В день вынесения приговора Сергею Стерненко в столице состоялась акция протеста. Вечером 23 февраля митингующие, держа в руках плакаты с надписями «Свободу Стерненко!», «За честный суд!»... пытались пройти под стены Офиса Президента. Однако полиция этому помешала.
Примечательно, что большая часть протестующих — студенты киевских вузов. На акции не скрывали названий своих высших учебных заведений. Многие протестующие отметили, что дело Стерненко отслеживают, но лично поддержать активиста вышли впервые.
«Это наша гражданская позиция, — отмечал Даниэль Данаев, студент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. — Сейчас в нашей стране творится судебный произвол, получается, что даже в своей стране мы не можем чувствовать себя защищенными. Быть в Украине украинофилом становится опасно. Это произвол на всех уровнях государства. Я следил за акциями в поддержку Стерненко и за самим Сергеем в соцсетях, но после сегодняшнего приговора мы не могли не прийти».
Виталина Войтенко, студентка КНУ им. Т.Шевченко, тоже вышла на протест впервые: «Я слежу за этим общественным активистом на YouTube, я ему благодарна, что он проводит такую ??просветительскую деятельность. Захотелось его поддержать, поскольку очевидно, что приговор этот несправедливый. Мы должны показать всей Украине и конкретно нашей власти, что мы не равнодушны к делу Сергея и к таким делам в целом. Я смотрела прямую трансляцию вынесения приговора, и это меня очень поразило».
За 20 минут с начала акции толпа заполнила почти все пространство от улицы Институтской до границы полицейских и нацгвардейцев перед Офисом Президента. Взгляды у правоохранителей напряженные, но пройти не сложно. Вплотную к Офису Президента активистов от здания отгораживает живой кордон правоохранителей, мол, там еще демонтируют новогодние украшения.
Протестующие требовали их пропустить, из-за чего начались потасовки. Активисты пытались прорвать кордон, с правоохранителей срывали защитные шлемы и шевроны, в воздухе расползлись первые волны слезоточивого газа. В сторону полиции полетели снежки, толпа скандировала «Пропускай!», «Аваков — черт», «Киев, вставай!».
Давка между правоохранителями и протестующими то нарастала, то спадала. Над полицейским кордоном пролетали дымовые шашки, слышно было по крайней мере три взрыва петард. Активисты отходили от кордона полиции, чтобы промыть глаза, на их место становились другие. На акцию протеста продолжали подходить неравнодушные. В полицейских летели единичные снежки. Постоянно глаза и нос щипал слезоточивый газ, чтобы дышать, приходилось отходить назад, так делало и большинство активистов, но через мгновение возвращались обратно в первые ряды.
В толпе стояло несколько бригад медиков, от официальных комментариев воздержались, объяснили, что госпитализированных нет, за помощью обращались в основном из-за слезоточивого газа.
Через час после начала акции противостояние не утихало. Живой коридор полиции усилился, правоохранителям трудно было справиться с натиском, но протестующим не удалось прорвать границу. В пресс-службе Национальной полиции Украины сообщили о первых задержаниях протестующих: «Во время потасовки участники акции применили газовые баллончики и бросали в стражей порядка файеры. В результате 17 активных участников, которые нарушали правопорядок, доставили в управление полиции». Впоследствии в Нацполиции обновили информацию — во время акции всего задержали 24 человека, но в тот же день их отпустили. Во время столкновений пострадали 27 правоохранителей.
Одному из активистов в схватке повредили скулу, по лицу текла кровь, но ранение не глубокое. Рану обработали в карете «скорой», и парень вернулся в строй.
В левом углу от линии противостояния невысокую темноволосую девушку хрупкой комплекции знакомый посадил себе на плечи. Девушки рядом лепили снежки, а сама темноволосая активистка прицельно бросал их в сторону полиции. В нескольких метрах — парень в яркой куртке, вместо плаката у него в руках картина, иллюстрирующая эпизод из «Ночи перед Рождеством», где Вакула летит верхом на черте...
«Мы пришли сюда, не чтобы устроить драку, а чтобы выразить свою позицию. Сейчас осудили Стерненко, и я не хочу, чтобы завтра это был я, — объяснял участник акции Артем Лисовец. — Потасовка началась, потому что нас не пропустили под Офис, который содержат за наши налоги, Президента, которого мы же выбрали. Всех возмутило именно это. Уверен, что никто не хотел врываться в здание, громить или навредить кому-то. Мы пришли показать наше отношение, а нам не дают даже подойти».
«Дело, по которой Стерненко вынесли приговор, шито белыми нитками. В такую ??ситуацию, в которую попал Стерненко, может попасть каждый из нас. Я не хочу, чтобы на меня открыли такое дело, собственно, поэтому мы все были здесь, чтобы показать, что с нами так нельзя поступать, — прокомментировал Богдан Кузьмич, член совета общественного контроля НАБУ. — Я съездил поддержать Стерненко на суд в Одессу, на акции там было несколько сотен человек. Мы пытались блокировать автозак, который выезжал с Сергеем, но нас для этого было недостаточно. Было очень много полиции, нас просто вытолкали».
По информации в телеграмм-канале Стерненко, 23 февраля акции в поддержку общественного активиста прошли почти во всех областных центрах страны и других крупных городах.
Протестующие начали покидать Банковую около 23 часов, анонсируя бессрочную акцию под Офисом Президента с субботы, 27 февраля.
«ЛЮДИ БЫЛИ НАСТРОЕНЫ МИРНО, НЕСМОТРЯ НА ЛОЗУНГИ О НЕЗАКОННЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЯХ И ОЩУТИМУЮ НЕЛЮБОВЬ К ВЛАСТИ»
В половине восьмого вечера на всегда пустом в это время выходе из метро Крещатик на Институтскую было достаточно людно. Многие люди, преимущественно молодежь, ждали друг друга, готовили плакаты. Чем-то это напоминало первые дни Майдана в 2013 году — немного весело, немного серьезно.
В самом начале Банковой уже был первый кордон полиции, пропускали только после поверхностного осмотра личных вещей. Сначала протестующие не слишком спешили идти дальше, первый кордон с полицией уже давал протесту энергию.
Услышал несколько диалогов с полицией, что вы здесь охраняете преступный режим, а в АТО не были. Хотя многие из полиции были на ротации в зоне ООС. Думаю, если бы всех пропустили на площадь к Офису, толкотни можно было бы избежать, люди в целом были настроены достаточно мирно, несмотря на лозунги о незаконных судебных решениях и достаточно ощутимую нелюбовь к власти.
Мне кажется, напряжение было создано искусственно всеми этими кордонами, хорошо, что не было провокаций и все завершилось довольно мирно. Когда оказываешься в центре толпы, становится немного страшно за ее неуправляемость, газ и дым добавили драматизма ситуации.
Николай Тимченко, «День»