В субботу завершился срок подачи заявок на участие в тендере по реконструкции аэропорта «Жуляны». «Данный проект, несмотря на стратегическое значение объекта, как и сам аэропорт, находится в ведении Киевской администрации», — сообщили «Дню» в пресс-службе Минтранспорта Украины. Напомним, что решение привести воздушные врата столицы в соответствие европейским стандартам было принято в октябре текущего года столичной мэрией. Детальная информация о целях и масштабах реконструкции, сроках проведения, гарантиях прозрачности тендера, экологической безопасности проекта пока не разглашается. Начальник отдела по вопросам собственности и предпринимательства Киевской горадминистрации Галина Петренко (как удалось выяснить, именно она курирует данный проект) наотрез отказалась беседовать на тему «евроремонта» «Жулян». «Победитель тендера еще не определен», — аргументировала она свою позицию.
Рассказать о реконструкции в пределах своей компетенции согласился генеральный директор аэропорта «Жуляны» Василий МОМОТ:
— Василий Андреевич, чем обусловлено решение столичной горадминистрации реконструировать аэропорт «Жуляны»?
— Аэропорт находится в коммунальной собственности города. 22 октября 2001 года мэр Киева Александр Омельченко подписал распоряжение о реконструкции «Киев — Жуляны». Если у нас собственник — городская власть — наводит порядок в городе, делает его красивым, европейским и современным, то, видимо, нельзя было обойти вниманием и аэропорт. Тем более, что «Жуляны», как и «Борисполь», имеют международный статус. Услугами нашего аэропорта пользуются граждане и предприятия из практически всех областей Украины. Кроме того, к нам прилетают и европейские бизнесмены (из Германии, Польши, стран Прибалтики и т. д.) Для их хорошего обслуживания нужно создать соответствующие условия.
— Иными словами, планируется привести аэропорт в соответствие европейским требованиям?
— Не совсем. На сегодняшний день аэропорт находится в рабочем состоянии. Мы обеспечиваем все авиационные требования ИКАО и «Укравиатранспорта». Но условия обслуживания пассажиров должны быть лучше. Не секрет, что аэровокзал был построен в 50-х годах. Мы не можем развернуть современную технологическую линию обслуживания пассажиров (новые системы регистрации, контроля безопасности, контроля и обработки багажа и т. п.) на тех площадях, которые нам предоставлены в эксплуатацию. В свое время было начато строительство нового пассажирского терминала. К сожалению, из- за отсутствия финансирования оно было приостановлено «городом» более шести лет назад.
— Реконструкция будет направлена в основном на улучшение качества обслуживания?
— Не только. Необходимо, также, создать условия для обслуживания деловой авиации. Но и это не означает, что нужно творить что-то большое и огромное. Сегодня у нас есть взлетно-посадочная полоса, есть перрон, действуют системы посадки, технического обеспечения полетов и т. д. Все — рабочее, безопасное. Но людям, которые платят деньги, вполне понятно, хочется получать лучшее качество сервиса. Аэропорт «Жуляны» — самый подходящий центр для деловой авиации. Тем более, что, на мой взгляд, практика использования частного воздушного транспорта утвердится и в Украине. Сегодня же многие пользуются услугами чартерных рейсов. У нас они, в зависимости от авиакомпании, выполняются на самолетах «Folkon», ЯК-40, Л-410, модернизированных АН-24. Необходимо создать хорошую техническую базу для обслуживания этих судов и также надлежащие условия для обслуживания пассажиров.
— Уже есть конкретный проект реконструкции?
— Сейчас над предложениями по реконструкции аэропорта мы работаем с «Киевпроектом». Известно, что эта организация занимается городской инфраструктурой в целом, зонированием развития города, обеспечением строительства и эксплуатации магистралей. Кроме того, в распоряжении горадминистрации четко сказано, что «Киевпроекту» поручается разработать предложение для привлечения специализированных проектных организаций, которые непосредственно занимаются аэропортами и аэродромами.
— Когда, на ваш взгляд, будут результаты?
— Трудно сказать. Уже проведено соответствующее совещание с городскими структурами. Дано добро. Сейчас мы изучаем состояние аэропорта, приглашаем экспертов «Киевпроекта» с тем, чтобы правильно оценить, правильно принять решение, выбрать направление, по которому идти. Другими словами — проходят предпроектные проработки. Когда они будут рассмотрены и будет выбрана генеральная линия, начнется проектная часть. После проектной части — ее реализация.
— Выходит, что конкретного проекта реконструкции еще нет, а срок заявок на тендер уже закончился?
— Дело в том, что заинтересованным фирмам было предложено участвовать в реконструкции аэропорта с целью выявить заинтересованность в инвестировании в будущий проект. Это тоже один из этапов изучения ситуации: «выяснить — кто может участвовать и на что он может претендовать». Прежде всего мы ориентировались на продолжение незавершенного строительства пассажирского терминала. Учитывалась его планировка, а также планировка привокзальной площади, которые можно было предложить заинтересованным структурам. Они бы инвестировали средства в реконструкцию, а потом получили бы свою собственность. Впрочем, вы правы, если бы был готов проект реконструкции, то с ними можно было бы говорить конкретнее.
— Кого вы бы хотели видеть в качестве инвесторов?
— Желательно, чтобы это были компании, связанные с авиацией. Кроме того, мы изучаем возможность привлечения современных и опытных консалтинговых фирм для участия в реконструкции аэропорта и непосредственно разработке планов модернизации. Мы хотели бы рядом с нами видеть и турфирмы, и представительства авиакомпаний.
— Насколько оправдываются ваши ожидания?
— Если честно — процентов на 50.
— Кто будет контролировать проведение тендера?
— Будет создана специальная комиссия при Киевской городской администрации. В нее также будут входить представители аэропорта.
— Будет ли вкладывать деньги в реконструкцию собственник аэропорта — муниципальные власти?
— Сложный вопрос. Возможно, муниципальным властям придется поднатужиться и заложить это в городской бюджет.
— И последний вопрос. Не приведет ли реконструкция «Жулян» к повышенным техногенным рискам в столице?
— Вряд ли. Аэропорт в городской черте — нормальная европейская практика. Более того, можно утверждать, что шумовые и другие показатели будут в норме.
P.S. Тем временем вопрос о техногенных рисках, связанных с размещением аэропорта в городской черте, остается весьма спорным. Так, когда материал был уже написан, информагенства сообщили о падении самолета на жилые кварталы Нью-Йорка.