Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Так почему же мы бедные?

Мы никогда не сможем сделать Украину великой, если не поручим управление страной грамотным менеджерам
22 июня, 1996 - 20:05
В ОЖИДАНИИ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АГЕНТСТВОМ ПРЕСС-КИТ

Виталий Княжанский, ведущий журналист «Дня», так подвел итог своим размышлениям в материале «Грязная «десятина», или Почему мы такие бедные», опубликованном 13 июня 2009 года: «Исследования TI (международной правозащитной организации Transparency International. — Ю. К.), названные «Барометр глобальной коррупции-2009», показывают, что почти каждый десятый из опрошенных украинцев давал в прошлом году взятку, а четверо из них отдали коррупционерам почти 10% своей годовой прибыли. Вот почему мы такие бедные». Не вдаваясь в подробное обсуждение архиважной проблемы борьбы с коррупцией, хотел бы продолжить разговор о глубинной причине нашего слабого развития в прошлом и кризисного состояния сегодня. По-моему, это тоже будет в высшей степени полезным.

Трудно понять, с точки зрения здравого смысла, каким образом, обладая существенным кадровым, производственным, научно-техническим потенциалом и серьезными природными богатствами, можно уже 17 лет продолжать проваливаться в бездну нищеты и стагнации. И с каждым годом все глубже.

Считается, что этому можно найти много всевозможных объяснений. Чего же в большинстве из них недостает? Умения заглянуть в самую что ни есть глубь нашего кризисного состояния, выделить важнейшую составляющую, от которой зависит позитивное развитие общества.

У голландского философа Бенедикта Спинозы есть завораживающая многих интеллектуалов строчка: «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать». Люди не умеют понимать, их надо этому учить. А еще помогать им понимать. Полагаю, что хорошим подспорьем для правильного понимания сложившейся в Украине ситуации могут послужить примеры, взятые из далекого и не очень далекого прошлого других стран, чем-то напоминающие происходящее у нас сегодня; и особенно поучительны и интересны примеры из мировой истории. Польза от такого взгляда назад может быть существенной, если суметь сделать из чужого опыта определенные выводы. Итак, Морис Дрюон, исторический роман «Когда король губит Францию»:

«...В начале XIV века Франция была наиболее могущественным, самым густонаселенным, самым жизнедеятельным, самым богатым государством во всем христианском мире...

Как же могло случиться, что сорок лет спустя эта самая Франция была разгромлена на полях сражений страной, население которой было в пять раз меньше; что ее народ изнемогал под непосильным бременем налогов; что страну отдавали на разграбление; что деньги обесценились и повсюду царила нищета; никто не знал, что принесет ему завтрашний день. Почему же рухнула эта держава? Что так круто повернуло ее судьбу?

Посредственность! Посредственность ее королей, их глупое тщеславие, их легкомыслие в делах государственных, их неумение окружать себя нужными людьми, их неспособность вынашивать великие замыслы или хотя бы следовать тем, что были выполнены до них» (Дрюон Морис. Когда король губит Францию: Из серии «Проклятые короли». — Минск: Полымя, 1983. — С. 5). Заслуживает быть приведенной еще одна мысль М. Дрюона, высказанная там же: «В трагическую годину История возносит на гребень великих людей: но сами трагедии — дело рук посредственностей». Лучшего дополнения к этим словам, чем меткие афоризмы некоторых французских мыслителей, нам не найти: «Посредственность — пристанище претензий» (А. Декурсель), «Люди посредственные всегда бывают обременены массой несуществующих затруднений, надуманных возражений и воображаемых угроз» (П. Буаст). Так будем же об этом не забывать, готовясь к предстоящим выборам!

А теперь давайте вспомним Великую депрессию 1929—1933 гг., которая грозила разрушить капитализм как общественную формацию. Тогда в США на авансцену истории был выдвинут Франклин Делано Рузвельт, имевший уже определенный опыт в сфере государственного управления, так как он работал губернатором штата Нью-Йорк. Из книги Альберта Кана «Измена Родине: Заговор против народа»: «Я заклинаю вас, заклинаю самого себя направить жизнь американского народа по новому курсу... Речь идет не о простой политической кампании, — это сигнал к бою. Помогите мне не только завоевать голоса на выборах, но и одержать победу в крестовом походе, цель которого — вернуть Америку ее народу».

Так говорил Франклин Рузвельт 2 июля 1932 г., когда он дал согласие на выдвижение его кандидатуры в президенты от демократической партии. Так начался новый период в истории Америки, получивший в США и во всем мире название «нового курса». «Новый курс» должен был стать периодом решительных и радикальных демократических преобразований во всех областях американской жизни». (Альберт Кан. Измена Родине: Заговор против народа. Пер. с англ. — Москва: Изд-во иностр. лит., 1950. — С. 162). И он им стал. Провозглашенный Ф. Рузвельтом «новый курс», как известно, впоследствии был реализован в жизни.

А ведь тогдашний американский президент столкнулся с кризисом, какого не видывал при вступлении в должность ни один из его предшественников со времен Линкольна. Так, за последние три года уровень производства упал вдвое, в цифровом выражении со 100 миллиардов долларов до 55. Безработица поднялась с 4 до 25%; таким образом, не работал каждый четвертый американец. И такого рода данные можно продолжать здесь приводить. Нужно ли задаваться вопросом, зачем Америке потребовался «новый курс»? Вряд ли, поскольку читатель, думаю, это знает и сам.

Показательны и другие исторические факты. В значительной степени истощенные войной, разоренные и психологически подавленные Германия и Япония делают стремительный мощный рывок на пути подъема своих экономик, добиваясь большого прогресса в их развитии. Тем, кто хочет узнать подробнее, каким образом они этого достигли, я бы предложил обратить внимание на две интересные работы: Федор Арнольд. Предпосылки одного преобразования: «Экономическое чудо» Людвига Эрхарда // Диалог. — 1991. — № 9 и Акио Морита. «Сделано в Японии». Пер. с англ. — Москва: Изд-во «Прогресс», 1990. Закономерно могут возникнуть вопросы: за счет какого глубинного фактора стали возможны их крупнейшие завоевания? И не он ли способствовал тому, что сегодня Япония, страна с бедными природными ресурсами, вышла на передовые позиции в мире по произведенному ВВП на душу населения?

И действительно: какой же глобальный вывод напрашивается из вышеупомянутых экскурсов в прошлое? Что это за рычаг, который так влияет на целые государства, их экономики, приводит к глубочайшим кризисам или невиданным экономическим успехам?

Ответ может быть только один: управление! Именно неумелое или умелое управление способно творить «чудеса». Я не стану отрицать, что здесь есть повод для продолжительной дискуссии. Но сколько бы мы ни спорили, остается бесспорный факт: в неумелом управлении страной и кроется глобальная причина неудач Франции после начала ХIV века и наших неудач в конце ХХ — начале XXI столетия. В умелом управлении, основанном на твердой политической воле, прагматических научных концепциях и практических достижениях грамотного менеджмента, базируются успехи команды президента Франклина Рузвельта по выводу США из глубочайшего финансово-экономического кризиса в 30-е годы прошлого века и послевоенные экономические прорывы Германии и Японии. Именно эти уроки политической истории кажутся мне наиболее убедительными.

И еще: со времен шотландского экономиста и философа Адама Смита, автора «Исследования о природе и причинах богатства народов» известно, что основным и первичным источником богатства любой страны является труд (второй источник — природные ресурсы). Управление, по большому счету, занимается организацией и, соответственно, повышением уровня целесообразности трудовой деятельности людей (что как раз характерно именно для менеджмента). Учитываем ли мы это в своей деятельности? И не здесь ли кроется ответ на вопрос, почему мы такие бедные в богатой стране и почему богаты японцы в бедной стране?!

Грустно... Так вот, я ведь неспроста взялся об этом поразмышлять. Мы никогда не сможем сделать Украину великой страной, где живут счастливые люди, если, во-первых, не поручим управление государственными делами грамотным и умелым менеджерам; во-вторых, если не сможем обеспечить реализацию конституционного права своих граждан на достойную жизнь и свободное развитие. Ведь большинство всех наших сегодняшних проблем — от бедности, разве не так? Еще лучше поймем ее губительную сущность, если вспомним довольно выразительную оценку, которую ей дал в своей книге «Шведская модель» один из самых авторитетных идеологов «социально ориентированного капитализма», премьер-министр Швеции Улоф Пальме, погибший от рук убийцы: «Бедность — это цепи для человека. Сегодня подавляющее большинство людей считает, что свобода от нищеты и голода гораздо важнее многих других прав. Свобода предполагает чувство уверенности. Страх перед будущим, перед насущными экономическими проблемами, перед болезнями и безработицей превращает свободу в бессмысленную абстракцию». Согласитесь, это очень глубокая мысль. И одного этого уже достаточно, чтобы задуматься. Крепко задуматься.

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ