Группа крымских татар — ветеранов крымскотатарского движения, а также украинских диссидентов и общественных деятелей, — собралась вчера во Владимирском соборе на панихиду по Петру Григоренко (1907—1987) — человеку, который прошел три войны, стал генералом Советской Армии, а затем выступил против советского режима. Во вчерашнем номере «Дня» в статье «Генерал, спасавший честь украинцев», описана нелегкая, но самоотверженная жизнь Петра Григорьевича. Крымские татары ныне преклоняются перед этим смелым человеком, который в 60-х годах выступил в защиту прав гонимого со своей земли народа. Священники православной церкви назвали Петра Григоренко человеком верующим, сильным духом, которого Бог позвал заступиться за крымскотатарский народ. Как рассказали «Дню» представители крымских татар, о нем они рассказывают в своих семьях, а одна крымскотатарская учительница даже написала стихотворение, посвященное великому украинцу. «Он за наш народ отдал жизнь», — говорят крымские татары. Умер Петр Григоренко 21 февраля 1987 года в США, похоронили его на украинском кладбище в Баунд-Бруке.
КОММЕНТАРИИ
Айдер ЗЕЙТУЛАЕВ, ветеран крымскотатарского движения:
— Я — один из участников демонстрации 1969 года в защиту Петра Григорьевича... Это уникальный, удивительный человек. Таких людей Бог дает человечеству поштучно. Сейчас второго Петра Григорьевича мы не видим. По-видимому, для этого нужно время. Он, участник трех войн, имел очень большие заслуги. Когда понял всю политику советского государства, то восстал против этого. За что был очень жестоко наказан советской системой... Судить его не могли, потому что не было за что. Он был уникальным: высокообразованным, высокодуховным. Поэтому власть попробовала сделать его «дурным». К сожалению, очень долгое время он находился в психбольнице. И когда уже западные страны восстали против этой несправедливости, то советская власть была вынуждена его выпустить. Очень жестоко к нему относились и после этого: все больницы были предупреждены о том, чтобы не оказывать ему медицинскую помощь. Наконец, Петр Григорьевич смог выехать в Вену, а оттуда — в Америку. Уже там татарская диаспора приняла его очень тепло и, в конечном счете, похоронила, когда он умер. Там ему поставили прекрасный памятник.
Василий ОВСИЕНКО, бывший политзаключенный, член Украинской Хельсинкской группы, созданной по инициативе Петра Григоренко и Николая Руденко:
— Членом Хельсинкской группы я стал в 1978 году, а когда вернулся из первого заключения, то послал в московскую Хельсинкскую группу информацию о том, что происходит в советских лагерях. Мне Петр Григоренко ответил открыткой из Москвы — на украинском языке, с ошибками, но — на украинском... Он поблагодарил меня за информацию. Персонально с ним я не встречался, но знаю цену этой личности, потому что именно он был инициатором организованного правозащитного движения. Юрий Орлов, председатель Московской Хельсинкской группы говорил, что «Петр Григоренко для нас является важнейшим лицом». Это действительно так, потому что этот человек мыслил стратегически, он понимал, что имеет дело с империей зла. Он дозрел до критики коммунизма и до исключения коммунизма. Также он помогал другим людям избавиться от коммунистической химеры в своих головах.