Вчерашний день президенты Украины и России посвятили не только памяти и последствиям Чернобыльской трагедии. После завершения мероприятий в Чернобыле Виктор Янукович и Дмитрий Медведев провели рабочую встречу в Киеве, на которой рассмотрели также вопросы торгово-экономического сотрудничества, а среди них — взаимодействие с учетом создания Таможенного союза и формирования договорно-правовой базы Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. За этой встречей очень внимательно следили в Европе, поскольку наверняка хотят знать, насколько искренна Украина в своих заявлениях о стремлении в Евросоюз.
Отсюда вывод, что Украина еще никогда не имела такого реального шанса наладить взаимовыгодные отношения и на Западе, и на Востоке. Похоже, сегодня это главная «фишка» Президента Виктора Януковича. «Мы будем строить такие отношения, которые бы удовлетворили и Европу, и Россию», — сказал он в конце прошлой недели и даже заверил, что наша страна станет «надежным мостом» между Европой и Россией. При этом Президент заверил, что «Украина будет идти той дорогой, название которой — защита национальных интересов», и отметил, что европейская интеграция для Украины — это возможность изменить лицо страны. «Это способ, — сказал Янукович, — за счет которого мы будем реформировать нашу жизнь».
Виктор Федорович стал говорить красиво, но зато несколько туманно. Кто понял, что на деле означает изобретенная им формула сотрудничества с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана («3+1»)? Роль толкователя взял на себя министр иностранных дел Константин Грищенко. Выступая в Верховной Раде на часе вопросов к правительству, он утверждал, что Украина намерена взаимодействовать с Таможенным союзом вне рамок формального членства в нем и именно так следует расшифровывать формулу Януковича. Министр подчеркнул, что для Украины «крайне важно, чтобы условия торговли с Россией, Беларусью и Казахстаном не ухудшились в связи с формированием Таможенного союза, поскольку существует угроза, что действующие защитные меры, применяемые в торговле с одной страной, будут после принятия соответствующего решения комиссией Таможенного союза распространяться на единую территорию Таможенного союза».
При этом Грищенко заверил, что Украина готова поработать над соглашением о зоне свободной торговли между Украиной и Таможенным союзом, которое должно было бы предусматривать «обоюдную отмену или постепенное уменьшение таможенных тарифов». «В идеале такое соглашение должно стать полным и всеобъемлющим», — отметил он, а также сообщил, что у Таможенного союза есть намерения заключить соглашение о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. «Это намерение свидетельствует о том, что наши усилия на обоих направлениях не являются противоречивыми», — заверил министр и тут же в очередной раз провозгласил, что европейская интеграция остается главным приоритетом для Украины, а о вступлении в Таможенный союз, уточнил министр, «мы не ведем переговоры».
Накануне свою преданность европейской идее демонстрировал и первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев. Он рассказал, что Украина не просто пассивно ждет, когда ее примут в Евросоюз. Он сообщил, что наше правительство в ближайшее время утвердит план первоочередных мер по интеграции в ЕС на 2011 год, а также подчеркнул, что в Украине имеется четкая политическая воля — завершить переговоры о заключении Соглашения об ассоциации с ЕС до конца 2011 года.
Но одновременно заметное движение происходит и на восточном направлении, о чем в первую очередь свидетельствует чернобыльский визит Медведева, совершенно недвусмысленно подкрепленный заявлением главы российского «Газпрома» Алексея Миллера. По словам последнего, к концу этого года цена на российский газ по долгосрочным контрактам в Европе превысит 500 долл. Для Украины эта новость на фоне сегодняшних переговоров звучит как угроза: мол, вступайте в Таможенный союз, иначе вместо «справедливой» формулы расчета цены на газ получите новую явно неподъемную для вас цену. Можно не сомневаться, что о 500 долл. не забыл упомянуть в Киеве и Медведев.
Куда же в конце концов придет Украина? Ответ на этот вопрос искали на круглом столе «Экономическая интеграция Украины на Западе и Востоке: поиск взаимосовместимых моделей». Восточное направление здесь довольно напористо отстаивал ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, академик Российской академии наук Сергей Глазьев. Свое выступление он посвятил, казалось бы, аполитичным вещам: как работает Таможенный союз и «как нам видится возможность участия Украины на этом новом этапе нашей экономической интеграции». При этом таможенный функционер назвал «удручающей» неосведомленность украинских правительственных чиновников о том, как устроен Таможенный союз, и обвинил их «в вольной или невольной дезинформации общественного мнения» страны.
Занявшись ликбезом и перечислив многочисленные функции Таможенного союза, он заявил, что они никоим образом не затрагивают государственного устройства и правовых основ государств-членов. Но тут же стал рассказывать о роли и функциях комиссии Таможенного союза, являющейся наднациональным органом, решения которого (в пределах его полномочий) обязательны на территории всех государств-членов.
В спорных случаях в комиссии, по словам Глазьева, предусмотрена процедура взвешенного или квалифицированного голосования (2/3 голосов, причем у России 57%, у Казахстана и Беларуси — по 21,5%). Тем не менее, за полтора года работы такая процедура, по словам академика, еще ни разу не применялась. Все решения принимаются консенсусом. Странная какая-то процедура, которой никто не придерживается...
А если обладатель 57% потребует? «Для конфликтных ситуаций существует, — сказал Глазьев, —межгоссовет, где каждая страна имеет право вето и все решения принимаются главами правительств только единогласно».
А еще секретарь Таможсоюза поведал о его пошлинном «общаке», в котором у России уже не 57%, а все 88%, что соответствует ее весу в общем импорте (он был рассчитан по средневзвешенным ставкам таможенных пошлин за 2007—2008 годы). И при этом, по словам Глазьева, сегодня Россия получает пошлин больше, чем оставляет себе и является донором, ежегодно перераспределяя в пользу Казахстана 50 миллионов долл...
Нарисовав это справедливое устройство, академик перешел к перспективам участия Украины в Таможенном союзе, сославшись на расчеты, выполненные в Институте экономики и прогнозирования НАНУ и Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они показали, что благодаря устранению таможенных и других барьеров можно ожидать от 5 долл. до 9 миллиардов долл. в год прироста экспорта украинской продукции на рынок Таможенного союза. Улучшаются, по словам Глазьева, и условия импорта российской продукции в Украину. Но, согласно правилам союза, отменяются все экспортные пошлины. Это дает для Украины, как утверждает академик, одномоментный эффект примерно в 3,5 миллиарда долл. Перечислив все возможные таможенные «пряники» для Украины, Глазьев стал вбивать ими клин между нами и Европой. Он считает, что «главная задача Брюсселя в переговорах о ЗСТ с Украиной — это не общий рынок товаров, который Украина хочет, а, скорее, барьер, чтобы Украина не смогла войти в Таможенный союз».
Ответсекретарь также не удержался, чтобы не припугнуть Украину за неправильный выбор союзников. «По нашим оценкам, усиление административных барьеров, которые могут возникнуть на российско-украинской и украино-белорусской границах, — кликушествовал он, — может привести к падению экспорта украинских товаров примерно на 2 миллиарда долл., что ухудшит и без того плохое состояние украинского торгового баланса».
Спокойную, но аргументированную отповедь силовому таможенному сватовству дал заместитель министра экономического развития и торговли Украины Валерий Пятницкий. По его словам, в Украине комплексно проанализированы все плюсы и минусы движения в интеграционную экономическую модель с Евросоюзом и с Таможенным союзом. Он пожелал нашему правительству не делать больше таких ошибок, какие были допущены при подписании договора «Флот в обмен на газ». «Пока Россия не вступит в ВТО, — сказал заместитель министра, обращаясь к Глазьеву, — разговор (о ТС. — Авт.) с вами, к сожалению, не складывается». Пятницкий также опроверг заявление визави о барьере со стороны Евросоюза для вступления Украины в Таможенный союз. «Наоборот, — говорит он, — может быть, у кого-то возник вопрос, а как затормозить эту часть интеграции?». Он также дал ответ на часто звучащий вопрос: «А можно ли быть и там, и там? Одновременно в двух интеграционных объединениях?..». По словам Пятницкого, наши исследования (Центра им. Разумкова с участием политиков Беларуси и Казахстана) показали, что мы должны сделать выбор — нельзя усидеть на двух стульях». «И этот выбор сделан, — говорит он. — Президент четко декларирует свою позицию — это европейская интеграция, 56% населения также поддерживают евроинтеграцию, все политические силы в парламенте за это». «Выбор сделан, поезд ушел, — заключает Пятницкий. — Теперь давайте говорить о зоне свободной торговли, об исключениях и изъятиях. О ценах на энергоносители. Я не вижу прямой зависимости между ценами на газ и Таможенным союзом». Замминистра еще раз возвращается к договору о флоте и газе. «Какая скидка, — спрашивает он, — если сегодня Минфин засчитывает ее как государственный долг Украины?..».