Можно ли было два года назад представить политическую картину, которую мы имеем сейчас? Можно ли было предвидеть, что бескомпромиссное противостояние не просто двух кандидатов, а двух идеологий, за которыми стояло практически все население Украины, вскоре выльется в мирное сосуществование и взаимовыгодное пребывание у власти? Можно ли было ожидать, что политики с кардинально различным видением дальнейшего развития страны уже после парламентских выборов будут прикрывать отступничество от своих позиций заявлениями о какой-то политической целесообразности и необходимости консолидировать собственные усилия ради блага государства? Можно ли было допустить, чтобы одиночные представители различных политических сил, которые все же не предали своих избирателей и собственные принципы, будут жестко раскритикованы своими же однопартийцами за то, от чего сами они уже давно избавились в погоне за должностями и деньгами? Утвердительно ответить на все вышеупомянутые вопросы могли только люди, которые еще осенью 2004 года насквозь видели всю суть политического бомонда страны, понимали, что единственное, в чем украинским политикам нет равных, — это приспособленчество к любым обстоятельствам и принесение в жертву этому всего необходимого. К сожалению, понимание этого пришло только со временем.
Приспособленцев в нашей политической верхушке хватает, начиная с наивысших должностей и заканчивая абсолютно рядовыми. Яркий пример этого показал человек, который по воле народа стал главой государства. Неизвестно, какими мотивами руководствовался Ющенко во время триумфального шествия на президентских выборах, но абсолютно очевидно, что провозглашаемым им принципам они не соответствовали. Как бы там ни было, но желание всегда выглядеть человеком, который контролирует политическую ситуацию в стране, и неотступное желание удерживать в своих руках власть стало доминирующим в его деятельности. Ради этого он был готов приспосабливаться к изменениям, абсолютно не задумываясь. Особенно неестественным выглядело его стремление контролировать правительство, которое он, очевидно, считал всего лишь отростком его собственной должности. Ющенко очень хотел иметь вид человека, с разрешения и милости которого правительства создавались, и как их «создатель» всегда похвально отзывался об их деятельности. Иначе и не могло быть, ведь за все шаги высшего исполнительного органа он должен нести ответственность, а неудачная работа правительства означала значительную долю вины самого Президента. Именно поэтому таким замечательным было правительство Тимошенко, именно поэтому из-за его неконтролируемости оно и было отправлено в отставку, именно из-за этого новое правительство, будучи, по сути, ручным, вызвало такой нескрываемый восторг у гаранта нашей Конституции. И поэтому нет ничего странного в отчаянных попытках Ющенко сохранить видимость контроля над ситуацией путем подписания абсолютно лукавого и недейственного Универсала и затягивание с представлением кандидатуры Януковича в парламент. Ющенко все еще считает, что он сможет влиять на деятельность правительства, которую будет пытаться изобразить как продолжение собственной. Для него уже не важно, как отреагирует на это очередное предательство общество, ведь, по его мнению, достаточно будет найти сомнительные оправдания для такого шага наподобие вышеупомянутых. Но очевидно, что дела у Ющенко испортились окончательно. Правительство Януковича не будет контролируемым, как правительство Еханурова, а поступить с ним так же, как с Кабинетом Тимошенко, Президенту не позволит новая редакция Основного Закона. Абсолютно очевидно, что Ющенко будет всячески выражать свое удовлетворение работой нового правительства — ведь, к его великому сожалению, ничего более действенного в его распоряжении уже нет.
Не в лучшем положении оказалась и его политическая сила, именуемая Народным Союзом «Наша Украина». Ее лидеры также всячески пытаются приспосабливаться к новым политическим обстоятельствам. Единственный принцип, который они при этом исповедуют, — стремление быть у власти. Его нашеукраинцы пытались не предавать ни при каких обстоятельствах. Не смогли сжиться с БЮТом и Юлией Тимошенко в роли премьер-министра — ничего страшного, ведь всегда можно найти общий язык с Партией регионов. И хотя официально НСНУ еще не вошел в так называемую антикризисную коалицию, сомнений в этом практически не возникает. Не зря же Роман Бессмертный недавно заявил о том, что, дав согласие на образование Кабинета Министров, в котором присутствовали и представители его политической силы, НСНУ тем самым подтвердил свое стремление стать участником коалиции. Очевидно, что это лишь вопрос времени. И потому абсолютно понятно, что никакие идеалы Майдана, идеологические принципы и тем более ответственность перед избирателями не станут этому помехой. Все это с легкостью будет принесено в жертву «будущему страны», которое самими нашеукраинцами (так же, как и всеми участниками провластной коалиции) понимается прежде всего как обеспеченное будущее для самих себя. Добавить к этому нечего, кроме разве что сожаления о тех депутатах, которые все еще прислушиваются к собственной совести и ни в коем случае не собираются присоединяться к провластной коалиции. Ведь именно они, по жестокой иронии судьбы, оказались сегодня в роли абсолютного меньшинства в партии, позиционировавшей себя как самую демократическую политическую силу в стране.
Если НСНУ каким-то образом пытался приукрасить предательство своих принципов то ли высокими фразами, то ли затягиванием времени, то ли имитацией политической борьбы внутри партии, Социалистическая партия Украины и ее неизменный лидер Александр Мороз предали прямо и без каких-либо угрызений совести. Наплевав с высокой колокольни на своих избирателей (которые, кстати, вряд ли простят такое отношение к себе и уже никогда не приведут Соцпартию в парламент, сведя ее рейтинг популярности среди населения к минимуму), Мороз быстро примкнул к более выгодному союзнику и уже вскоре вел себя так, словно никогда и не был сторонником «оранжевых». Говоря в общем, в плане приспособленчества — этого подлого качества, которое часто ошибочно считают политическим мастерством — ему, очевидно, вобще нет равных среди современных политиков. Мороз вместе со своими однопартийцами постоянно оказывался там, где было более выгодно получать политические дивиденды и выглядеть в самом лучшем свете. Для него, в конечном счете, было не важно, была ли это оппозиция или власть, ведь в любом случае он пытался использовать все имеющиеся в наличии преимущества, которые дает та или иная позиция. Единственное преимущество недавних событий заключается в том, что истинная сущность Соцпартии и Мороза наконец стала понятна всем.
Изо всех возможных сил пытаются приспосабливаться и члены Партии регионов, даже несмотря на их самое выгодное положение среди украинских партий. Дает о себе знать властное положение, которое возлагает на них серьезную ответственность за все происходящее в стране. В конечном счете, приспосабливаться ПР начала еще раньше, накануне парламентских выборов, затеяв заигрывание с населением восточных и южных областей путем включения в свою программу таких популярных там проблем, как предоставление русскому языку статуса государственного, невступление в НАТО и сотрудничество с Россией. Это сработало, но, уже находясь при власти, регионалы были вынуждены пересмотреть декларированные ранее позиции и изменить их на приемлемые для подавляющего большинства населения Украины, других ветвей государственной власти и внешнего сообщества. Именно поэтому Янукович говорит Ющенко одно, Фрадкову — другое, а посещая Польшу — третье. Стоит ли удивляться тому, что несуществующие идеологические позиции регионалов были принесены в жертву политической выгоде, схему которой можно описать приблизительно так: каждому говорить то, что он хочет услышать? Но такая неопределенность в очень и очень важных вопросах вовсе не означает, что Янукович и компания пойдут на уступки ради более демократического их решения. Скорее, их более мягкое отношение к этим проблемам будет, с одной стороны, таким же заигрыванием, но уже со всем населением страны, с другой — ширмой перед государствами Запада. Ожидать любой заметной демократизации в других проблемах, стоящих сегодня перед государством, нет никакой надежды. Регионалы сумели приспособиться, но не измениться. Они так и остаются партией, созданной на основе бандитского капитала, которая, придя к власти, будет этот самый капитал защищать и приумножать всеми возможными способами.
Самыми опозоренными должны чувствовать себя члены Коммунистической партии Украины, которые во время вхождения в антикризисную коалицию целиком и полностью продались олигархам, которые, по идее, должны быть их самыми заклятыми врагами. Но сегодняшних так называемых коммунистов с настоящей коммунистической идеологией связывает разве что название и еще постоянная спекуляция на чувствах рабочего класса и русскоязычного населения Украины. Однако абсолютно понятно, что никакого дискомфорта продолжатели идеологии Маркса—Ленина не ощущают, ведь они тихо пригрелись под широким крылом «донецких». Создается впечатление, что основной мотив, которым в своей деятельности руководствуется Компартия, заключается прежде всего в том, чтобы их не трогали и оставили в покое, говоря на политическом языке — избавили от какой-либо ответственности за происходящее в стране и за то, что они делают сами. Как иначе объяснить тот факт, что единственные квоты коммунистов в правительстве Януковича были заполнены людьми, связь которых с ними самими кажется очень сомнительной, тем более, что ни один из них не является членом партии (поговаривают, что эти должности коммунисты банально продали). Очевидно, что настоящей работы так называемые украинские коммунисты боятся не меньше, чем угрозы мирового империализма.
Отдельно от всех вышеупомянутых политических сил стоит Блок Юлии Тимошенко — единственная сила, которая с самого начала не соглашалась на любые формы сотрудничества с регионалами и последовательно отстаивала свою оппозиционность к новосформированному большинству. В конечном счете, проблемы, связанные с БЮТом, нуждаются в отдельном разговоре, ведь быть настоящей оппозицией к теперешней власти — задача очень нелегкая. БЮТ нуждается в эволюции и изменениях, которые позволили бы ему стать не только критиком власти, но и генератором новых идей и концепций, альтернативного видения развития страны, воплощенного прежде всего в законопроектах, принятие которых стало бы одной из основных задач этой парламентской фракции. Время покажет, сможет ли БЮТ справиться с поставленной перед ними задачей.
При рассмотрении современной политической картины не стоит забывать и еще об одном игроке, так или иначе влияющем на украинскую политику — украинском народе. Ведь успешное или неуспешное проведение политики правительства Януковича будет зависеть и от нас с вами, и над нами тоже висит угроза приспособленчества. Ни в коем случае не стоит забывать, кто сегодня пришел к власти, и не учитывать того, какие поверхностные изменения эта сила пытается донести до украинского общества. Это тот самый Янукович, который во время президентских выборов оскорблял своего оппонента и его сторонников, это та самая команда, которая в течение 2002—2004 годов сделала настоящую дыру в украинском бюджете, это те самые люди, которые преступным путем накапливали свой огромный капитал. Таким людям нельзя верить, нельзя надеяться на то, что они изменятся и либерализируются в своих взглядах и действиях. Все, что было можно, ими уже было сказано, и ничего существенно нового они уже не смогут добавить. Опасность, перед которой стоит сегодня украинское общество, можно сравнить с эрой правления Кучмы, когда все мы были якобы недовольны его политикой, но на президентских выборах 1999 года пришли и сделали его президентом во второй раз. Остается надеяться на то, что после oранжевой революции все же произошли изменения — если не в политиках, то в нас самих.