Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Свобода» решила поуправлять Кабмином. В тени

Александр СЫЧ: «...Наши министры будут исполнять роль политических спикеров»
29 октября, 2013 - 11:30
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
АЛЕКСАНДР СЫЧ

«Свобода» обнародовала список теневых министров и провела первое заседание «теневого правительства». Никаких неожиданностей не произршло. В состав оппозиционного Кабмина вошли, по большей части, представители «Свободы» в Верховной Раде и сотрудники партийного аппарата.

Стоит отметить, что большинство представленных в списке людей — это «темные лошадки». Найти информацию об их предыдущей деятельности довольно сложно. Одним из наиболее известных (хоть и локально) деятелей является глава новообразованного правительства Александр Сыч. Длительное время он работал в органах местного самоуправления Ивано-Франковска и зажил себе славы самого заметного деятеля Прикарпатья. Его политическая деятельность началась еще в 90-х годах. Тогда Александр Сыч входил в состав Конгресса украинских националистов. В 2004 году действующий «теневой премьер» был «полевым командиром» Оранжевой революции в Ивано-Франковске, хотя не имел никакого отношения к «Нашей Украине». Долго придерживался беспартийной позиции и лишь недавно влился в ряды «Свободы». Депутатский мандат Сыч получил по результатам голосования по мажоритарному округу Ивано-Франковска (№ 83).

О будущем вновь созданного оппозиционного правительства «День» беседовал с  Александром СЫЧЕМ.

«ЗАЧЕМ ТЯГНИБОКУ УЧИТЬСЯ БЫТЬ ГЛАВОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА?...»

— Господин Александр, на последнем съезде «Свободы» было объявлено об образовании Правительства национальной альтернативы. А основная цель — демонстрация того, что члены партии способны конструктивно работать в исполнительной власти. Почему именно сейчас?

— Стоит отметить, что практика образования оппозиционных правительств не так уж и распространена. Наиболее известна применением такого оппозиционного инструмента Великобритания. С 1937 года в этой стране существует акт, который декларирует наличие «теневого правительства» как элемента политической системы. Даже по регламенту рассмотрения законопроектов, кроме проекта от действующего правительства, в обязательном порядке рассматривается альтернативный проект от «теневого». Как мне известно, сегодня альтернативные правительства существуют также в Испании, Италии, Чехии — не так уж и много.

Когда мы обдумывали вопрос создания этого правительства, то избегали слова «теневой». И выбрали название «Правительство национальной альтернативы». Ведь каждое такое правительство, как, собственно, и оппозиция в целом, обязано предлагать альтернативу, а в случае чего — взять на себя ответственность за состояние дел в стране и стать во главе исполнительной власти. Собственные предложения мы будем нарабатывать через призму защиты национальных интересов.

Сегодня мы решили не ждать следующих выборов, а уже сейчас готовить себя к участию в системе высшей исполнительной власти, или же к ее переизбранию. И это наступит тогда, когда мы совместно с нашими политическими партнерами выиграем сначала очередные президентские, а затем и парламентские выборы.

Что же касается основных задач созданного нами Правительства национальной альтернативы, то их три. Первая из них — базовая аналитика существующего состояния в разрезе каждой отрасли. На первом его заседании, которое состоялось сразу после завершения партийного съезда, я дал поручение членам Правительства начать подготовку соответствующих тезисов для документа под условным названием «Программные резолюции». В нем изложим существующее положение и наметим пути выхода из него. А уже на базе этого документа ориентировочно за год наработаем широкую программу — это уже вторая задача. Третья же — текущий мониторинг действующего правительства сквозь призму национальных интересов. При этом нас интересуют как внутренняя, так и внешняя политика. Ввиду катастрофического состояния социальной защиты, будем анализировать, какие шаги делаются для ее совершенствования и насколько они улучшают жизнь рядового человека. Также будем оценивать правительственные шаги сквозь призму того, насколько они способствуют коррупции и лоббизму. И, наконец, будем отслеживать проблему неравномерного распределения средств между регионами и отраслями.

— Ваш коллега по оппозиции Виталий Кличко отметил, что деятельность «теневого» правительства не может быть эффективной по причине закрытости власти, и потому полноценный контроль невозможен. Как собираетесь действовать?

— Мы как до этого, так и в дальнейшем добивались и будем добиваться свободного доступа народных депутатов на все заседания Кабмина. И не будем считаться с тем, что у некоторых правительственных чиновников уже аллергия на народных избранников от оппозиции и, в частности, от нашей партии. Они анализируют информацию и обнародуют для широкой общественности невыгодные для Правительства данные. Свои методы мы будем постоянно нарабатывать и совершенствовать, ведь сформированная нами структура будет гибкой, а не статической. Если сегодняшний режим устанавливает определенные ограничения с целью самосохранения, то мы их упорно будем преодолевать.

— Если отвлечься от метафорических высказываний, рассматривали ли вы возможные инструменты?

— Что касается инструментов нашего действия. Очевидно, что будем проводить регулярные заседания, выносить на рассмотрение Правительства национальной альтернативы актуальные для общества проблемы и вопросы, доносить свою точку зрения относительно него, анализировать правительственные законопроекты, будем принимать участие в заседаниях Кабмина и акцентировать внимание на их закрытости. По большому счету, наши министры будут выполнять роль политических спикеров. И понятно, что для этого нужно быть специалистом в своей области. Так, например, министром культуры назначен Богдан Бенюк, который, вне всякого сомнения, авторитетный человек в этой сфере. Или же министром обороны является вице-адмирал Игорь Тенюх — человек, прошедший все уровни военной службы, адекватно оценивающий ситуацию, чье мнение для людей военных является авторитетным. Так же министр иностранных дел — Виктор Гвоздь, в свое время работавший руководителем разведки. А кроме того, в нашем правительстве будет сформирована серьезная аналитико— экспертная служба.

— Мировая и украинская традиция создания «теневых» Кабминов демонстрирует, что чаще всего его председателями становятся оппозиционные лидеры с наибольшей поддержкой. Почему должность главы правительства занял не Олег Тягнибок?

— Я уже говорил о трех факторах партийного развития. И кто-то же должен стоять над ними. Если есть партийная структура, фракция, альтернативное правительство — возглавлять эту пирамиду должен глава партии. Зачем Тягнибоку учиться быть главой правительства? Ему время овладевать ремеслом президента.

«РАСЧИСТИТЬ «АВГИЕВЫ КОНЮШНИ» УКРАИНСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ НЕ УДАСТСЯ»

— Последнее «теневое» правительство было создано в 2010 году — на базе «Батьківщини», его главой до сих пор считается Сергей Соболев. Правительство последнего провело лишь несколько заседаний и не собиралось уже больше года. Чем вы будете отличаться?

— Постараемся отличаться эффективностью. У нас есть больший стимул работать, чем у них. Ведь партии, которые вы привели в качестве примера, уже на время создания своих «теневых» правительств имели серьезный электоральный запас и долгий опыт присутствия в законодательной и исполнительной власти. Это их в значительной степени «убаюкивало». Мы же заинтересованы в наращивании влияния на общество. Таким образом, сегодня мы имеем три базовых опоры деятельности партии: партийная структура, парламентская фракция и «теневое» правительство. Если они будут действовать согласованно и эффективно, успех будет бесспорным.

— Вы отметили, что ваша цель -наращивание влияния на общество. В то же время, эксперты говорят о потере рейтинга и именно с этим связывают такой шаг, как создание Правительства национальной альтернативы.

— А вы разве не знаете, как «рисуют» рейтинги? Помните, как во время последних парламентских выборов разные социологические службы дискутировали, сможет ли «Свобода» преодолеть проходной барьер, а затем все они мгновенно замолчали, когда мы набрали почти 11% голосов. Такое поведение вполне понятно, ведь все они принадлежат тем или иным лицам, и обнародованные рейтинги нужно оценивать сквозь призму интересов их владельцев. Это так же касается и средств массовой информации, которые превратились в средства массовых технологий. Это уже стало закономерностью, что «Свободе» постоянно манипулятивно занижают рейтинги.

— Вы уже говорили о парламентском успехе, но «Свободу» довольно часто критикуют за то, что партия так и не изменила имидж после прохождения в ВР: были драки в сессионном зале, крики. Последний пример — прекращение работы из-за красно-черных флагов. Насколько эффективны подобные шаги?

— Давайте начнем анализ ситуации в нынешнем парламенте с глобального и перейдем к частному. Парламент этого созыва радикально изменился, если его сравнить с предыдущей каденцией. И это произошло не в последнюю очередь в результате применения указанных вами методов. На самом деле, блокирование трибуны и драки были своеобразной притиркой. Фракция Партии регионов с самого начала хотела продемонстрировать, что намерена действовать привычными методами: правовая вакханалия, нарушение Конституции, Регламента. Раньше так было — если оппозиция выступала против этого, то ее депутатов банально били, и те вынуждены были отступать. Мы же, имея опыт уличной политики, продемонстрировали, что с нами нельзя говорить на языке силы. Давая жесткий отпор, «Свобода» требовала, чтобы парламент перевел свою работу в конституционное русло.

И сейчас уже есть результаты. Массовое не личное голосование и массовое «тушкование» исчезли, в том числе и багодаря обструкции, устроенной нашей партией. Расчистить «авгиевы конюшни» украинского парламентаризма в белых перчатках не удастся. Если власть применяет незаконные методы, мы не можем просто сидеть и по-толстовски читать ей нравственные наставления. Мы обязаны защищать интересы людей методами, адекватными ситуации.

Кроме того, парламент и органы местного самоуправления стали сейчас последними форпостами демократии. Исполнительная власть пытается доминировать, полностью подчинив судебную ветвь власти и пытаясь контролировать законодательную. Это — классическая черта авторитаризма. Как можно применять другие методы к такому режиму? На все действия существует адекватный ответ и противодействие.

А в целом обратите внимание — чтобы ни сделала «Свобода», оппоненты все равно ее критикуют. Условно говоря, коммунисты могут внести в зал какую-то свою символику, «Батьківщина» может прийти с плакатами «Юлі — волю!», а мы не можем занести баннер накануне празднования 71-летия создания УПА, которая боролась за независимое украинское государство. Это парадокс: те, кто боролись за национальное государство — унижены в нем, а их противники в нем же благоденствуют. Рано или поздно, но в этих дискуссиях историки расставят свои акценты — правда излечит украинское общество.

— Власть часто использует подобные действия «Свободы» в своей антифашистской риторике, втягивая партию в определенные технологии. Понимают ли это в вашей партии?

— У нас есть свои аналитические службы и технологии. Понятно, что мы не можем противостоять действующему режиму его средствами и методами — оппонентам, которые владеют региональными или общеукраинскими СМИ. А, как известно, информационные технологии играют ныне ведущую роль в политической борьбе. В таком случае единственно возможный в таких условиях способ противодействия — непосредственная работа с избирателями. Ни одна партия не дойдет сегодня до каждого села и избирателя так, как это делаем мы.

«У НАС ЕСТЬ РАСХОЖДЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО С ОППОНЕНТАМИ, НО И С КОЛЛЕГАМИ ПО ОППОЗИЦИИ...»

— Противопоставление оппонентам понятно, а как сотрудничаете с вашими коллегами по оппозиции? Вели ли вы переговоры по созданию собственной альтернативы Кабмину?

— Мы сразу задекларировали, что готовы к созданию коалиционного оппозиционного правительства. Но ничего страшного нет в том, чтобы каждая отдельная влиятельная партия создавала собственное альтернативное правительство. У каждой из них есть своя идеология и своя политическая программа. Поскольку «Свобода» является одной из немногих идеологических партий и базирует свою деятельность на идеологии украинского национализма, то с учетом этого у нас есть расхождения не только с оппонентами, но и с коллегами по оппозиции. Нас объединяют стратегические интересы: изменение ситуации в государстве и в целом смена действующего режима. Однако подходы, даже относительно функционирования экономики, существенно отличаются. При этом я не буду оперировать специальными терминами, ведь я не экономист...

— Но глава правительства должен глубоко разбираться во всех сферах, включительно с экономикой. Не помешает ли вам недостаток опыта?

— Существует стереотип, что руководителем правительства должен быть экономист, хозяйственник, который якобы готов закатать рукава и выполнять физическую работу. А почему при этом дискриминируют представителей гуманитарных отраслей? В действительности же в руководящей деятельности главным является владение организаторскими способностями: какие кадры ты наберешь и сможешь ли из них создать команду. Можно быть прекрасным экономистом, но никаким менеджером.

— Политологи прогнозировали, что «Свобода» может сделать огромный шаг вперед, если пригласит в свою команду ярких личностей с необходимым опытом. Большинство людей, которые получили портфели «теневых» министров, являются членами партаппарата или приближены к партии. Может ли такое правительство претендовать на статус общенационального?

— Структура правительства, кадровый потенциал и методы будут динамичными и гибкими. На сегодняшний день мы выбрали именно тех, кого выбрали. Но есть еще немало специалистов, экспертов, которые работая в определенной сфере не готовы занимать должность в нашем альтернативном правительстве, потому что опасаются расправы — например, увольнения, преследования и тому подобное. Они готовы нас консультировать, делать все, что могут на местах, где имеют доступ к информации и определенным полномочиям.

Народные депутаты, которые являются нынешними членами созданного альтернативного правительства, поставлены в известность о том, что занимают свои должности временно. Зато мы сегодня проводим селекцию кадров как по вертикали партийной структуры, так и по горизонтали тех общественно-политических сред, которые мировоззренчески являются близкими к нам. Мы контактируем со значительным количеством более-менее влиятельных националистических объединений и предлагаем им приобщаться к этому делу. Вот, например, обратились даже в те структуры, которые генетически имеют эмиграционные корни, — например, ОУН (б) и ОУН (м). Если у них остались профессиональные и влиятельные кадры заграницей, мы готовы пригласить их к сотрудничеству. В свое время такой эксперимент делали балтийцы: привлекали к сотрудничеству специалистов из эмиграции, которые потом становились министрами, президентами. Поэтому мы пробуем разные варианты и главное, что нас стимулирует — эффективность.

— Украинский политикум часто разделяют на кланы — «днепропетровский», «донецкий». Большинство членов правительства национальной альтернативы — выходцы из Западной Украины. Вас можно считать «галицким» кланом?

— Мы набираем людей, которые разделяют наши взгляды, исповедуют наши ценности. В нашей парламентской фракции представлена фактически вся Украина: Галичина, Волынь, Одесса, Харьков, Полтава, Киев и так далее. Мы не считаемся с региональными, гендерными или какими-то другими особенностями. А следовательно, в наших действиях нет никаких признаков клановости. Главное — подобрать адекватные кадры.

 Что касается существующих региональных кланов, то «днепропетровский» действительно влиял когда-то на политику всего Советского Союза. Ныне уже отыгрывается «донецкий» клан, который успешно поквитался со своими вчерашними соперниками. Но «галицкий» клан не мог сформироваться по определению, ведь в Советском Союзе существовало жесткое запрещение на привлечение в высшие органы государственной власти выходцев из Галичины.

Анна ЧЕРЕВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ