Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Суд идет...

Кассетный скандал: геополитическое и национальное измерения
7 сентября, 2011 - 20:19
Окончание. Начало см. — «День» №155-156, №157, 158

ОТГОЛОСКИ И УРОКИ «КАССЕТНОГО СКАНДАЛА»

Ущербность выстроенной Л. Кучмой авторитарной системы и противоправные попытки ее сохранения стали причиной Помаранчевой революции. Мощная волна всеукраинского протеста против режима Кучмы-Януковича на наивысшую государственную должность страны вынесла В. Ющенко. Во время его президентства начался процесс возвращения Украины к демократии, был возобновлен курс на приобретение полноправного членства в НАТО, активизировалось сотрудничество с Евросоюзом, Украина стала членом Всемирной торговой организации, произошли определенные позитивные изменения в гуманитарной политике страны, связанные, в первую очередь, с возрождением исторической памяти нации и направленные на укрепление украинской идентичности, а, следовательно, и украинской государственности. Иначе говоря, в начальный период президентства В. Ющенко были в известной степени нивелированы успехи российской политики относительно Украины, достигнутые в результате «кассетного скандала».

Внутренняя и внешняя политика Украины вызывала ярость и нескрываемое невосприятие со стороны руководства Российской Федерации. Именно вследствие этого произошло резкое ухудшение украинско-российских отношений, поскольку, как и раньше, Украина не совершила никакой акции, которая была бы направлена против легитимных интересов Российской Федерации, нарушала бы двусторонние украинско-российские соглашения или нормы международного права.

В ответ на возобновление Украиной курса на членство в Альянсе Россия мобилизовала весь арсенал своей дипломатии и спецслужб и достигла желаемого результата. В апреле 2008 г. Бухарестский саммит НАТО не принял решение о распространении ПДЧ на Украину. Выступая 29 января 2009 г. в Москве на расширенном заседании сотрудников Федеральной службы безопасности, Президент Российской Федерации Д. Медведев сказал: «В ряде соседних государств сохранялась нестабильная социально-политическая обстановка, не прекращались попытки расширения НАТО, в том числе и за счет так называемого ускоренного вступления в Альянс Грузии и Украины. Все это, вполне понятно, требовало четкой и согласованной работы всех специальных силовых структур, правоохранительных органов и весьма высокого уровня координации их деятельности. Должен сразу сказать, что Федеральная служба безопасности в целом успешно выполнила поставленные перед ней задачи». Успех России в противодействии украинскому евроатлантическому курсу в значительной степени был предопределен расколом в лагере помаранчевых сил, эгоистичным соперничеством между В. Ющенко и Ю. Тимошенко, отказом Премьер-министра Украины поддерживать позицию Президента Украины в вопросе членства в НАТО и осуществлять эффективную пронатовскую информационную политику, призванную формировать позитивное отношение украинского общества к евроатлантическому курсу государства.

Анализ событий, которые происходили в украинско-российских отношениях до, во время и после «кассетного скандала» свидетельствует, что стратегические цели российской политики относительно Украины, а именно: блокирование ее курса на интеграцию в западном направлении, уничтожение ее национальной идентичности и растворение в «Русском мире» — остаются неизменными. Никакие уступки Украины в интересах России не побуждают ее нынешнее руководство отказаться от реализации этих целей.

Показательным свидетельством этого является попытка России заблокировать завершение переговоров о создании зоны свободной торговли и ассоциации между Украиной и ЕС, невзирая на существенные военно-политические уступки стратегического характера, сделанные в начале президентства В. Януковича, в частности путем согласия на продление пребывания Черноморского флота на территории Украины и юридического оформления ее внеблокового статуса, который практически означает отказ от членства в НАТО.

Используя методы нескрываемого шантажа и давления, Президент России Д. Медведев и Премьер-министр России В. Путин пытаются заставить руководство Украины присоединиться к Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России. Такой подход российского руководства является ничем иным, как попыткой реанимации в новых условиях проекта ЕЭП, участие в котором лишает Украину европейской перспективы, делает невозможным ее будущее членство в ЕС и обрекает на роль бесправной части «русского мира».

Создание препятствий на пути к членству Украины в НАТО и ЕС является лишь составляющей частью нынешней украинской политики России, которая откорректирована в соответствии с опытом прошлого и современными реалиями. Освободительные движения 1917—1920 гг., крестьянское повстанческое движение и сопротивление на протяжении 20-х годов, вооруженная борьба ОУН-УПА в течение 40-х—50-х гг., восстановление государственной независимости в начале 90-х, европейская и евроатлантическая цивилизационная ориентированность движения Украины при всех президентах, подъем украинского национального духа во время Помаранчевой революции убедили российский властный политикум, политологов и аналитиков в неосуществимости имперской реваншистской мечты, пока будет существовать украинская Украина, украинская нация и украинская идея. Исходя из этого, российский истеблишмент формулирует модерную стратегию России относительно Украины следующим образом: «Нам нужна не пророссийская Украина, а российская Украина». В сущности, брошенному в начале ХХ века Н. Михновским освободительному кличу «Украина для украинцев» в начале ХХІ века противопоставлен неоимперский вызов «Украина без украинцев». В произнесенной Н. Михновским весной 1900 года речи «Самостоятельная Украина» впервые прозвучал призыв к украинцам начать решительную и бескомпромиссную борьбу за освобождение от господства врагов-чужестранцев исторической этнической украинской территории, разделенной в то время между Австро-Венгерской и Российской империями, и создать украинское самостоятельное государство. Отголоском этого призыва является современная независимая Украина, Конституция которой основывается на принципах верховенства права и уважения к правам и основополагающим свободам человека для всех, независимо от этнического или национального происхождения.

Мечтая о реванше, российские импершовинисты считают главным не время возвращения Украины в лоно России, а ее возвращение навсегда. Реально это возможно только путем уничтожения украинской идентичности как на уровне отдельной личности, так и на уровне украинской нации, что в практическом плане будет означать превращение «украинской Украины» в «Украину без украинцев».

В современных условиях главным орудием создания Украины без украинцев является не война и геноцидное истребление украинской нации, а гуманитарная агрессия, которую Россия осуществляет одновременно по нескольким направлениям, инспирируя и поддерживая ведение против Украины информационно-пропагандистской войны, языково-культурной войны, историософской войны и конфессиональной войны. Наступление на украинскую ментальность, традиционные ценности, язык, культуру, систему образования, историческую память народа, национальные церкви преследует стратегическую цель — уничтожение идентичности украинской нации, которая является системообразующей составляющей частью Украинского национального государства. Следовательно, речь идет о масштабной и системной попытке достичь ликвидации животворного источника украинской независимой государственности с тем, чтобы обеспечить «окончательное решение украинского вопроса» в контексте традиционных российских имперских стремлений.

Нынешняя украинская власть, уступая давлению России, не только не принимает эффективные меры в защиту жизненно важных национальных интересов в гуманитарной сфере, а практически выступает соучастником российской гуманитарной агрессии против собственной страны. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствуют действия министра Д. Табачника, народного депутата В. Колесниченко, мэра Одессы А. Костусева, секретаря Донецкого городского совета Н. Левченко и других должностных лиц в центре и на местах. Планируемая в Кремле и осуществляемая с помощью пророссийски настроенных украинских чиновников гуманитарная агрессия России разрушает фундаменты единства страны и угрожает самому существованию украинской независимой государственности. Будучи орудиями реализации российских национальных интересов, направленных против украинской государственности, гуманитарная политика нынешней власти является антигосударственной. Она противоречит основополагающим нормам Конституции, международным обязательствам Украины и цинично игнорирует конституционные права украинцев, составляющих подавляющее большинство населения страны.

Антиукраинская гуманитарная политика, кем бы и каким бы способом она не осуществлялась, представляет угрозу не только для украинского государства, но и для всех граждан Украины, независимо от их этнической или национальной принадлежности, социального статуса или материального состояния. Ведь в случае реализации преступления против украинской нации и ликвидации независимой государственности Украины, они станут гражданами другого государства и будут использоваться в качестве пушечного мяса в имперских вооруженных авантюрах. Им придется забыть о демократии, достоинстве, правах человека и основополагающих свободах вообще, свободе слова и свободном распоряжении своим имуществом в частности. Достаточно вспомнить о мизерном уровне и условиях жизни миллионов рядовых российских граждан за пределами столичного мегаполиса, противоправных преследованиях и циничных убийствах правозащитников и журналистов, и, между прочим, о судьбе неугодных олигархов, которых нынешняя российская власть обрекает на жизнь в изгнании, заточает и лишает собственности.

В этой ситуации особая ответственность ложится на Президента Украины В. Януковича как гаранта государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Если В. Янукович не понимает опасности антиукраинской гуманитарной политики для самого существования государственности Украины, то он не может выполнять функцию Президента Украины. Если же В. Янукович осознает эту опасность и не принимает меры для ее устранения, то он совершает преступление против украинского государства, которое квалифицируется как государственная измена.

В построенной им системе государственного управления в руках Президента Украины, как и во времена президентства Л. Кучмы, сконцентрированы огромные властные полномочия. Как известно, обратной стороной медали властных полномочий всегда является политическая ответственность — чем больше полномочий, тем выше ответственность. В значительной степени от В. Януковича зависит, будут ли использоваться эти полномочия, в соответствии с Конституцией Украины, в интересах государства и на благо общества и будет ли осуществлять украинская власть ответственную политику защиты национальных интересов. Проводимая командой В. Януковича политика компромиссов с Россией за счет игнорирования украинских национальных интересов и преследования национально-демократических сил в конце концов неминуемо приведет к потере ею власти не в конституционный способ, в частности через поражение на выборах, а в результате потери Украиной самостоятельности и подрыва национального характера ее государственности. Государственным чиновникам и политикам следует знать, что и те украинские гетманы, и те украинские коммунисты, которые одно время были усердными исполнителями воли московских царей и генеральных секретарей, в конце концов оказывались в сибирских ссылках и сталинских концлагерях. Возможно, в рамках новейшей Российской империи, где будет господствовать режим «суверенной демократии», их судьба не будет складываться так трагически, но властных полномочий, прерогативы правящего класса независимого государства, они будут лишены. Ведь в принципиальном плане отношение «национального лидера» современной авторитарной России и его последователей к Украине и ее властной элите ничем не отличается от отношения его предшественников — белых царей и красных вождей.

Уроки «кассетного скандала» должны побуждать Президента Украины тщательным образом проработать ошибки предшественников и отказаться от политики уступок России в стратегически важных для Украины вопросах. Как свидетельствует историческая практика, такие уступки, согласно законам геополитики, будут только поощрять новые требования, которые нынешнее руководство России не перестанет выдвигать, пока не выполнит свою реваншистскую программу относительно Украины. Единственный эффективный способ противостоять попыткам имперского реванша — очистить государственные структуры Украины от агентуры и агентов влияния России, наладить сотрудничество между партией власти и всеми национально-демократическими силами для осуществления украиноцентристской политики во всех областях государственной и общественной жизни и творить украинскую Украину, в соответствии с требованиями Конституции, украинских традиций и общечеловеческих демократических ценностей. Только перестроенное таким образом украинское государство может быть жизнестойким в противостоянии внешним угрозам и животворным для общества и всех граждан Украины.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПРОТИВ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА Л. КУЧМЫ КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОГО ОЧИЩЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Доступная обществу информация однозначно указывает на причастность экс-президента к противоправному преследованию Г. Гонгадзе, но не дает формальных оснований для вывода о заказе им его убийства. В то же время, вне всяких сомнений, можно утверждать, что эмоциональные обращения Президента Украины к подчиненным ему Главе Администрации Президента В. Литвина, Министру внутренних дел Ю. Кравченко и Председателю СБУ Л. Деркачу с предложениями жестокой расправы с журналистом повлекли или были использованы для варварского убийства человека.

Окончательный ответ о виновности Л. Кучмы и других высокопоставленных должностных лиц должен дать лишь суд на основе беспристрастного изучения всех обстоятельств дела и в соответствии с законом. В связи с этим следует отметить, что «записи майора» указывают на признаки таких преступлений как в действиях самого Л. Кучмы, так и отдельных личностей из его ближайшего окружения. Существуют пострадавшие, свидетели и, очевидно, документальные доказательства, позволяющие выяснить обстоятельства указанных преступлений. Следовательно, правоохранительные органы Украины, действуя в соответствии с требованиями криминально-процессуального и криминального законодательства, должны были бы возбудить и другие криминальные дела. Это является их элементарной обязанностью.

Ни один из возможных вариантов завершения уголовного дела против экс-президента — его прекращение за недоказанностью состава преступления, оправдательный приговор, освобождение от наказания, учитывая окончание срока давности (нереабилитирующее основание), приговор с назначением наказания и т. п. — не снимает с него ни моральной ответственности за насильственное лишение Георгия Гонгадзе жизнь и страдания его родных и близких, ни политической ответственности за создание авторитарной коррумпированной системы, функционирование которой затормозило нормальное цивилизованное развитие Украины, нанесло ей огромные имиджевые и геополитические потери.

Морально-политическую ответственность с Л. Кучмой разделяет и часть властного политического класса, которая входила в его ближайшее окружение и которую американский исследователь Дж. Кошив определил как «параллельный кабинет». С его точки зрения, анализ «записей майора» дает основания считать, что в состав «кабинета» входили такие лица из тогдашнего властного истеблишмента, как Л. Деркач (Председатель СБУ), Ю. Кравченко (Министр внутренних дел), М. Потебенько (Генеральный прокурор), В. Литвин (Глава Администрации Президента), Н. Азаров (Глава налоговой администрации, И. Бакай (Председатель правления НАК «Нефтегаз»), А. Волков (советник Президента), главы некоторых областных администраций и мэры отдельных городов.

В случае определения меры криминального наказания Л. Кучмы, независимо от ее строгости, будет создан важный прецедент, который засвидетельствует, что неприкосновенных среди наивысших должностных лиц нет и не может быть. Морально-политическое осуждение обществом экс-президента и отмеченных лиц из его ближайшего окружения играет самостоятельную роль и должно стать мощным орудием предупреждения потенциальных злоупотреблений властью или правонарушений со стороны руководителей государства или чиновников любого ранга.

Какими бы рассуждениями не руководствовалась нынешняя власть, сам факт возбуждения Генеральной прокуратурой Украины уголовного дела против экс-президента ломает стереотип безнаказанности представителей высших эшелонов власти и способствует формированию в обществе культуры общественного осуждения аморальных, асоциальных и противоправных действий любых должностных лиц, независимо от их статуса и рангов. Подавляющее большинство украинской элиты и общества справедливо считает Л. Кучму не жертвой несправедливого преследования, а создателем системы, жертвой которой стал он сам и вся страна. Это свидетельствует о том, что в украинском обществе существует здоровая критическая масса, способная быть двигателем его морального оздоровления и влиятельным фактором позитивных мировоззренческих изменений в среде властной элиты.

Владимир ВАСИЛЕНКО, профессор, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ