Акция оппозиции «Вставай, Украина!» 12 апреля в Харькове достаточно неожиданно для многих — как для власти, оппозиции, так и для самих горожан — превратилась в масштабный праздник неповиновения беспределу местной власти. Было ощущение того, что еще немного, и люди пойдут на штурм горсовета.
«Тупость» и «холуйство» — так охарактеризовали неадекватное поведение харьковского мэра даже его однопартийцы. Похоже, Геннадий Кернес, спрятавшись за стенами горсовета и темными окнами нескольких своих любимых «мерседесов», потерял ощущение реальности и перепутал себя с единственным собственником города Харькова, а заодно его единственным жителем. Тот факт, что не в самом активном городе Украины на акцию оппозиции собралось свыше пяти тысяч человек (по независимым подсчетам), говорит о том, что произошло нечто действительно чрезвычайное. Горожане почувствовали, что против них развернуты «боевые действия», — и отреагировали массовым общественным противостоянием.
Валерий ДУДКО, политолог, Харьков:
— Это можно назвать государственной коррупцией, когда структуры, представляющие орган местного самоуправления, сошлись с государственной властью. Были массово выполнены распоряжения, которые негативно влияли на жизнь города и навредили горожанам. Геннадий Кернес заблокировал троллейбусы и трамваи в центре города и перекрыл пути телами рабочих коммунальных служб, чтобы продемонстрировать преданность действующей власти и персональное управление городом, а также помешать оппозиции провести свои мероприятия. Я давно утверждаю, что глава мэрии должен быть беспартийным. Он должен работать для горожан, а не для партии, потому что из карманов горожан он получает зарплату. Представители коммунальных служб и транспорта, представители милиции выполнили разрушительные, противозаконные, антинародные указы — это запрещено законом. Считаю, что прокуратура должна жестко разобраться с этой ситуацией, выяснить, кто именно дал этот приказ заблокировать городской транспорт. Мэр города вышел на борьбу с городом. Власть вышла на войну против собственного мирного народа, и это стыдно! И осталась в проигрыше, она оказалась в ситуации люстрации. Если чиновники пошли против народа, значит они должны уйти в отставку. Горожане были ужасно возмущены такими действиями власти, люди, переползавшие через трамваи, реки воды, опоздали по своим делам... Осталось только вырыть противотанковый ров! Поспособствовали ли такие действия успешному проведению акции? Вряд ли. Все, кто собирался, пришли бы на акцию при любых обстоятельствах, в том же количестве.
Игорь ПОЛИЩУК, кандидат политических наук, Харьков:
— Власть собственными руками разрушила свое реноме. Я сам ехал на работу и то, что перекрыли пути, было очень показательно. Народ не глупый — он хорошо понимает, кто отдал приказ, кто руководит хозяйством. Это же не оппозиционеры остановили трамваи по двадцать штук подряд! Я никогда не слышал столько ругани в адрес власти и лично городского головы. Была крайне негативная реакция горожан. Акция оппозиции была обычной для Восточной Украины, думаю, она бы прошла без особых неожиданностей. В рабочий день средь бела дня трудно было собрать очень много людей. Власть своими действиями в чем-то спровоцировала часть горожан на присоединение к противовластной акции. Даже мобилизовала людей. Возможно, при других обстоятельствах они не собирались принимать участия в митинге. Я лично слышал, как люди говорили, что после этих трамваев уже сознательно пойдут на площадь! Власть хотела показать, «кто здесь хозяин» и в результате получила противодействие. История учит тому, что ничему не учит. Потому что мы все это проходили в 2004 году.
Хочется добавить к этим комментариям запись в «Фейсбуке» от 12 апреля простого горожанина Евгения Бессонова, который работает менеджером в туркомпании. Без единого изменения (запись находится по адресу http://www.facebook.com/safarimaris/posts/631713233522078):
«Я в отчаянии от того, что сегодня увидел в городе... То, что сегодня власть «примочила» в Харькове, это уже просто открытая война против всех горожан. И за эти преступления отвечать должен не только Кернес, а каждая покорная тварь, которая выполняла преступные указания: сидела в кресле водителя трамвая, перегородившего дорогу, качала из люков на асфальт реки воды, перегораживала мосты и улицы в центре города своими кранами, тракторами, барьерами, охраняла в мундире вход в горсовет.
Сегодня в каждой подворотне в центре стоял грузовик, на каждом мосту трамваи и троллейбусы образовали бесконечные вереницы, длиной в сотни метров, да так, что между ними даже пробраться было невозможно, весь город стоял в одном бесконечном заторе, вместе с теми, кто опаздывал на самолет, кто не мог забрать детей, кто опаздывал на работу, вместе со скорыми, пожарными, с ГСОшниками... Слышите, вы, «гаишники», «коммунальщики», «транспортники» города и все остальные, послушные и бессовестные, в дальнейшем каждого из вас лично, от сторожа до начальника, я буду держать за форменного негодяя и называть при встрече соответственно. Потому что на вашей совести было это 12 апреля, когда вы выполнили преступные указания, не взяли больничный, не заявили открыто, что не будете этого делать, не саботировали тихо, а пошли и безропотно исполнили свою рабскую роль!
Гадко жить с вами в одном городе, у вас нет ни малейшей йоты собственного достоинства.
Я понимаю, что они меня не слышат, что никто никогда не будет наказан за этот коллапс, но я искренне надеюсь, что сегодня власть в Харькове потеряла хотя бы 10% своего рейтинга, наказав не тех, кто пошел в итоге на митинг, а тех, кто об этом митинге вообще ничего не слышал».