Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Тень над Европой

Новое прочтение Фултонской речи Уинстона Черчилля
2 марта, 2016 - 19:00
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Политика современной России, в частности, ее военная агрессия против Украины, использование военной силы в Сирии, постоянная антизападная риторика вынуждает опять обращаться и анализировать исторические события XX века. Многие эксперты заговорили о возобновлении холодной войны. По этому поводу есть показательная дата.

5 марта исполняется 70 лет известной Фултонской речи Уинстона Черчилля. Это программное выступление, которое он сделал в 1946 году в Вестминстерском колледже в городе Фултон (Миссури, США), который стал знаком начала холодной войны. В его речи говорилось о том, что на замену фашистского врага теперь пришел коммунистический в виде СССР. Также говорилось о «железном занавесе» через Европу от Балтики к Адриатике.

Несмотря на распад Советского Союза в начале 90-х, нынешняя Россия активно использует методы и практики коммунистического врага, о котором говорил Черчилль. Западные политики, особенно британские и американские, все чаще высказываются о России как об опасности, а иногда и о враге номер один для своих стран.

Об актуальности речи Черчилля беседуем с публицистом и дипломатом Юрием ЩЕРБАКОМ:

— Я с приятностью сегодня в который раз уже ознакомился с большой речью Черчилля. Это была знаковая речь, вошедшая во все учебники мира. На мой взгляд, она является образцом мудрости, высокой философии свободы и высоких литературных качеств. Это призыв к миру, но он не имеет пацифистского характера, там говорится о том, что для того, чтобы хранить мир, нужно иметь силу.

Сегодня эта речь мной прочитана по-новому. Я нашел множество аллюзий, параллелей к нынешней ситуации и опять убедился в пророческом даре Черчилля. Обращаясь к студентам в колледже во время речи, он фактически обращался к будущему миру. Он сказал: мир переживает тяжелые и тревожные времена. Разве мы сегодня не можем сказать, что наш современный мир тоже переживает тяжелые и тревожные времена в связи с агрессией Путина — его попытка уничтожить Украину, вмешательство в Сирии?

«У НАС ВО ВСЕХ КАБИНЕТАХ ВИСЯТ ПОРТРЕТЫ. ОЧЕНЬ ЧАСТО ЛЮДИ ОТНОСЯТСЯ К ЭТОМУ ФОРМАЛЬНО, — РАССКАЗЫВАЕТ «ДНЮ» ГЕРОИНЯ ЭТОГО СНИМКА, ПРОРЕКТОР ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЛЕСИ УКРАИНКИ АННА ЛЕВЧУК. — А МОЯ КОЛЛЕГА РАЗМЕСТИЛА У СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО ПОРТРЕТ ЧЕРЧИЛЛЯ, НО И БЛИЗКИХ ЕЕ МИРОВОЗЗРЕНИЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЕЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ. В КАБИНЕТЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВДОХНОВЛЯЮТ НА ПРАВИЛЬНЫЙ ХОД МЫСЛЕЙ. ЧЕРЧИЛЛЬ ОДИН ИЗ НИХ. ВООБЩЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО ПЕРЕВЕСТИ ЕГО АВТОБИОГРАФИЮ И МЕМУАРЫ НА УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК. ОН ЖЕ ЗА НИХ ПОЛУЧИЛ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ. ЭТО НАСТОЛЬКО ИНТЕРЕСНОЕ И ОСТРОУМНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЧТО Я САМА БЫЛА БЫ ГОТОВА ЕГО ПЕРЕВОДИТЬ. ЧЕРЧИЛЛЬ СТОЛЬКО УСПЕВАЛ — И ВОЕВАЛ, И РАЗВЛЕКАЛСЯ, И ЛЮБИЛ КОНЬЯК, И КУРИЛ СИГАРЫ, И ПРИ ЭТОМ БЫЛ НЕЗАУРЯДНЫМ ПОЛИТИКОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АННОЙ ЛЕВЧУК

Черчилль сказал, что США стоят на вершине всемирного могущества. Но сегодня мы этого сказать не можем. И не потому, что они утратили часть своего могучего политического, экономического и военного потенциала, а потому что теперь в США слабое руководство. Обама не смог обеспечить лидерство в мире своей страны.

Черчилль говорит об «общей стратегической концепции», которую разрабатывают американские военные, когда готовят какую-то операцию. Этот термин очень важен в частности и для Украины, потому что мы должны иметь генеральную стратегическую концепцию развития государства, которого мы, к сожалению, не имеем.

Автор речи называет двух ужасных мировых мародеров — это война и тирания. Очень метко, потому что мы сегодня прекрасно знаем, что война, которую развязала Россия против Украины, принесена агрессором, который все больше становится тиранией. Эти два мародера являются врагами не только Украины, но и всего международного демократического объединения государств.

Очень интересные мнения у Черчилля по поводу того, что ООН должна стать храмом мира, а не второй Вавилонской башней. Конечно, мы не можем сказать, что идея ООН провалилась, но даже на примере решений Совета безопасности ООН относительно Украины, которую заблокировала Россия, мы видим, что она стала местом сведения политических счетов. К сожалению, ООН не полностью стало храмом мира. Черчилль призывал к тому, чтобы были созданы международные силы ООН, он считал, что это будут чрезвычайно могучие и влиятельные силы. Такие силы были созданы, но часто они показывают свое бессилие. Например, Украина не может добиться, чтобы международные силы ООН вошли на территорию оккупированного Донбасса и способствовали там наведению порядка.

Черчилль также сказал очень интересную вещь о том, что нужно сохранять монополию Великобритании, США и Канады на атомную бомбу, и не отдавать ее секреты неофашистскому и коммунистическому режимам. Он сказал: вы представляете, что случится, если бы монополия перешла к этим государствам, одного страха перед атомной бомбой было бы достаточно, чтобы навязать свободному миру тоталитарную систему. Что мы сегодня видим? Мы видим, что путинская Россия провоцирует весь мир угрозами ядерного оружия. Это мы слышали, например, когда речь шла о возможном сопротивлении захвату Крыма. Это ужасные угрозы, потому что большие державы мира хоть и имеют ядерное оружие, но они уже давно отказались от идеи использования таких угроз.  

Черчилль сформулировал гениально и четко основные принципы существования демократических стран: это свободные выборы, свобода слова, независимые от исполнительной власти суды. Разве это не имеет прямого отношения к нашей сегодняшней ситуации? Если бы все эти принципы были внедрены в Украине, мы бы не имели сегодня олигархического режима и посткоммунистических мук государства, которое никак не может создать сильную и справедливую систему у себя.

Говоря о черной тени, которая упала на мир, Черчилль имел в виду сталинский Советский Союз. Думаю, сегодня мы также можем сказать, что упала черная тень Путина — международного преступника. Он не имеет той славы, которую имел Сталин, — Черчилль отдает должное подвигу советских людей и Сталину во время Второй мировой войны. Путин — это мелкий кэгэбист, который хочет стать завоевателем мира.

Дальше идет классические слова Черчилля о том, что от Балтики до Адриатики опустился «железный занавес», где по ту сторону занавеса остались столицы древних стран Центральной и Восточной Европы. Сегодня занавес не опустился, но процесс свободной либеральной глобализации приостановлен — из-за боевых действий в Европе и на Ближнем Востоке. Целью Путина является распространение контроля России на смежные страны. Слова Черчилля звучат как предостережение и призыв ко всем народам мира быть бдительными и не дать возможности тирании опять захватить власть над многими народами мира.

Автор также призывает к единой Европе, которая начала формироваться потом в виде Европейского Союза. Мы понимаем все недостатки этого объединения, но это исторический эксперимент, с которым упорно борется Кремль.

Очень интересное замечание Черчилля, которое звучит словно сегодня, о том, что Россия больше всего уважает силу. Он говорит, что во время войны понял: Россия не уважает военную слабость. Мы и видим, что только грубой военной силой, танками, как это все годы делал Советский Союз, действует и сегодняшняя Россия. 

Я думаю, что было бы правильно ввести урок Черчилля в наших школах и вузах, потому что предупреждение великого мыслителя нужно знать всем, чтобы мы были вооружены пониманием того, что было в прошлом, и не дай Бог, чтобы оно опять повторилось в будущем.

 — Насколько услышали Черчилля?

— Я думаю, что политические элиты услышали и памятуют его слова. Но я бы хотел добавить, что калибр нынешних политических деятелей измельчал. Мы сегодня не имеем равнозначной Черчиллю фигуры в мире. Мы видим людей в буржуазно-демократических странах, которые борются за избирателей, за электорат — политкорректные, миролюбиво настроенные, но они не могут жестко высказаться о черной тени, которая нависла над Европой в виде путинской России. Они все время пытаются заигрывать с Кремлем, с тем, кто нарушил все международные правила. В этом и заключается трагедия нашего времени и тех мелких европейских деятелей, которые не поднялись вровень с фигурой Черчилля.

 

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ