Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Убийство как бренд

О памятнике Михаилу Калашникову и «русской культуре»
21 сентября, 2017 - 10:48
ФОТО РЕЙТЕР

В Москве в День оружейника, состоялось торжественное открытие памятника конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову. Скульптура работы народного художника России Салавата Щербакова установлена на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, что на Садовом кольце.

Общая высота памятника составляет 9,8 м. На 4-метровом постаменте стоит металлическая фигура оружейника, держащего АК-47. У подножия постамента расположена скульптурная композиция с фигурой Михаила Архангела.

На открытии памятника министр культуры Владимир Мединский заявил, что Калашников — «это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант            — это все то, что позволило создать целую линию оружия по защите Отечества, среди которых, конечно, автомат Калашникова — можно сказать, настоящий культурный бренд России».            

Отметим, что несколько странно причислять оружие, пусть даже и удачное в конструкторском отношении к культурному бренду. Представление российского министра о культуре, как способе убивать расходится с общепринятым значением этого слова. Однако это не случайное заявление, а отражение общей направленности российской внутренней политики, пропаганды и идеологии.

ЧЕЙ АВТОМАТ?

Автомат Калашникова АК-47 создан в 1947 году и принят на вооружение в 1949. Десять лет спустя появился его модернизированный вариант — АКМ.

Оба вида оружия быстро завоевали популярность за счет своей простоты в обслуживании, неприхотливости и относительно невысокой стоимости. Они активно закупались другими странами, в ряде производились по лицензии. В некоторых из них эти автоматы выпускаются до сих пор. Как в свое время сказал тогдашний министр обороны России Анатолий Сердюков, на армейских складах имеется 17 млн таких автоматов.

Возникает вполне законный вопрос: как почти неграмотный в техническом отношении паренек смог изобрести такой агрегат. Ведь сама конструкция весьма сложна, и ее эксплуатационная простота достигается очень сложными приемами, в основе которых лежат сложнейшие физические, химические и математические законы, уравнения и их взаимодействие. Для создания простого требуется знать очень много сложного.

Конечно, были гениальные самоучки. Левша подковал блоху, Кулибин создавал довольно сложные, в частности, часовые механизмы. Однако, во-первых, это были тонкие, но штучные экземпляры. Во-вторых, они использовали уже известные механизмы и приемы и их усовершенствовали.

В нашем случае все гораздо сложнее. Мало получить удачное конструкторское решение, что само по себе уже проблема. Нужно сделать конструкцию технологически подходящей для производства. И не только самого автомата, но и сопряженных с ним производств патронов и другого вспомогательного оборудования, смазки, и даже тары для хранения и транспортировки.

Технологические проблемы упираются в производство металла, уровень станочного оборудования и квалификации работающих на производстве.

И это только половина дела. Ведь не менее важна эксплуатационная составляющая. Уровень образования и квалификации тех, кто не только будет из него стрелять, но и не побоимся этого слова, ухаживать за оружием. Каким бы оно не было неприхотливым, но это обязательное требование.

И все эти проблемы за очень короткий срок успешно решил только что пришедший с фронта паренек, который к тому времени прочитал только одну книгу «История стрелкового оружия». Очень похоже на предание, но верится, как говорится, с трудом. Не случайно один из пользователей российского ФБ Даниил Коцюбинский назвал памятник Калашникову памятником воровству.

Вообще в России с оружием собственного производства было всегда плохо. Даже знаменитая трехлинейная винтовка Мосина фактически усовершенствование западных образцов. Очень удачная, но все-таки не прорывная.

Нам столь часто и долго повторяли, что Т-34 — лучший танк Второй мировой войны и поэтому воспринималось без особых доказательств. В качестве аргумента приводился тот факт, что на нем был дизельный двигатель. Однако по всем остальным параметрам советская машина проигрывала как немецким танкам, так и поставленным по ленд-лизу. Английские и американские танки в мемуарах называли гробами, но когда нужно было совершить 800-километровый марш через пустыню Гоби и хребет Большой Хинган, то предпочли американские «Шерманы», а не родные прославленные Т-34. После испытаний на американском полигоне в 1943 году американцы из-за выявленных недостатков отказались от покупки Т-34.

В области стрелкового оружия тоже не создано было ничего, что реально могло составить конкуренцию немецким автоматам знаменитого конструктора Хуго Шмайссера.

Как-то так получилось, что именно в конце 1940-х гг. немецкий конструктор работал в Ижевске, где жил на улице Красной в доме 133. Практически через короткое время после прибытия Шмайссера со своими сотрудниками в удмуртскую столицу в 1946 году были представлены первые образцы автомата.

Ревнители приоритета Калашникова утверждают, что при внешнем сходстве АК с немецкой штурмовой винтовкой StG-44 конструкции Хуго Шмайссера, они конструктивно существенно отличаются.

Несколько странное опровержение. Технически автомат Шмайссера к тому времени устарел. Изменились требования, потребовалось другое оружие.

В СССР работало около 474 немецких специалистов-оружейников. Курт Хорн создал знаменитый пулемет MG42, который до сих пор состоит на вооружении бундесвера, экспортируется во многие страны и производится по лицензии в Греции, Пакистане, Испании и Турции. Естественно, что они разработали другую конструкцию с учетом требований производства, советский станочный парк даже на оборонных предприятиях был отсталым и устаревшим, и невысокого технического уровня тех, кто будет эксплуатировать оружие. Получилось у них очень хорошо. Только где здесь Калашников.

В этом году исполнилось 70 лет началу борьбы в СССР с низкопоклонством перед Западом и с космополитизмом. Все оказывается изобрели в России от паровой машины и лампочки накаливания до радио. Отметим, что когда стране потребовалась лампочка Ильича, то ее конструкцию и технологию производства пришлось украсть в прямом смысле этого слова у фирмы «Сименс». И так практически во всем.

НЕЧЕМ ГОРДИТЬСЯ

Российская пропаганда явно испытывает дефицит в предметах и личностях для национальной гордости. Многие кем вполне можно было, если не гордиться, но отмечать их достижения власть не устраивают из-за их политических взглядов.

В России очередной раз поднялась волна православного фундаментализма и черносотенства. Так называемые ревнители нравственной чистоты срывают художественные выставки, требуют и добиваются закрытия опер и драматических спектаклей, кинофильмов, книг и т.д. Скоро полуграмотные истинно православные будут проверять научные разработки и, как уже было в недавней истории, запрещать целые научные направления и науки.

С историей такое уже случилось, скоро дойдет до физики и математики. Хотели же в СССР запретить теорию относительности Эйнштейна да физики не дали. Нужна была атомная бомба, пришлось ретроградам из ЦК ВКП(б) отступить. Тем не менее, наследники советского идеолога Суслова в России не только не перевелись, число их возросло многократно.

Обратим внимание на то, что конструктор Калашников находится в одном ряду с советским разведчиком Кузнецовым. Их характерная деталь — оба простых русских человека, а благодаря таланту достигли таких высот.

С Кузнецовым легенда вообще шита даже не белыми нитками, а просто распадается. Выучить в уральском захолустье немецкий язык и стать настоящим немцем и к тому же из помещиков просто невозможно. Тем не менее, легенда повторяется как в случае с танком Т-34 и от этого оказывается весьма живучей.

С Калашниковым примерно также. Дефицит с теми, кому на самом деле нужно ставить памятники восполняется мифологемами. И обязательно религиозного содержания. Церковь в очередной раз служит черной реакции. Впрочем, для Русской православной церкви это, вообще говоря, естественное состояние.

Что касается культуры и эстетики, то лучше всего сказал музыкант Андрей Макаревич. В своем Facebook он написал: «Ну хорошо. Памятник Калашникову. Пусть нам будет чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, получатся миллионы. (Хотя вот что интересно — войну с фашистами АКМ не застал, появился после. Так где он защищал рубежи нашей Родины? в Афганистане? в Грузии? в Украине? в Африке?). Ладно. Пусть Калашникову. НО ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЕЗДАРНАЯ, УРОДЛИВАЯ СКУЛЬПТУРА? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?».

Ничего не поделаешь, других героев и скульпторов у российской власти нет.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ