Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трудный момент

Европейский выбор — вызовы и противоречия
19 декабря, 2002 - 00:00


Очень важно, чтобы в нынешней далеко не во всем прогнозируемой и непростой общественно- политической ситуации мы не сошли с официально провозглашенного Президентом курса Украины «Европейский выбор». Как считают специалисты, сегодня четко выкристаллизовываются три основных вызова реализации евроинтеграционной стратегии нашего государства. Это, во-первых, вызовы, связанные с развитием самого Евросоюза, который занят собственными преобразованиями и рассматривает практическое решение поставленных украинской стороной вопросов евроинтеграции нашего государства как несвоевременное. Во-вторых, вызовы, обусловленные политическим и экономическим давлением на Украину со стороны России: на Западе формируется представление о том, что Украина будто бы еще окончательно не определилась в своей внешнеполитической стратегии, что она де-факто реинтегрируется в Россию, становится зоной ее геостратегических интересов. В-третьих, вызовы, провоцируемые непосредственно в Украине практической приостановкой реформ, ее движением в направлении углубления бюрократизации и олигархизации общественно-политической жизни, сужением платформы демократизации и утверждением основ гражданского общества. Жизненно важно для нашего государства, его политического руководства найти именно сейчас дополнительные рычаги, которые могли бы не только в известной степени опровергнуть эти довольно серьезные предостережения, но и придать евроинтеграционному процессу новые импульсы. Особые ожидания в этом возлагаются на новое правительство, которое с первых шагов своей деятельности должно продемонстрировать реальную приверженность определенной Президентом евроинтеграционной стратегии нашего государства.

БЕЗ ПАНИКИ!

В Украине слишком эмоционально воспринято замечание высокопоставленных сановников ЕС по поводу того, что проблема непосредственного вступления Украины в Евросоюз не имеет смысла, что она в ближайшие 10 — 15 лет вообще не будет рассматриваться. Однако в действительности вопрос именно в такой плоскости нами и не ставился. В Послании Президента «Европейский выбор» определен десятилетний срок (до 2011 г.) как период создания объективных предпосылок обретения Украиной членства в Евросоюзе. В то же время акценты расставлены на том, что евроинтеграционная стратегия — это в первую очередь наше домашнее задание, это стратегический ориентир, определяющий принципы и основы внутренних преобразований. Мне приходилось уже отмечать опасность латиноамериканизации украинского общества, которая фактически углубляется. Речь идет об узком внутреннем рынке и экспортоориентированной экономике, глубокой стратификации населения, отсутствии среднего класса. Латиноамериканизация — это движение украинского общества, противоположное евроинтеграционному вектору. Нам нужно сломать эту тенденцию, доказать реальную приверженность евроинтеграционной идее в первую очередь в этих вопросах.

В то же время нужно проявлять политическую выдержку и понимание чрезвычайной сложности процесса расширения ЕС. Расширение зоны евроинтеграции — это относительно новый для ЕС вопрос. Он возник после падения «берлинской стены» и должен рассматриваться в контексте движения от единоличной гегемонии к многополярному мировому сообществу, усиления геополитической и цивилизационной самодостаточности европейского сообщества, защиты от доминирующего влияния США. Если рассматривать расширение ЕС в такой плоскости, то становится понятно, что у соответствующих намерений Украины есть реальные объективные предпосылки. Это процесс, имеющий не только нашу, но и обратную заинтересованность. ЕС в такой же степени заинтересован в цивилизованной демократической Украине, как и Украина в ЕС. Другое обстоятельство — понимание того, что политика расширения ЕС не может искусственно форсироваться. Она осуществляется по принципу «малых шагов». Страны Западной Европы шли этим путем почти 50 лет. Сегодня реализуется уже задекларированный ранее проект трехступенчатого расширения: пополнение ЕС десятью членами к 2004 г., плюс еще две страны — к 2007 г. и затем плюс еще одна страна — приблизительно к 2010 г. Потом можно ожидать 5 — 7-летний период адаптации осуществляемого расширения, и только после этого возможен новый раунд расширения, где среди других государств будет значиться и Украина.

Убежден, что для Украины это — не трагедия. Нужно видеть, что нынешнее расширение ЕС порождает до боли известную нам проблему «младшего брата», или второсортности. В качестве примера этого можно привести аграрные субсидии. В период с 2004 по 2007 гг. для новых членов ЕС они составят только 25% от суммы, получаемой фермерами стран-старожилов. Эта сумма будет постепенно возрастать — в 2007 г. до 40%, а затем — ежегодная надбавка на 10%, и только в 2013 г. она достигнет адекватного размера. В этой ситуации существуют реальные опасения, что фермерство стран — новых членов ЕС, не выдержит сверхжесткой конкуренции, существующей в границах Союза. Подтверждением тому — противоречия, возникшие на Копенгагенском саммите ЕС относительно получения членства в Евросоюзе соседней нам Польши, где почти 20% дееспособного населения занято в аграрном секторе.

Только этот пример указывает на то, как много следует сделать, чтобы в большей степени приблизиться к евростандартам. Для этого необходимо прежде всего обеспечить опережающие темпы экономического роста (для нас это, как минимум, 5 — 6% ежегодного увеличения ВВП) и в то же время — на порядок более высокую (чем существующая сегодня) конкурентоспособность украинской экономики. А это требует не только максимальной концентрации усилий всего общества, но и времени, целеустремленной и кропотливой работы. Сегодня средний уровень ВВП на душу населения стран- членов ЕС (по паритету покупательной способность) составляет $ 21,3 тыс.; у стран-претендентов, в частности, в Болгарии и Румынии — $ 5,5 — 5,6 тыс.; в Литве, Латвии и Эстонии — $ 6,5 — 8,0 тыс.; в Украине —$ 4,2 тыс., а с учетом тенизации экономики — на 40% выше. Как видим, наше отставание по этому синтезирующему показателю не критическое. Тем более, что мы уже теперь соответствуем так называемым маастрихтским критериям членства в ЕС, которые сочетают три базовых показателя: годовую инфляцию — до 2%, дефицит бюджета — до 3% ВВП и государственный долг — до 60% ВВП. По существующим параметрам экономического развития мы уже сейчас вписываемся в эти критерии.


Расширяется торговое сотрудничество Украины и ЕС. Только за 10 месяцев текущего года доля украинского экспорта в страны ЕС возросла с 17,4 до 19,2%, тогда как в Россию — сократилась с 22,2 до 17,1%. Сейчас украинский экспорт в страны ЕС и ассоциированных членов ЕС на 41,3% превышает экспорт в страны СНГ. За 9 месяцев он вырос с 36,8 до 41,2%. Речь идет о весьма обнадеживающей тенденции, которая, несомненно, будет укрепляться и в будущем.

Отмеченное позволяет сделать вывод: главная проблема реализации Украиной евроинтеграционной стратегии лежит в первую очередь в плоскости не столько количественных, сколько качественных преобразований экономики и общества в целом. Нужно начать шаг за шагом продвигаться в этом направлении, работать над реализацией евроинтеграционной стратегии Президента не на словах, не по принципу «одобряем», а на деле. Общественные ожидания, которые определяются назначением нового правительства, фокусируются в первую очередь на этом. Нужно закрепить устойчивые темпы экономического роста. Это очень важно, но еще более важно обеспечение реального движения вперед на пути упреждения нового «раунда» сращивания власти и собственности, преодоления беспредела чиновничества и бюрократизма, которые по всем признакам существенно превосходят прежние параметры административной системы. Нужны ощутимые шаги на пути установления верховенства права и реальной свободы предпринимательства, преодоления коррумпированности и органично связанной с этим явлением системной тенизации экономики. Нас боятся «пускать» в Европу в первую очередь из-за этих явлений. Практическое «пробуксовывание» рыночных реформ и неэффективность всего сделанного в этом направлении ранее, связано именно с этими факторами. Убежден в том, что критерий оценки деятельности нового правительства лежит в первую очередь в указанной плоскости.

УБЫТКИ «ЕВРАЗИЙСТВА»

Чрезвычайно остра проблема, касающаяся соотношения еврокурса Украины и наших отношений с Российской Федерацией. Нужно исходить из того, что Россия играет и будет играть в перспективе все большую роль в европейской политике. Европа также заинтересована в углублении сотрудничества с Россией во всех сферах общественных отношений — в сфере политики, экономики, военного сотрудничества и гуманитарных отношений. Как и Украина, Россия стремится интегрироваться в европейское экономическое пространство. С учетом этих обстоятельств российское направление и впредь сохранит свое значение как один из краеугольных камней украинской внешней политики. Углубление наших связей с Россией — это, по сути, одна из объективных предпосылок реализации европейской политики Украины, органичная составляющая евроинтеграционного процесса.

В то же время стратегия наших отношений с Россией должна рассматриваться как подчиняющаяся курсу европейской интеграции Украины. Это одна из базовых позиций президентской стратегии «Европейский выбор», которая не может подвергаться сомнению. Мы должны учитывать и то, что Россия развивает и будет развивать впредь свои отношения с ЕС в несколько ином формате. Наши государства ставят перед собой разные цели, поэтому и будут использовать в интеграционном процессе разные механизмы. Россия, как известно, не ставит вопрос о членстве в ЕС, она претендует на статус самостоятельного центра интеграции независимых государств на евразийском пространстве.

Касаясь этой проблемы, важно учитывать, что для России ЕврАзЭС, членами которого являются РФ, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, — не экономический, а в первую очередь геополитический проект, направленный на восстановление статуса Великой России, ее утверждения как самостоятельного центра международной интеграции. Его цель — усиление доминирующего влияния РФ на постсоветском пространстве. Украина, по существу, представляет «критическую массу» касательно возможностей реализации соответствующего проекта. Геополитическая значимость этого проекта в определяющей мере характеризуется тем — станет или не станет Украина его полноправным членом. Бешеное, постоянно усиливающееся политическое давление на Украину со стороны России имеет соответствующую основу. В этой связи всем нам хочется надеяться на то, что новое правительство, как и предыдущее, будет проявлять понимание того, что вступление нашего государства в ЕврАзЭС, по сути, будет означать изменение его геополитической ориентации, фактический отказ от евроинтеграционного курса.

Это замечание имеет весомое обоснование. Сомнителен долгосрочный экономический выигрыш для Украины от вступления в ЕврАзЭС, который постоянно отмечает российская сторона. Практика функционирования ЕврАзЭС засвидетельствовала свертывание объемов товарооборота между его членами, снижение экспорта в РФ и ухудшение сальдо внешней торговли членов Содружества с Россией. ЕврАзЭС пока что не предусматривает выравнивания цен на энергоносители. В этой ситуации вступление Украины в ЕврАзЭС может создать «зеленый» коридор, по которому произведенные на дешевых энергоносителях российские товары могут заполнить нашу территорию. Членство в ЕврАзЭС не исключает возможности ограничения доступа товаров на внутренние рынки нетарифными инструментами. Подтверждением этого являются систематические антидемпинговые расследования, которые возбуждаются по инициативе российских производителей, в т.ч. и против Казахстана — члена ЕврАзЭС. Следует также иметь в виду, что с момента существования организации участникам ЕврАзЭС не удалось договориться о снижении таможенных ставок, транспортных сборов и тому подобное. В целом на сегодня ЕврАзЭС не продемонстрировал потенциала инновационности, необходимого для более эффективного привлечения постсоветских стран к глобализационным процессам.

Обобщая, можно прийти к выводу, что даже начальные шаги к интегрированию в ЕврАзЭС негативно скажутся на возможностях реализации евроинтеграционных устремлений Украины и в то же время могут привести к существенным внутриполитическим волнениям. Вступление в ЕврАзЭС способно существенно подорвать международный имидж Украины как государства, которое проводит взвешенную внешнюю политику, в полной мере отвечающую принципам независимости и суверенитета. Такой шаг способен существенно изменить геополитическую ситуацию на европейском континенте, еще больше оттолкнуть от Украины западный мир, создать ей имидж страны, лишенной четкой геостратегической ориентации, аморфной в своих стратегических устремлениях. Одновременно с утратой инициативы на западном направлении Украина утратит свое влияние и возможности утверждения регионального лидерства: политический курс Украины будет рассматриваться только в контексте национальных (в первую очередь геополитических) интересов России.

В связи с этим следует считать оптимальными: а) существующий статус Украины как наблюдателя ЕврАзЭС; б) развитие экономических отношений со странами СНГ и прежде всего — с Россией на двухсторонней основе; в) действия Украины по ускорению своего вступления в ВТО; г) политику формирования на территории СНГ зоны свободной торговли, что не противоречит принципам евроинтеграционного курса Украины.

* * *

Нужно понимать: евроинтеграционная стратегия нашего государства — это не выдумка политиков. Курс на европейскую интеграцию является естественным следствием обретения Украиной государственной независимости. Он берет свое начало из истории нашего народа, его ментальности и демократических традиций, из стремления нынешнего поколения видеть свое государство неотъемлемой составляющей единой Европы. Несмотря на существующие сложности, мы должны найти в себе силы придать новые импульсы нашему движению вперед в этом направлении.

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, профессор, советник Президента Украины, директор Национального института стратегических исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ