Газета «День» и Игорь Радикович нашли друг друга 13 лет назад. С того времени журналист стал соавтором всех исторических проектов «Дня» — «Украина Incognita», «История и «Я», книг из серии «Библиотека «Дня». Активно сотрудничая с Институтом истории НАН Украины, И. Сюндюков познакомил читателей газеты с целой когортой известных украинских и зарубежных историков. «Официально я не являюсь дипломированным историком, — часто любит повторять юбиляр. — Я — журналист. Но, как и все журналисты, должен знать и практиковать историю, исследованию неизвестных страниц которой посвятил свою жизнь».
— Как журналист, активно работающий в жанре исторической публицистики, скажите, почему, на ваш взгляд, для украинцев сегодня остается такой актуальной тема исторического прошлого?
— Потому что это не совсем прошлое, ведь сегодня оно крепко держит нас в своих тисках. То, что было когда-то, давит на нас сегодня, потому прошлого как такового не существует. Именно в эту минуту, держа нас в объятиях, прошлое переходит в будущее. С другой стороны, из прошлого нужно брать лучшее и строить с ним будущее. А от того, что тяжелой тучей тяготеет над нами, нужно бесповоротно избавляться. Когда-то американский писатель Фолкнер писал, что «прошлое не мертво. Оно даже не прошлое, ведь присутствует сегодня». Я с ним согласен. Разделение на прошлое, настоящее, — в некоторой степени условно. Существует непрерывный поток бытия, потому очень часто границу между прошлым и настоящим провести трудно.
— Готовы ли украинцы из своей истории вынести положительные уроки?
— Готовы, но только при условии, если они знают свою настоящую историю. К величайшему сожалению, немало украинцев не знают свою историю. Сегодня меня очень беспокоит невежество и дезориентация общества в вопросах нашего прошлого. Когда люди путают Вторую мировую войну с Троянской, считают, что история начинается с момента их рождения, а до них ничего не было и после них ничего не будет — это типичный взгляд люмпена. Такие люди — к счастью, их меньшинство — никогда по определению не будут готовы вынести уроки из прошлого. Дело даже не в отсутствии образования, а в этической позиции. Украинцы должны понять: прошлое нас к чему-то обязывает. Мы несем ответственность перед теми людьми, целыми поколениями, которые жили на этих землях до нас.
«День» видит свою миссию в том, чтобы быть трибуной для разумных людей, которые чувствуют «преемственность» истории и которым есть что по этому поводу рассказать.
— Профессионально занимаясь исторической журналистикой, какие вы для себя сделали открытия из прошлого Украины?
— Сделал очень много открытий. Положительное открытие — убедился в том, что европейскость Украины, которая прослеживается на протяжении всего исторического прошлого нашей страны, не является мифом. Это настоящая реальность! Это историческое бытие нашего народа. У нас есть шанс и обязанность эту «преемственность» украинской европейскости направить в будущее. В этом можно убедиться, ознакомившись с историей Украины со времен Киевской Руси... и до наших дней. Но были и негативные открытия. С эпохи Руины, смерти Богдана Хмельницкого и доныне украинцам присущи «три гетманства», борьба за булаву, «мискоборство», как это явление метко обобщила выдающаяся поэтесса Лина Костенко. Это нас губит. К сожалению, противоядие этому явлению трудно найти. Если мы не избавимся от «мискоборства», у нас не будет светлого будущего.
— Однажды вы сказали, что премия имени Джеймса Мейса для вас «означает запрет писать кое-как». Скажите, насколько сегодня журналисты чувствуют степень общественной ответственности? Хватает ли журналистам фундаментальной мировоззренческой базы?
— К сожалению, мировоззренческой базы многим из нас не хватает. Немало журналистов, будем откровенно говорить, не чувствуют и степени общественной ответственности. Проблема в том, что журналисты у нас социально и материально зависимы. Значительная часть журналистов заангажирована и «прикормлена» определенными политическими группами. Разумеется, в таких условиях журналисты будут писать то, чего от них ожидают. Несмотря на то, соответствует ли это современным критериям работы медийщиков, европейским требованиям, в конце концов, соответствует ли это вообще правде. Даже если человек является хорошим аналитиком, настоящим профессионалом, ему сегодня очень трудно работать незаангажированно. Нужно побороть, прежде всего, себя, найти в себе совесть. Трудно писать о том, что ты действительно чувствуешь, а не то, что от тебя хотят. Нежелание, неспособность и неготовность писать правду, как по мне — самые большие препятствия на пути развития украинской журналистики. Если ты идешь в эту профессию, будь готов писать правду, даже если это тебе навредит, даже если это рискованно, даже если это не одобрят.