Вот уже несколько месяцев раскручивается интрига вокруг создания предвыборного тройственного союза — избирательного блока Народного союза «Наша Украина», Народной партии В. Литвина и «Батькивщины» Ю. Тимошенко (либо блока во главе с ней). Идея такого политического альянса впервые была озвучена Виктором Ющенко на учредительном съезде Народного союза «Наша Украина». Во время недавнего совместного визита в Канев высшего государственного руководства страны она была подтверждена. Казалось бы, все ясно с политической волей относительно создания такого союза. Однако остаются вопросы по поводу его целесообразности и сомнения в том, что этот проект будет реализован. И с каждым новым конфликтом внутри лагеря власти эти скептические настроения получают очередную подпитку. Да и переговоры о создании блока идут очень непросто.
Зачем Виктору Ющенко партия В. Литвина? Рейтинг у народников не очень высокий. Наиболее радикально настроенные сторонники В. Ющенко и Ю. Тимошенко считают В. Литвина и Народную партию осколком режима Кучмы. Рост рейтинга премьера Ю. Тимошенко вызывает у ее сторонников вопрос: а зачем объединяться? Не лучше ли пойти на выборы самостоятельно и выиграть их? Подобные вопросы возникают также у представителей Народного союза «Наша Украина». С другой стороны, члены Народной партии тоже полагают, что при самостоятельном участии в выборах их партия получит больше депутатских мандатов, чем в случае блокирования с более рейтинговыми союзниками.
Как же все-таки возникла идея тройственного союза В. Ющенко, Ю. Тимошенко и В. Литвина?
РАСЧЕТЫ
В не всякого сомнения, изначальный импульс этого проекта принадлежит самому Виктору Ющенко. И не только потому, что он озвучил формулу тройственного союза. Идея широкой консолидации политических сил, основных ветвей государственного руководства страны, была органично присуща Виктору Ющенко и в период его премьерства, и во время создания «Нашей Украины», и в период оппозиционной борьбы. Нет ничего удивительного, что он вернулся к этой идее и после избрания Президентом Украины.
Выбор в качестве партнера Ю. Тимошенко очевиден. Юлия Владимировна была главным союзником Виктора Андреевича на прошлогодних президентских выборах и во время оранжевой революции. Тандем Ющенко—Тимошенко стал олицетворением и оранжевой революции, и новой власти. Он позитивно воспринимается абсолютным большинством сторонников и Президента, и премьера. Наконец, надо учитывать и высокие рейтинговые показатели Ю. Тимошенко.
Почему в качестве своего политического партнера В. Ющенко назвал Владимира Литвина и его политическую силу, а не, к примеру, Партию промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха или Украинскую народную партию Юрия Костенко?
Во-первых, В. Литвин возглавляет Верховную Раду. А В. Ющенко на собственном горьком опыте осознал значимость консолидации исполнительной и законодательной власти, Президента, парламента и правительства. Во-вторых, спикер Верховной Рады имеет немалое влияние на тех недавних сторонников Л. Кучмы, которые после драматических событий ноября—декабря 2004 года перешли на сторону оранжевой революции, проявили готовность сотрудничать с новой властью. И В. Ющенко, и В. Литвин исповедуют одну политическую истину: худой мир лучше доброй ссоры. Оба понимают: для тех «кучмистов», кто готов сотрудничать с новой властью и не запятнан уголовщиной и воровством, надо создать «мостик», «кессонную камеру» для постепенного перехода на сторону нового политического режима. В-третьих, у В. Ющенко и В. Литвина немало общего, начиная с их происхождения (оба выходцы из села) и обусловленной этим фактором специфики менталитета и заканчивая склонностью к мягким, компромиссным формам политических решений и действий. В конечном итоге и для В. Ющенко, и для В. Литвина их союз может означать обоюдное стремление к созданию реальных политических предпосылок для постепенной консолидации политической элиты страны, а вслед за этим и украинского общества в целом.
Какими бы ни были субъективные мотивы В. Ющенко относительно создания тройственного союза, они подтверждаются социологическими и политологическими выкладками.
Высокие рейтинги доверия и позитивные оценки деятельности В. Литвина достигаются в основном за счет сторонников В. Ющенко и новой власти в целом. Спикера парламента оценили как миротворца во время разрешения политического кризиса на финише избирательной кампании, но очень скоро стали воспринимать как одно из ключевых лиц новой власти.
Принципиально важно, что в результате блокирования Народного союза «Наша Украина», политической силы Ю. Тимошенко и Народной партии В. Литвина их электоральная база не только органично объединяется, но даже возникает эффект ее некоторого приращения. Так, по данным опроса социологической службы «Украинский барометр» (30 марта — 8 апреля 2005 г.), в случае отдельного участия в выборах Народного союза «Наша Украина», блока партий Ю. Тимошенко и Народной партии В. Литвина суммарно они набирают 40,3% голосов, в случае участия в выборах единым блоком их результат составляет 41,2%. Таким образом, потенциальные участники тройственного союза электорально совместимы. К тому же, результат на парламентских выборах порядка 40% дает возможность получить абсолютное большинство в будущем составе Верховной Рады.
Имеются и политологические резоны для объединения. Раздельное участие в выборах неизбежно будет означать резкое усиление политического противостояния команд В. Ющенко и Ю. Тимошенко (такова логика предвыборной борьбы). Они главным образом будут конкурировать между собой, а не с новой оппозицией. Да и у В. Литвина возникнет повод для определенного крена в сторону оппозиции. Раскол оранжевой команды станет тогда практически неминуемым. Оппозиция от этого может только выиграть. Наконец, после выборов надо будет договариваться о формировании парламентского большинства и нового коалиционного правительства. Сделать это будет гораздо сложнее, если перед выборами высокие договаривающиеся стороны со скандалом побьют горшки на политической кухне. Напротив, в случае создания тройственного союза можно заранее договориться и о сохранении позиций во властном триумвирате нынешних премьера и спикера, и о принципах формирования новой властной команды, и о совместной политической программе.
СОБЛАЗНЫ И ИЛЛЮЗИИ
Однако в своих действиях политики далеко не всегда опираются на рациональные основания, объективную оценку своих интересов. Политические деятели тоже люди и нередко склонны поддаваться соблазнам, действовать, исходя из сугубо эмоциональных побуждений, терять ощущение реальности.
Самые сильные соблазны обуревают Юлию Тимошенко и ее окружение. Именно от Юлии Владимировны зависит окончательная судьба предвыборного альянса. Рост личного рейтинга кружит голову, дурманит, навевает крамольные мысли: «Не хочу быть премьеркою простою…» Иногда создается впечатление, что Юлии Владимировне уже мало обаять Президента и чуть ли не весь депутатский корпус Верховной Рады, она хочет соблазнить всю страну. Похоже, эти настроения подогревает и окружение премьера. Нередко приходится слышать и о политтехнологических сценариях, заключающихся в том, что Ю. Тимошенко целесообразно уйти в отставку с поста премьера накануне старта избирательной кампании, обвинив в саботаже своей деятельности олигархическое окружение Президента В. Ющенко.
Теоретически выглядит все это красиво. Однако политические реалии, как правило, сложнее политтехнологических построений.
Рейтинг доверия, рейтинг оценки деятельности — это одно, а рейтинг электорального выбора — это несколько другое. В первом случае избиратели могут положительно оценивать одновременно и В. Ющенко, и Ю. Тимошенко, но когда дело доходит до выбора между политическими силами, то симпатии граждан начинают разделяться. Не случайно рейтинг «Батькивщины» (и БЮТ) в несколько раз ниже, чем рейтинг доверия и рейтинг позитивной оценки деятельности Ю. Тимошенко.
Не все так просто и с рейтингом «Батькивщины». Социологи и политологи обратили внимание на эффект «сообщающихся сосудов» между Народным Союзом «Наша Украина» и «Батькивщиной». Если лидером НС «Наша Украина» заявлен В. Ющенко, то рейтинг Народного Союза резко взлетает вверх, если в качестве лидера обозначен Р. Бессмертный — столь же резко падает вниз. Соответственно меняется и рейтинг «Батькивщины». В первом случае он заметно уступает рейтингу политической силы В. Ющенко, во втором случае (когда В. Ющенко не заявлен в качестве лидера) — «Батькивщина» догоняет и даже обходит своего основного конкурента по оранжевой команде.
Но реальные выборы и их социологическая симуляция — это не одно и то же. Если команды Ющенко и Тимошенко будут участвовать в выборах отдельно, то большая часть избирателей быстро разберется, на чьей стороне Президент. И противостояние Ю. Тимошенко и В. Ющенко не только не принесет электоральных дивидендов лидеру «Батькивщины», но может сработать против нее. Показательно, что, по данным опроса фонда «Демократические инициативы» и Киевского международного института социологии (14—24 апреля 2005 г.), блок Президента Виктора Ющенко при различных комбинациях состава набирает около 30% голосов — в 3—3,5 раза больше, чем блок Ю. Тимошенко.
И вот здесь мы подходим к соблазну, который одолевает уже окружение В. Ющенко. Дело в том, что, по закону о выборах народных депутатов, нельзя давать блоку имя политика, если он не входит в список данного блока (ст.43, п.4 «Закона о выборах народных депутатов Украины»). Год назад эта норма была включена в текст закона для того, чтобы заблокировать попытки создания блоков-клонов. Но, как это часто бывает в политической инженерии, перехитрили самих себя.
Теперь для того, чтобы создать блок Президента В.Ющенко, необходимо, чтобы он присутствовал в избирательном списке блока, естественно, на первой позиции. И связано это не только с правовыми и политтехнологическими императивами. Есть еще и психологический фактор. Если во главе списка «тройственного союза» не будет В. Ющенко, то эту позицию, по логике, должна занять Ю. Тимошенко как самый известный и популярный политик блока после действующего Президента. Как к такой перспективе относятся недоброжелатели премьера в окружении В. Ющенко, думаю, понятно и без лишних слов.
Но вот проблема. Если Президент возглавит избирательный список своего блока, то возникает серьезнейшая политико-правовая коллизия. Нельзя совмещать статус Президента и мандат народного депутата (ст. 103 Конституции Украины). Юристы из окружения В. Ющенко говорят, что данное противоречие легко снимается. Можно, дескать, идти на выборы во главе списка, а затем отказаться от мандата. Это достаточно распространенная практика, в частности в России. Что ж, с правовой точки зрения эту проблему, наверное, можно решить, хотя внешне это сильно напоминает «юридическую логику» с обоснованием «третьего срока» Кучмы. Но как быть с моральным измерением? Давая согласие на участие в парламентских выборах, Президент вольно или невольно идет на обман и Центризбиркома, и избирателей. Ведь от президентского мандата он не откажется. Как все это в итоге скажется на авторитете Президента? Ведь Виктор Андреевич так много говорит о высоких моральных критериях.
Помимо морального ущерба, возможны и более ощутимые политические потери. Результат блока В. Ющенко на парламентских выборах наверняка будет ниже, чем его результат на президентских выборах во время повторного голосования второго тура. Это даст повод говорить о снижении уровня поддержки Президента. Более того, участие в парламентских выборах приведет к определенной девальвации статуса Президента. Президент является главой государства и выступает от его имени, от имени всех граждан. Давая присягу, Президент Украины обязуется выполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников. Этим обусловлен и внепартийный статус главы государства. Принимая участие в парламентских выборах, В. Ющенко вновь становится партийным лидером (лидером определенной политической силы), утрачивая (хотя бы на время) статус общенационального лидера. Во многом именно по этой причине в международной практике нет примеров участия действующих глав государств в парламентских выборах на стороне определенной политической силы. С этой точки зрения участие Президента Украины в парламентских выборах будет выглядеть как явное отступление от европейских демократических традиций.
Таким образом, участие В. Ющенко в парламентских выборах выгодно не столько ему как Президенту, сколько части его окружения и политтехнологам «Нашей Украины», которые тем самым облегчают себе задачу. Президент может эффективно поддержать своих сторонников на парламентских выборах, не вступая хотя бы в формальное противоречие с нормами закона, морали и европейских демократических традиций.
Соблазны — чувство греховное. И ведут они сначала к иллюзиям, а затем — в преисподнюю. Судьба тройственного союза, скорее всего, решится не раньше осени. Конкуренция рациональных расчетов, соблазнов и иллюзий будет продолжаться вплоть до последнего момента — до старта новой избирательной кампании, официального или неформального.