Народные депутаты разошлись до осени. В минувшую пятницу спикер парламента Андрей Парубий закрыл 8-ю сессию и объявил, что в следующий раз они соберутся 4 сентября. На самом деле депутаты еще неделю должны работать в комитетах, комиссиях и фракциях, но многие уже «на чемоданах». Что успели принять парламентарии за последних полгода работы?
«За эту сессию Рада поддержала в первом чтении законопроект о снижении стоимости растаможивания автомобилей, проекте нового Избирательного кодекса, отменяющего мажоритарку, создала высший антикоррупционный суд, проголосовала за закон «О национальной безопасности Украины», а это шаг, приближающий Украину к НАТО, решила много кадровых вопросов, в частности по Счетной палате, НБУ, — пишет у себя на страничке в ФБ народный депутат Остап Еднак. — Остается очень важный вопрос изменения состава ЦИК. Мы утвердили План мер по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Двадцать законов посвящены теме выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. В целом, было принято 88 законов, а вместе с постановлениями — все проголосовано 150 коллективных решений Верховной Рады».
Возможно, 150 коллективных решений количественно выглядит солидно, однако насколько качественными являются принятые законы? Потому что, например, тот же Закон «О национальной безопасности Украины» считается правильным и необходимым, но вопросы по поводу гражданского контроля за СБУ остаются. Или Избирательный кодекс, который приняли в первом чтении и который тоже считается позитивным шагом, но это лишь первое чтение и шансы, что его примут во втором, маленькие. Или тот же Закон «О Высшем антикоррупционном суде Украины», который считается большим достижением. Во-первых, власть приняла это решение под большим прессингом, а во-вторых, в последний день работы парламента туда уже вносились правки. В-третьих, главное, заработает ли этот орган, ведь например Государственное бюро расследований при наличии закона не могут запустить уже два года.
«Работа Верховной Рады у нас никогда не была однозначной, — комментирует «Дню» политолог Петр ОЛЕЩУК. — Это, в частности, проявлялось в принятии отдельных законопроектов, которые уже после принятия становились основанием для достаточной общественной обеспокоенности. В итоге они даже отменялись. Давайте сейчас вспомним о принятом Законе «О национальной безопасности». В последний момент там появилась довольно интересная норма, которая предусматривала учет всех пользователей газа «Нафтогазом України». Где здесь газ и где национальная безопасность? Но нельзя сказать, что не принимались довольно важные законодательные инициативы и Закон «О национальной безопасности» является примером того, что был принят безотлагательный законопроект. Конечно, он несовершенный, но он необходимый. Довольно серьезные инициативы вносились в парламент со стороны Минюста. Нормы, которые они вносили, означают серьезную революцию в вопросе отношений между семьями. Это сверхважный социальный вопрос. Все это говорит о том, что наши парламентарии идут на пути защиты прав людей. Это огромный пласт социальных проблем, и они все должны быть законодательно урегулированы. Но с другой стороны, нужно осознавать, что в условиях войны должны быть мобилизованы все ресурсы. В том числе депутатские. Поэтому странно, почему депутаты себе позволяют такие пробелы в работе, в то время как на фронте почти ежедневно погибают наши военные».
Кажется, депутаты никогда и не «напрягались», стоит лишь посмотреть на полупустой зал по пятницам во время пленарной недели, хотя это такой же рабочий день, как и вторник или четверг. Не говоря уже о том, что традиции «пианино», когда один депутат голосует за нескольких своих коллег, до сих пор сохраняются. Несмотря на неоднократные заявления о введении персонального голосования, этот вопрос не решается. Вообще, если вести речь о том, что по Конституции наше государство является парламентско-президентским, то именно Верховная Рада как орган должна играть первую роль, а не быть определенным «приложением» к Администрации Президента. Так же мы не имеем настоящих партий. Все это свидетельствует о несоответствии написанному в Конституции — речь идет о форме правления — реальной ситуации.
«Трудно анализировать все документы, которые принимали народные депутаты. Но то, что депутаты довольно быстро ушли в отпуск, то это связано с тем, что активизировалась протестная активность, — считает политолог Виктория ПОДГОРНАЯ. — В частности, речь идет о так называемых «евробляхерах». Они довольно-таки испугали представителей Верховной Рады. Считаю, что депутаты решили прекратить свою работу для того, чтобы не сталкиваться с необходимостью голосовать за этот законопроект. Это довольно типичная ситуация для нашего парламента. Если назревает неудобная ситуация, то им проще пропасть с горизонта. И здесь вопрос заключается не в том — правы «евробляхеры» или нет. Здесь вопросы в самих парламентариях, которые не стремятся повышать качество своей работы и брать на себя ответственность. У меня есть ощущение, что депутаты не хотят представлять общественные интересы. Они просто ищут способы для того, чтобы избежать ответственности. Они не умеют быть политиками и даже не хотят учиться быть политиками. У них очень искаженное представление о настоящей политике. Для них это инструмент, средство для реализации определенных личных целей или целей тех, кто им помог. Существует четкое ощущение того, что депутаты не являются самостоятельными фигурами. Существуют центры, влияющие на их решения. По моим наблюдениям, существует четкое ощущение того, что идет определенное вырождение парламентаризма. Поэтому вникает вопрос -возможна ли вообще парламентская республика с таким качеством парламента? Даже на уровне фракций я давно не слышала содержательных и интересных дискуссий по стратегическим вопросом. Возникает вопрос — это парламент или контора для обработки выгодных кому-то законодательных актов. В таком смысле — это не совсем законы. Это обслуживающие нормативные документы. Иногда возникает впечатление, что парламент выступает в качестве филиала Администрации Президента. Иногда они принимают довольно лоббистские законы «в тихую». От этого создается впечатление, что парламент не является политическим органом, а является обслуживающим аппаратом конкретных сил».