защиту железнодорожного вокзала в Штутгарте вышли почти сто тысяч людей. Это совсем другой мир, и нам, по-видимому, есть чему учиться у европейцев. В защиту Андреевского спуска в Киеве вышли 2,5 тысячи людей. Это исторически зафиксированный максимум. Тема защиты города собирает в среднем полторы тысячи протестующих. Нужно отметить, что движение в защиту старого Киева не сотрудничает с политическими партиями и не платит деньги за участие в акциях. 2004 год стал сильной прививкой от участия в массовых акциях. Искренне выходить на протест — нет никаких гарантий, что тебе не изменят. Поэтому выходят за деньги, и это дискредитирует протестное движение. Выйти на улицу и не получить за это деньги — значит получить прозвище «лох» на современном политическом языке.

Ирина ГРИГОРЬЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ