Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«У нас каждый президент предлагал свой план...»

Леонид Кравчук — о волеизъявлении народа в 1991-м. И почему необходим референдум по вступлению в НАТО
30 ноября, 2015 - 19:22
ФОТО УНИАН

1 декабря исполнится 24 года со дня проведения референдума о независимости Украины в 1991 году. Тогда 90% из 32 млн граждан Украины, которые приняли участие в волеизъявлении, высказались за независимость страны. В тот же день первым президентом Украины был избран Леонид Кравчук, за которого проголосовало более 61% избирателей.

Так получилось, что через 23 года после референдума Россия незаконно аннексировала Крым, а на меньшей части Донбасса к власти пришли силы, которые поставили под сомнение результаты референдума. Почему так произошло? С таким вопросом «День» обратился к первому президенту Украины Леониду Кравчуку, который инициировал референдум о независимости Украины 24 года назад и сейчас активно выступает за проведение референдума по вступлению Украины в НАТО, чтобы гарантировать независимость нашего государства.

— Разумеется, что на этом референдуме выиграл украинский народ, который заявил о том, что сам хочет определить уровень независимости, которая получена не Верховной Радой, а утверждена и проголосована народом. И народ это сказал очень веско. За независимость проголосовало 90% избирателей. Это было очень убедительно.

ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

И после этого коммунисты и несколько других левых партий многократно ставили под сомнение Беловежские соглашения, и даже вопросы о денонсации этих решений, потому что, мол, они не отвечают интересам украинского народа. Я тогда выступал и спокойно говорил: вы можете принимать любое решение Верховной Радой, это ваше право, но волю народа можно упразднить только референдумом; если готовы это сделать, то обратитесь к украинскому народу. И тогда вопрос сразу снимался с повестки дня, так как все знали: заслон, поставленный народом всяческим врагам украинского народа, не может быть снят без его воли.

И сейчас я постоянно говорю: нам, не дожидаясь далеких времен, нужно провести референдум о вступлении Украины в НАТО. Не потому, что сегодня проголосуют, и завтра Украина будет в Альянсе. Референдум — это всегда прямая воля народа, и если он сказал свое слово, то оно является обязательным для всех, для любой власти. Это общеукраинский закон для всех. Мы понимаем, что нужно пройти большой путь политических и экономических реформ, преодолеть коррупцию, без чего нельзя идти не только в НАТО, но и в ЕС.

Воля народа нужна для того, чтобы сказать украинской власти, что у нее нет выбора, и не нужно колебаться: то она за НАТО, то против, то молчит. Власть играется то ли с НАТО, то ли с европейскими ценностями, и потому нужно, чтобы народ сказал свое слово. Если народ проголосует за вступление в НАТО, это будет означать для украинской власти, что уже дремать нельзя.

Почему сейчас, через 24 года после этого референдума, после аннексии Крыма и российской агрессии, ставится под сомнение независимость нашего государства?

— Я не думаю, что можно ставить под сомнение независимость, а как раз работу, которую осуществляет украинская власть по укреплению независимости. Можно ставить под сомнение работу, которая ведется на внешнем фронте. Думаю, что ошибкой нашей политической власти было очень быстрое согласие перейти с «женевского формата» на «минский». Эту ошибку нужно признать. А дальше пошли ошибки за ошибками. То мы принимаем какое-то решение о проведении выборов на Донбассе, когда там нет нашей власти.

Ясное дело, нашей слабостью могут воспользоваться любые сепаратистски настроенные силы, если в документе нет точности и ясности, а также силы воли, политического решения.

Я вижу, что в ближайшее время Европа будет очень плотно  заниматься украинскими вопросами, а вопросами создания общеевропейской коалиции борьбы с терроризмом. Мы надеемся на поддержку Соединенных Штатов, увидим, с чем приедет в Киев на будущей неделе вице-президент Джозеф Байден.

Мы должны инициировать свои предложения, выполнять подписанные документы, продолжать агитировать народ обращаться к власти с инициативой проведения референдума о вступлении Украины в НАТО. Только таким образом мы может сохранить и защитить Украину, потому что над нами висит черный ворон в виде России, который хочет уничтожить Украину. И Путин начинает это делать. И что мы будем ожидать, пока это свершиться?

«ЛЮДЯМ НЕ ДАЛИ ПРАВА КОНТРОЛЮВАТИ ВЛАДУ»

Сейчас Украину часто называют неэффективным государством. Почему, по-вашему, так случилось? Казалось бы, 24 года достаточно, чтобы построить крепкий фундамент государства?

— У нас не было единого стратегического плана. Был план Кравчука — строить государство и я действовал в соответствии с этим планом. Пришел Кучма и сказал, что план Кравчука не годится, и начал внедрять свой план. Пришел Ющенко — сказал, что план Кучмы не годится, и начал по-своему строить. А пришел Янукович, тот сказал, что теперь будет какой-то особый план. Теперь при власти Порошенко — опять другой план. То есть у нас каждый президент предлагал свой план. И не было единой принятой стратегии на 24 года, не  было принятой Конституции, которая бы выполнялась всеми политическими силами.

Почему мы сейчас воюем между собой: демократы с демократами. Демократические силы в блоке Петра Порошенко создают платформу борьбы с коррупцией. Выходит, что они в самой фракции борются с коррупцией. То есть у нас часто можно увидеть, что мы делаем вещи, которые не объединяют, а разъединяют Украину.  И так было все время. Мы не можем договориться, не можем помириться. Запад воюет против востока, оппозиция воюет против властной партии. Как можно строить Украину, когда каждый год от выборов до выборов, от партии до партии, от президента до президента другая стратегия, другая политическая линия, другие экономические подходы. А в это время раскрыты щели, и в них лезут коррупционеры и грабят государство. Запад все это видит и не может смириться. И потому через 24 года мы говорим о коррупции, о возможной угрозе независимости.

Нам нужно строить сильную безопасность, сильное войско, сильную защиту, сильное гражданское общество, сильные СМИ.

Людям не дали права контролировать власть. Ведь приняли такую Конституцию, которая не позволяла реализовать импичмент президента, которая не может отзывать депутата Верховной Рады. Если он сел в кресло, то забыл, кто его туда посадил. Уже народ для него не важен.

Народ и сейчас видит, какая плохая ситуация, кричит отовсюду, что трудно жить, и не понятно, ведется ли борьба с коррупцией. А разве он имеет какое-то влияние на власть? Раздаются призывы: давай третий Майдан, досрочные выборы. Если это случится, то я побаиваюсь, что мы Украину не удержим.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ