Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стране нужны реформаторы

Макулатура вместо проектов? Рост цен вместо реформ?
30 марта, 2011 - 20:40

Международные партнеры не понимают, какие же реформы проводит власть Украины. Так, министр иностранных дел Словакии Микулаш Дзуринда отмечает, что пока не смог понять, насколько глубокие реформы проводит Украина, а слова представителей правительства Украины «очень общие».

Еще труднее что-то уразуметь в «реформах» гражданам Украины.

«Реформами» в Украине почему-то называют три вещи. Первая — попытки получить займы, в частности очередные транши от МВФ.

Как заявил министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, в предыдущих волнах расширения ЕС страны, получившие от Евросюза статус кандидата, получали финансовую помощь в размере около 30 евро на одного жителя, тогда как Украина получает лишь три евро. Отметив, что украинская власть понимает, что «поезд со льготными билетами уже ушел», он отметил, что если «Восточное партнерство» будет «подпитываться исключительно идеями, какими бы благородными они ни были», Украина не будет считать его полезным для достижения своей цели — членства в ЕС. Также и первый вице-премьер Андрей Клюев заявил, что в рамках Европейской политики соседства для Украины выделяется недостаточно средств, поскольку не учитываются текущие экономические процессы в Украине, экономический кризис и краткосрочные последствия создания зоны свободной торговли.

При этом каждый кредит подается с таким пафосом, будто эти деньги заработаны тяжелым трудом.

Второе «направление реформ» сводится к ограничению социальных расходов. По сути, это означает перекладывание изъянов государственного управления и результатов коррупции на население. Правительство решило снизить дефицит Пенсионного фонда путем увеличения пенсионного возраста для военнослужащих и женщин. Возможно, потому, что в нынешнем руководстве маловато и тех, и других.

На протяжении всего года власть напоминала всадника без головы, который скачет во главе эскадрона, — она то «разрабатывала» решения, то вносила их в Верховную Раду, то оттуда забирала. Это касается и замороженной в настоящее время «пенсионной реформы», которая, по признанию власти, может спровоцировать социальный взрыв.

Главной проблемой пенсионной реформы признана ее «непопулярность». То есть население никак не может постигнуть, почему оно должно работать больше в то время, как богатые не платят налогов со своих прибылей, оффшоров, а власть уже даже не должна декларировать свои доходы.

Хотя единственным логическим вариантом пенсионной реформы, воспринятой обществом, могло бы стать повышение пенсионного возраста на два года для всех — именно приблизительно на столько с 2004 года выросла продолжительность жизни и женщин, и мужчин в Украине. Последующее увеличение пенсионного возраста возможно только после соответствующего роста средней продолжительности жизни.

Третье «направление реформ» — выкачивание средств из населения посредством монопольно установленных цен на жилищно-коммунальные услуги, продукты питания, горючее и тому подобное. Вместо того чтобы внедрить рыночную конкуренцию, власть «концентрирует финансовые потоки».

В сущности, из всех «реформ» до сих пор реализована лишь «судебная реформа», которая фактически полностью лишила судебную власть независимости. Стало ли в судах от этого больше справедливости? Между тем, и эту «реформу» собираются переписывать в соответствии с замечаниями Венецианской комиссии.

Еще худший результат «налоговой реформы». Она привела к стремительному падению деловой активности, в частности регистрации новых бизнесов и закрытию старых, при этом без какого-либо позитивного фискального эффекта для государства. Так ее еще и нужно переписывать... Хотя бизнес любит тишину, а не хаотическое коррупционное изменение правил.

«В июне обещаю вам еще один вариант изменений налогового законодательства с упрощением бухгалтерского учета, с сокращением количества налогов и сборов еще раз достаточно серьезно», — заявил Сергей Тигипко. Следует отметить, что и в прошлом году он обещал то же самое, но количество поборов на бизнес значительно возросло.

Как отметил Тигипко, для разработки данных инициатив привлечена консалтинговая компания «Ernst&Young» (московский офис). «Консалтинговая компания работает не за государственные средства, это работа предпринимателей, которые сами оплачивают эту работу», — сообщил он. Следовательно, правительство признано неспособным написать элементарные законопроекты.

Недавно сам Президент Виктор Янукович признал, что его подчиненные ни на что не способны: «Все говорят, а законы некому писать».

Если страна с административным бюджетом Верховной Рады, Президента и министерств в десятки миллиардов гривен не способна написать элементарные правила, то, может, что-то не так в «органах власти»?

Как заявил Президент Виктор Янукович, Украину интересует опыт реформ Сингапура. «Стремительные шаги показали миру, как можно построить новую экономику практически без ресурсов. Поэтому нашу страну очень интересует опыт реформ, которые проводит Сингапур, и тот успешный путь, который им уже пройден», — сказал Янукович. «Деловая атмосфера в Сингапуре содействует развитию бизнеса, и хотелось бы немного этой атмосферы одолжить для Украины», — отметил он.

Между тем, по данным Мирового банка, по простоте процедуры уплаты налогов Украина находится на 181-м месте из 183-х.

В настоящее время в Украине количество платежей в бюджет, по данным Мирового банка, является наибольшим в мире — 135 (183-е место из 183-х). Например, в Швеции есть два налоговых платежа, в Норвегии — четыре, в Сингапуре — пять.

Чтобы «одолжить этой атмосферы бизнеса для Украины», нужно просто несколько хороших переводчиков. И как бонус для страны можно в десятки раз сокращать расходы на «законотворческую деятельность» Верховной Рады.

Власть явно способствовала скандальной фирме, которая посредством беспошлинного ввоза нефти в Украину нанесла убытки около миллиарда долларов непосредственно государственному бюджету.

Без тендерных процедур распределяются деньги на Евро-2012, так же будут происходить закупки электричества и газа органами государственной власти.

Чего стоит отстаивание Николаем Азаровым нынешних схем увиливания от налогообложения при использовании кипрского оффшора под смехотворным поводом, что «Украина — предсказуемый партнер», а «Кипр — член ЕС»?!

На этом фоне заявления о борьбе с коррупцией со стороны власти выглядят как откровенный «стеб» над гражданами и над страной. С таким уровнем поборов даже странно, что в Украине вообще еще что-то производят.

При всей концентрации власти у Президента Януковича уже вполне понятно, что пик влияния его «команды» пройден. Впереди один путь — вниз.

Теоретически Президент мог бы сломать эту тенденцию, вытряхнув из правительства коррупцию и сделав ставку на нейтральных технократов, что могло бы объединить страну на время реформ.

Только антикоррупционная борьба в условиях гигантской теневой экономики в Украине дала бы возможность быстро изменить ситуацию к лучшему для значительных групп населения.

Но, нужно признать, реальная борьба нынешней власти с коррупцией менее вероятна, чем то, что сюда прилетят инопланетяне и искоренят коррупцию.

Кроме того, власть формирует горы бумаг, совершенно безотносительных к реалиям. Президент презентовал «проект реформ» на 2010—2014 гг. «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», Государственную программу социально-экономического развития и тому подобное.

Кстати, может ли кто-то вспомнить результаты программы правительства Виктора Януковича «Открытость, действенность, результативность» от 17 апреля 2003 г.? Где запланированные результаты программы «Последовательность. Эффективность. Ответственность» от 16 марта 2004 г.? Какая судьба «Стратегии экономического и социального развития Украины на 2007—2011 годы» правительства Януковича 2006—2007 гг.? Что со «Стратегией экономического и социального развития Украины «Путем европейской интеграции» на 2004—2015 годы?

В Украине не стало больше ни действенности, ни эффективности, ни результативности, не говоря уже об ответственности. А Украина до сих пор идет «путем европейской интеграции», в то время как даже такие страны, как Болгария и Румыния, уже четыре года как члены ЕС. Недавно в этом году в ЕС пригласили Черногорию, пережившую в 1990-х участие в трех войнах.

После четырех лет Януковича во главе правительства и серии избирательных кампаний у «регионалов» не существовало никакого плана реформ. Нет его и сейчас.

В сущности, реформаторами сегодня выступают те, кто в течение десятков лет на высших должностях не делал видимых попыток реформирования. И в значительной мере потому страна в настоящее время и находится там, где находится. Стране, безусловно, нужны реформы. Не меньше ей нужны и реформаторы, у которых есть умение, позитивный рыночный опыт, прививка от клептомании и хоть немного любви к стране.

Александр ПАЛИЙ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ