Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Станет ли Украина terra cognita?

22 мая, 2013 - 12:11

Газету «День» читаю регулярно, с особым вниманием — публикации, посвященные истории Украины. Страницы истории и герои исторических очерков, которые открывают авторы газеты, позволяют глубже анализировать события украинского настоящего. К сожалению, колониальное состояние Украины, которое продолжалось несколько веков, закрыло целые пласты национальной истории, вычеркнуло из исторической памяти народа имена героев, разделив героев на «правильных» и «неправильных».

По большей части вопрос, кого называть героем, а кого нет, за собой до сих пор оставляют ученые, которые прошли выучку еще во времена УССР. Следовательно, школьникам и студентам до сих пор рассказывают о Киеве как «колыбели трех братских народов», об украинском казачестве как борцах с польскими феодалами и тому подобное. Иногда доходит до абсурда: например, благотворительная инициатива «Героика» предложила жителям села Зеленькив Тальновского района Черкасской области назвать одну из улиц в честь односельчанина — командующего 2-й Волынской дивизией Армии УНР Александра Загродского. Инициативу большинство селян не поддержали — зато, в апреле этого года центральная площадь Зеленькова названа именем Героя социалистического труда, председателя колхоза Ильи Васильченко... Возможно, этот председатель колхоза и в самом деле был выдающимся аграрием, но откуда такая односторонность взгляда на собственную историю, когда достойными внимания считаются только верные слуги советской системы? Подобных примеров достаточно по всей стране.

«Очистить» украинскую историю от иностранных влияний пытается один из авторов исторических очерков газеты — Сергей Грабовский, философ, исследователь государственного строительства Украины. В придачу к публикациям в газете, С. Грабовский издал существенно расширенную — на сотню страниц — версию книги «Генії проти ідіотів. Алгоритми української історії» (К.: ВД «Стилос», 2012. — C. 448). В ней собраны его исследования о фактах и событиях истории страны, формирования украинства и, что не менее важно, о роли украинцев или представителей других народов, рожденных на украинских землях, в развитии отечественной и мировой политики, науки, культуры, военного дела и тому подобное. По справедливому замечанию С. Грабовского, украинцами не рождаются, ими становятся. Поиски национального «я» продолжаются, как продолжаются поиски национальной идеи и путей развития Украинского государства. И все будто повторяется, будто Украина обходит круг за кругом в процессах формирования политической нации, независимого государства, места в Европе и мире. Но так и остается или Малороссией, или Окраиной, а ее население — то ли хохлами, то ли украинцами.

Автор книги «Генії проти ідіотів» изображает отдельные периоды из истории Украины, дает портреты их героев и антигероев: Переяславская рада, украинская война с российским самодержавием в 1879—1981 годах, начало украинской революции 1917 года, провозглашение УНР и т. д. На страницах книги появляются гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Выговский, народовольцы и деятели освободительной борьбы. А рядом — всемирно известные, «подаренные» «украинские не-украинцы» генерал, барон Дельвиг, генерал Греков, русин фон Захер-Мазох, украинско-польские шляхтичи Игорь Сикорский и Казимир Малевич, как и украинцы, пионеры космических исследований Юрий Кондратюк, Сергей Королев, авиаконструктор Константин Калинин и многие другие. Большинство имен рядовой украинец, наш современник, если и слышал, то под «русским (советским) углом зрения».

«Украина есть. Но, с другой стороны, она до сих пор неизвестна самой себе, ее тожсамость размыта, она находится в плену неоколониальных мифов, которые очень профессионально продуцируются как «кремлевскими чекистами», так и течением жизни «в тени Москвы». НЕ только рядовые граждане или политические деятели Востока государства, но и галицкие интеллигенты нередко закрывают глаза на очевидное или смотрят на самих себя глазами метрополии. В придачу, в стране практически отсутствует очень нужный ей сегодня «общественный фермент» в виде той разновидности национализма, который известный философ Николай Шлемкевич вполне мотивированно называл «творческим национализмом», — пишет Сергей Грабовский. Поэтому задача автора — открыть Украину, сделать ее «известной территорией». По мнению С. Грабовского, речь идет «о лице современной цивилизации, которое было бы совсем другим или иначе сформированным, если бы не герои этой книги и не те события, творцами которых они стали».

При этом автор книги не забывает об антигероях, то есть о тех, кого пытаются одолеть гении. Ведь, как замечал в свое время один из отцов мирового сионизма, рожденный в Украине Владимир (Зеев) Жаботинский, каждая нация имеет право на своих идиотов. Поэтому, как утверждает С. Грабовский, «имеют на них право и украинцы. Вот только если бы избавиться еще и от идиотов, навязанных извне бывшей метрополией и бережно выращенных ею же в нынешней Украине, — не стало ли все (в Украине) медленно на свои места и не заняли ли бы мы достойное место в мировом оркестре наций?» Чтобы гении все-таки одолели идиотов, самым главным является служение Украине. «До той поры, пока Господь дарует мне жизнь и здоровье, буду иметь мужество бороться за нашу страну и украинский народ». Эти слова принадлежат «представителю русинов (украинцев)», или же «отцу мазохизма», львовянину Леопольду фон Захер-Мазоху.

Но едва ли не самой интересной, по моему мнению, для широкой общественности является та часть книги С. Грабовского, которая рассказывает об... украинском неомарксизме 1960 — 1980-х годов! Современным экономистам, аналитикам, финансистам в условиях нынешнего кризиса понадобятся взгляды на учение Карла Маркса, проводимые украинскими учеными во второй половине ХХ века. Ведь, начиная с первой кризисной «волны» 2008 года, о «Капитале» К. Маркса, о человеческих измерениях экономики, об образовании и крахе мощных (якобы) корпораций и «пирамид» заговорили вновь. И изучают не столько Марксову идеологию, сколько исследованные им особенности функционирования системы капитализма.

Сергей Грабовский пишет о неомарксизме: «При всей своей разнородности и внутренней противоречивости это течение получило большое число адептов как на Западе, в условиях свободного философского дискурса, так и на коммунистическом Востоке, когда лексика и стилистика философствования были вынужденно ограничены Марксовой парадигмой... Маркс очертил, как он считал, выход из будущего цивилизационного кризиса в виде движения к господству такой разновидности индивидуальной собственности, которая одновременно является и собственностью общественной».

Очевидно, именно эта часть его учения интересовала ученых в период «развитого социализма», который не имел ничего общего с теорией Маркса, как и аналитика ученого относительно происхождения пролетариата и его роли в развитии экономических отношений. Ныне же стоит прочитать, что изучали украинские ученые в 1960—1980-е годы, чтобы оценить наследие К. Маркса в наше время, когда «старый» (марксовский) капитализм никак не желает уступить «постиндустриальному обществу», о приходе которого писал уже другой мыслитель, теоретик и исследователь — Збигнев Бжезинский. В этом контексте, достижения 1960—1980-х годов — фактически известные только узкому кругу людей — могут пригодиться современной украинской научной мысли как минимум.

В целом же, книга Сергея Грабовского «Генії проти ідіотів. Алгоритми української історії» в своем дополненном и обновленном виде полностью может считаться интеллектуальным учебником для тех, кто решил служить украинскому делу в нынешних обстоятельствах.

Богдана КОСТЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ