Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ставки растут...

Видят ли сегодня белорусы, что их основной соперник уже не Лукашенко, а Кремль?
17 августа, 2020 - 20:04
ФОТО РЕЙТЕР

В Беларуси вторую неделю продолжаются массовые протесты против действующего политического режима Александра Лукашенко. В воскресенье во время самых массовых выступлений людей за всю истории Беларуси по всей стране вышло более 200 тыс. человек — с требованием отпустить всех политзаключенных, наказать виновных в избиении и издевательствах над людьми, а также провести новые честные президентские выборы. Протесты и забастовки рабочих заводов продолжились и в понедельник. Но власть пока не собирается сдавать позиции, более того, в воскресенье была первая попытка организовать провластный митинг, на который со всей страны свезли несколько десятков тысяч человек, перед которыми, в частности, выступил Александр Лукашенко.

Сейчас в Беларуси продолжается противостояние двух лагерей (сценариев). Причем эта борьба имеет не только внутриполитический, но и внешнеполитический характер. С одной стороны, это режим Лукашенко и его покровители из «союзного государства» во главе с Владимиром Путиным. В этом же лагере стоит рассматривать и Китай, который на следующий день после выборов признал Лукашенко победителем, однако Поднебесная ведет свою игру, рассматривая Беларусь как плацдарм для большего экономического наступления на Европу. Конечно, китайцы по ряду причин не имеют тех возможностей и инструментов, которые сейчас уже использует Москва. Например, в интернете все больше появляется любительских видео, на которых зафиксировано движение военной техники как в России — в сторону белорусской границы, так и в самой Беларуси — в минском и западном направлении.

В последние несколько дней наблюдается изменение поведения силовых структур в Беларуси — они больше зверски не бьют и не вылавливают протестующих по улицам, а только дежурят возле административных зданий, позволяя людям свободно передвигаться в городах. Желание Лукашенко в зародыше жестко подавить протест (помните его слова — никаких «майданутых»?..), вызвало обратный эффект у людей, которых на белорусских улицах стало в разы больше. И это, очевидно, в известной степени напугало «бацька», что было заметно во время его выступления перед своими сторонниками в воскресенье в Минске. Перед этим он успел переговорить по телефону с Путиным, определив суть разговора предварительным заявлением: «Защита сегодня Беларуси — это не меньше, чем защита всего нашего пространства, Союзного государства, и пример другим. Если белорусы не выдержат, покатится эта волна туда (в Россию. — Ред.)».

То есть пока путинско-лукашенковский тандем тактически начал использовать инструмент «антимайдана», что выглядит довольно архаично, а также условно «Хабаровский сценарий», когда протестующим дают возможность свободно передвигаться по улицам и объявлять свои требования, так сказать «выпускать пар». Однако это не значит, что так будет продолжаться. Уже очевидно, что россияне частично добились своего — ослабили власть Лукашенко (в частности, появляются новости, что кое-кто из окружения президента Беларуси уже ведет переговоры с Москвой о возможности побега, в случае опасности, в Россию). Далее в игру все больше вступает Путин, перед которым встает главный вопрос — что делать с белорусскими протестами — «оседлать», подставив своего кандидата, или «дать революции в морду», как когда-то говорил кремлевской политтехнолог Глеб Павловский по поводу оранжевых событий 2004 г. в Украине (для этого и нужна военная техника с «вежливыми человечками»).

Как поведет себя Москва, будет зависеть от ситуации, в частности действий международных актеров — Запада (США, Евросоюза) и, конечно, самих белорусов. Собственно, здесь мы подошли ко второму сценарию (лагеря). Сейчас можно наблюдать огромный порыв и энергию большой части белорусов, которые хотят сменить власть. И очень важно, что массовое сопротивление у наших соседей проходит мирно, к чему во время евромайдана 2013—2014 гг. призвал один из лидеров Норильского восстания 1953 г. в лагерях ГУЛАГа, известный украинец Евгений Грицак. Тогда украинцам не удалось избежать трагедии (так, силовики били, а потом и расстреливали людей, но и тогдашние оппозиционные лидеры призывали пройтись по административным зданиям, например, была захвачена Киевская горгосадминистрация), что привело к гибели людей на Майдане, а потом и во время агрессии России, которая подпитывала и воспользовалась ситуацией хаоса для захвата украинских территорий. Все эти вызовы стоят сегодня перед белорусскими оппозиционными силами и обществом.

Пока все идет в рамках «культурного протеста» — белорусами сейчас восхищается весь мир, однако каким будет результат — спрогнозировать сложно. Как и не совсем понятно — что собирается делать оппозиция после, если режим Лукашенко удастся свергнуть, какую страну они собираются строить? С какими лидерами, с какой командой? Так, Светлана Тихановская, которая призывает к повторным честным выборам, в последнем видеообращении из Литвы заявила, что она готова «выступить национальным лидером». Однако достаточно ли этих усилий? А главное, нет ответа на вопрос — как оппозиционное белорусское общество и те лидеры, которые сейчас есть, относится к России, которая уже стоит не просто на пороге, а в доме? Понимают ли сегодня белорусы, которые борются за свободу, что их основной соперник уже не Лукашенко, а Кремль, который «подсунул» им того же Лукашенко в 1994-м, а сегодня не собирается отпускать Беларусь в свободное плавание?

Между тем, в понедельник в Вене начался второй раунд переговоров между США и РФ по поводу стратегической безопасности и стабильности с участием крупных делегаций с двух сторон. В повестке дня — подписание нового стратегического соглашения СНВ-3 о сокращении ядерного арсенала обеих стран, однако перед началом переговоров обе стороны не исключили, что могут коснуться и ситуации в Беларуси.

«Вопрос сейчас лишь в том, когда и на каких условиях Россия договорится с Западом и Китаем. Переговоры в Вене следует рассматривать как один из элементов этих широких консультаций, — пишет в ФБ эксперт Украинского института будущего Илия Куса. — Настоящая трагедия ситуации заключается в том, что больше всего проигрывают от этого сами белорусы, которые уже ничего самостоятельно решить не смогут, и Александр Лукашенко, который отчасти сам загнал себя в такую ??ситуацию, при любых раскладах он будет сильно ослаблен и, наконец, вынужден покинуть свой мини-Олимп, в той или иной форме, это уже не важно. Впрочем, белорусская оппозиция может себе немного помочь, добавив субъектности в глазах внешних игроков за счет консолидации доступных им финансовых, политических и интеллектуальных ресурсов для создания единого, мощного центра принятия решений, генерирования дальнейшего видения страны и переговоров с актерами вокруг Беларуси. Если им это удастся, они смогут обрести свое слово в дальнейших договорняках по Беларуси».

А что Украина? Наша страна как никто сегодня понимает, что происходит в Беларуси. В 90-х Украина и Беларусь имели достаточно похожую политическую историю, однако впоследствии пошли разными путями. «Важные параллели — 1994 год: у них пришел к власти Лукашенко. У нас — Кучма. Оба — при поддержке России. Правление обоих — расправы с политическими оппонентами, убийства, загадочные самоубийства... Белорусы своих помнят. Это, в частности, и питает сегодняшний мощный протест. А у нас новые лица, старые не хотят вспомнить «Украинский список»?», — написала у себя в ФБ главный редактор газеты «День» Лариса Ившина.

Вопрос открытый... Кстати, только после того, как «бацька» откровенно «кинул» украинскую власть с «вагнеровцами», отдав их России, в Офисе Президента Украины сделали более четкое заявление: «Если доверия нет (белорусов к власти. — Ред.) — а мир видит, что доверия и близко нет — то этот дефицит несправедливыми обвинениями в адрес «руководства другой страны» не восполнить... Официальный Минск, к сожалению, уже продемонстрировал, безответственно освободив «вагнеровцев», что историческая близость наших двух народов и принцип взаимной помощи соседей для него лично ничего не стоят... Единственное, что хотелось бы действительно сказать белорусскому государству, это — уважайте право своих сограждан на жизнь, здоровье и свободу. И на политическую зрелость...» Также в ОП сообщили, что в понедельник Владимир Зеленский провел закрытое совещание в связи с обострением ситуации в Беларуси, в частности был проведен анализ рисков непосредственно для Украины.

От того, как будут разворачиваться события дальше (здесь белорусам важно учиться, в том числе и на украинских ошибках), будет зависеть не только будущее Беларуси, но и ситуация в регионе. Особенно для Украины, которая находится в состоянии войны с Россией. По всему видно, что так, как было в Беларуси, уже не будет, поэтому очень важно, чтобы «здоровые силы» и в Беларуси, и в Украине, и в целом в регионе не допустили продвижения на запад неоимперской России.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ