О проблемах создания имиджа Украины на международной арене, рекомендациях ПАСЕ, внешнеполитических последствиях президентских выборов и т.п. — в интервью «Дню» главы комитета Верховной Рады по иностранным делам Станислава СТАШЕВСКОГО.
— Какими вам видятся задачи, стоящие перед вашим комитетом?
— Одна из главных задач — законотворческая работа в области внешней политики. Мы являемся своеобразным центром, где все эти усилия консолидируются. Но над этим работаем не только мы, есть еще и комитет по вопросам европейской интеграции, в ведении которого — адаптация нашего законодательства к стандартам государств Евросоюза. Работы очень много, только в прошлом году на рассмотрение Верховной Рады мы представили более 68 законопроектов и постановлений, из них 59 было принято как законы. Важным участком является также работа над ратификацией в парламенте международных договоров и соглашений, которые подписывает Украина. Большинство из них вступает в силу только по факту ратификации их Верховной Радой. А к ратификации, как вы понимаете, их еще нужно подготовить.
— Как вы можете охарактеризовать ваше сотрудничество с МИДом?
— В соответствии с Конституцией, Министерство иностранных дел организовывает и обеспечивает осуществление внешнеполитической деятельности Украины. Функции наши разнятся, но сфера деятельности одна, поэтому сотрудничество очень тесное. Мы постоянно проводим совместные заседания коллегии Министерства и комитета. Намечаем перспективы, выясняем, какие законы нужны для усовершенствования внешней политики, большей ее эффективности. Результатом подобного сотрудничества стали проведенные в конце прошлого года тематические парламентские слушания «Внешняя политика Украины как инструмент обеспечения национальных интересов государства: достижения, реалии и перспективы». Слушания подтвердили, что сегодня нам необходим закон, который бы четко определял основы внешней политики страны. Основную направленность мы задекларировали еще в 1993 году, но тогда все было очерчено приблизительно, к тому же, эту работу проделывали люди еще, скажем так, советского формата, с соответствующими подходами. Сегодня ситуация кардинально изменилась, в том числе расстановка политических сил — и в мире, и в Украине. Дальше игнорировать эти процессы невозможно.
По моему мнению, закон тем лучше, чем больше людей, специалистов разных профессий над ним работают. Поэтому мы стараемся все комитетские законопроекты выносить на обсуждение комитетов по национальной обороне и безопасности, по вопросам бюджета, европейской интеграции, банковской деятельности, других комитетов. Чтобы не получилось так, что та или иная новация негативно повлияет на экономику, бюджет, жизненный уровень народа или авторитет государства. Кроме прочего, в сотрудничестве с МИДом у нас сложилась практика: тематические законопроекты, разработанные депутатами (в большинстве случаев — членами нашего комитета), обязательно отправляются на экспертизу в МИД. У нас свободная открытая дискуссия, в ходе которой мы находим компромисс. За минувший год и за два месяца этого года в контексте нашего сотрудничества с МИДом не было ни единого случая, чтобы хоть один законопроект был загнан в тупик.
— На рассмотрение пятой сессии Верховной Рады вынесено более тысячи законопроектов. Какие из них курирует ваш комитет?
— Во-первых, проект закона об основах внутренней и внешней политики. Также до сих пор не увидел свет закон о положении украинских граждан за границей, несмотря на то, что комитет выносил его на рассмотрение ВР еще в прошлом году. Рассмотрения требует закон о госгранице. Не ратифицировано соглашение по Единому экономическому пространству. Документ подписан, нам предстоит его рассматривать, но на данный момент он еще не поступил в Верховную Раду. Стоит вопрос определения границ по морям, по Керченскому проливу. Также много вопросов, как я уже упоминал, связанных с ратификацией ранее подписанных соглашений и договоров. Мы говорим, Россия — наш стратегический партнер. Но в чем стратегия? Между нашими странами подписано очень много договоров и соглашений, однако почти половина из них не работает. Следовательно, в наступившем году нашим правительствам есть над чем работать. Кстати, для активизации работы парламентов наших стран создана межпарламентская комиссия по сотрудничеству Верховной Рады и Федерального собрания РФ. Это новый вид межпарламентской внешнеполитической деятельности. Такая же связь налажена с парламентами Литвы, Польши и Венгрии. В процессе создания — межпарламентские ассамблеи или комиссии с Беларусью, Индией, Турцией, Азербайджаном.
— Рекомендации ПАСЕ, касающиеся так называемого конституционного кризиса, недавно данные Украине, отечественный политикум воспринял неоднозначно. Как бы вы оценили ситуацию?
— Резолюция ПАСЕ рекомендательная, но эти рекомендации должны побудить нас к определенным действиям. Судите сами: мы хотим быть полноправным членом этой организации. Вступая в ПАСЕ, Украина приняла определенные правила игры, подписала устав Ассамблеи. Следовательно, этих правил необходимо придерживаться. Тем более, что обязательства, данные нами при вступлении в ПАСЕ, еще не полностью выполнены. Есть поговорка: «Чтобы услыхать, надо послушать». Так вот, если бы мы сами друг друга слушали, все было бы по-другому. У нас нет парламентского кризиса, но были искусственно созданные распри. Если кто-то не услышан, он находит другие способы доведения своей позиции до ведома коллег, в том числе, как мы видели, очень эмоциональные и не всегда корректные. Это говорит о наличии демократии в Украине, но хотелось бы, чтобы подобные всплески случались реже. В политической реформе точка еще не поставлена, надо проголосовать изменения к Конституции, поэтому я желаю всем нам, чтобы выбранный путь был пройден до конца и в интересах народа.
— Как решается вопрос с возвращением Украине ее законной доли в иностранных активах СССР?
— Да, вопрос есть, и решается он пока медленно. В частности, проблема обсуждалась в прошлом году на Дне правительства, посвященном выполнению договора между Россией и Украиной от 1997 года. Пока реально начался возврат культурных ценностей, в том числе фресок Михайловского собора.
— Каково ваше мнение: изменится ли внешнеполитический курс Украины в связи с возможной сменой властных элит после президентских выборов?
— Нет, смены курса не должно быть. Отношения в мире регламентируются договорами, а политики должны делать все, чтобы на авторитет государства не влияли выборы или другие события внутри страны. Это верный признак стабильности. Этот авторитет в течение многих лет по крупицам собирается. Поэтому нельзя допустить, чтобы та или иная элита, или отдельный ее представитель, взяла и вот так, по своему усмотрению, все перечеркнула. Это, кстати, еще один аргумент в пользу того, что к рекомендациям ПАСЕ следует прислушиваться.