Карен ГАЗАРА, мэр Спрингфилда, Иллинойс, США:
— Следует сказать, что наша стабильность является относительной, у нас тоже есть экономические проблемы. Мы должны сочетать имеющиеся в наличии ресурсы с потребностями граждан. Но ожидания американцев намного выше, то есть наше экономическое развитие дает возможность надеяться в будущем на принципиально иное. Наши проблемы в целом очень похожи, но, к сожалению, в Украине они количественно и качественно больше. Украине очень необходимы изменения в налоговом законодательстве, помощь производствам, ремонт дорог, пересмотр системы водо-, и газоснабжения. В США местные бюджеты имеют значительные поступления от налога на недвижимость. Это стабильный и постоянный источник. Но пока земля не станет товаром, который можно было бы продавать, для Украины это невозможно.
Именно мэр должен обеспечить благоприятный инвестиционный климат в городе. Я вижу, какие серьезные проблемы стоят перед украинскими городами, и понимаю, что этот процесс будет долговременным. Но, учитывая напряженную работу многих украинских мэров, я уверена, что перспективы лучшего будущего есть!
Виктор БОЛОБАН, мэр Светловодска, Кировоградская область Украины:
— Основные проблемы, стоящие перед украинскими городами, можно свести к нескольким направлениям: привлечение частного капитала и вложение его непосредственно в производство, реорганизация жилищно- коммунального хозяйства, проведение работ по энергосбережению. Конечно, это далеко не полный перечень. Но, по моему мнению, важнейшая проблема сегодня — это созерцательная позиция рядовых граждан в процессе их решения. Мэрия не сможет достичь необходимых результатов без поддержки общественности. Необходимо объединить усилия малого бизнеса, городской власти и общественности. Только тогда возможны изменения.
Сравнивая работу мэров американских и украинских городов, вынужден констатировать, что это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Мэр в Соединенных Штатах наделен определенными полномочиями, существует четко очерченный круг вопросов, относящихся к его компетенции, поэтому остальным он не занимается, поскольку на это есть соответствующие органы. В нашей же системе мэра часто пытаются превратить в бывшего первого секретаря горкома партии: он должен отвечать за все! Поэтому, когда мы с госпожой Газарой вели дискуссии, какие вопросы отнесены к компетенции мэра в США и в Украине, она удивлялась: простите, а чем тогда у вас занимаются остальные?
В то же время, если, например, мэр Спрингфилда вносит предложение в штатное или федеральное правительство, он знает, что это предложение будет отработано. Наша действительность доказывает, что такой обратной связи нет. Можно взывать «наверх» сколько угодно, но все проблемы вновь и вновь будут сбрасываться на места. Если в США мэр на вопрос, какие проблемы есть в вашем городе, отвечает, что в подчиненной ему акватории начала вымирать какая-то бабочка, то, вспоминая о своем наболевшем, остается только подумать: мне бы ваши проблемы!