Добрый день, уважаемая украинская община!
Именно так хотелось бы назвать своих соотечественников, хотя часто слово «община» просто не вяжется с тем, что происходит вокруг… Тем не менее, обращаюсь именно так, потому что верю — к этому идем.
В одном из последних номеров «Дня» прочитала об очередной встрече Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи. Читая, порадовалась, что мои ровесники о многом думают так же, как и я. Среди прочих запомнилась мысль Игоря Шминдрука, студента Национального университета «Острожская академия», о том, что ныне наше общество находится в особом положении формирования новых и упадка старых идеалов. Вполне согласна, хотя и с определенными ремарками. О них — обстоятельнее.
Такова уже природа человека, что, идя вперед, мы часто забываем то, что оставляем позади. Негативное помнится дольше, а хорошее, счастливое, позитивное почему-то мгновенно пропадает во временной пропасти, воспринимаясь, как определенная данность… Тема недавней дискуссии в Остроге, которая касалась проблемы формирования украинского социального капитала, прямо, считаю, связана с этой сентенцией.
У меня нет специального исторического образования. Простите, господа историки, я в этой сфере дилетант, и если ошибусь в своих размышлениях, не судите строго. Но так уже повелось, что самые главные причины всего сущего мы ищем в прошлом, поэтому и обращаемся к нему при первой возможности.
Если говорить об украинском социальном капитале, я согласна с утверждением профессора Френсиса Фукуямы (его мысли также были представлены в «Дне»), что за долгие годы марксизм-ленинизм приложил немалo усилий, чтобы его разрушить. Ведь если посмотреть на украинское общество образца начала ХХ века, мы увидим, какое значение имела община, какую роль играли ее неписаные моральные нормы в жизни людей. Не нужно глубоко изучать народоведение, чтобы это заметить. Вспомните лишь такое понятие, как толока. В селах, наверное, люди еще помнят, что это такое, а вот в городе разве что глубокие старики расскажут вам о ней.
А толока же была одним из самых главных проявлений действенности украинской общины. Толокой — то есть гуртом — улицей, а то и всем селом — строили дом (бабушка рассказывала, что через неделю ее молодая семья вошла в собственное жилье). Толокой собирали урожай. Толокой боролись и с несчастьем, не дай Бог его. Понятие слаженной, дружной улицы, сельской общины всегда многое значило для украинца.
Что же у нас ныне, в начале ХХI века? А полное разрушение того позитивного, о чем только говорила. Незаметно для себя мы перестали здороваться на улице с соседями. Да что там здороваться — мы даже часто не знаем, кто они. А раньше сосед был первым другом, первым помощником и советчиком. Недаром же народ сложил поговорку: «Не покупай дом — выбирай соседа». Живем в своих квартирах, как улитки в панцирях: никому не доверяем, от всего открещиваемся, везде видим измену и ищем только собственную выгоду.
Бесспорно, я слишком сгустила краски. Но примеры нашего «общественного дикарства» не единичны, а его результаты — это нынешнее состояние украинского общества: старые идеалы забыли, а новых не создали…
На днях в Запорожский национальный университет приезжал посол США Вильям Тейлор. Как выпускница программы академического обмена Госдепартамента США я присутствовала на встрече господина посла с выпускниками американских правительственных программ, американцами-волонтерами и представителями ведущих масс-медийных и общественных организаций края. Многие проблемы обсуждались: экономические, политические, образовательные, социальные. Одним из наиболее острых обсуждавшихся вопросов, на мой взгляд, был вопрос формирования в Украине гражданского общества. Руководители некоторых общественных организаций Запорожья откровенно нарекали на государство, на мизерную поддержку их организаций со стороны власти.
Странно, но почему-то никому не приходило в голову спросить, а что мы сами делаем для того, чтобы наша региональная община, украинское общество поддержало общественные организации. Наверное, корни низкой гражданской активности кроются не только в «плохой власти», которая не занимается проблемами экологии, детей, женщин, инвалидов, больных тяжелыми болезнями или другими горячими точками общества. Глубинные причины такой пассивности кроются в каждом из нас. Самокритичность — лучший путь к изменениям. Любить себя стоит, но не слепой любовью. Быть эгоистом полезно, но только, когда речь идет о «национальном эгоизме». Эгоизм индивидуальный не совместим с национальным.
Вопрос национального ассоциирования — наш общий! Решив его, станем единой украинской общиной.