Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — не Россия

Стоит ли делиться суверенитетом с Москвой, Минском и Астаной?
13 сентября, 2003 - 00:00

Премьер-министр Украины Виктор Янукович вчера обратился к парламенту с просьбой рассмотреть 16 сентября вопрос о формировании Единого экономического пространства. Об этом вчера сообщил председатель Верховной Рады Владимир Литвин. Должностные лица, похоже, окончательно растерялись при рассмотрении проекта соглашения, которое должен подписать Президент Леонид Кучма в Ялте в следующий четверг. Парафированный первым вице-премьером Николаем Азаровым в Астане проект соглашения о ЕЭП, похоже, поставил Президента в неудобное положение. Ситуация угрожает срывом по крайней мере части программы Ялтинского саммита СНГ.

Два предыдущих рассмотрения «еэповского» вопроса в правительстве так и не ответили на главные вопросы, которые, кстати, многие эксперты задавали правительству еще со времени провозглашения заявления о создании ЕЭП в феврале этого года в Москве. Соответствует ли ЕЭП провозглашенному официальным Киевом курсу на европейскую интеграцию? Соответствует ли проект соглашения по ЕЭП внутреннему законодательству? Не перечеркнет ли Украина одной подписью на Ялтинской встрече все свои надежды вступить в Евросоюз? И не поступится ли государство собственным суверенитетом России, у которой, очевидно, будет доминирующая роль в возможном интеграционном образовании? Вопросы весьма непростые. Однако время их обдумать было. Вполне очевидно, что едва ли не единственным человеком в правительстве, выступающим в защиту ЕЭП остается первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. В то время как Министерство иностранных дел обращает внимание, что с реализацией идеи ЕЭП по российскому сценарию (а речь идет фактически о создании восточного «Евросоюза», с соответствующей глубиной интеграции) Украина навсегда может лишиться даже минимальной возможности попасть в ЕС. В Министерстве юстиции отмечают, что проект документа по ЕЭП противоречит Конституции. Особенно в той части, где говорится о создании так называемого «регулирующего органа», которому стороны — Казахстан, Беларусь, Россия и Украина — должны делегировать часть своих полномочий. Фактически же речь идет о создании наднационального органа, что противоречит Основному Закону. В случае предоставления в Конституционный Суд «казахского» соглашения о ЕЭП вероятность негативного заключения также высока.

Директор Центра европейского и сравнительного права, кандидат юридических наук Станислав Шевчук, в частности, отметил «Дню», что в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Украиной и ЕС говорится об адаптации отечественного законодательства к «еэсовскому». Тем временем, напоминает специалист, в проекте соглашения по ЕЭП существует положение о гармонизации законодательства между четырьмя постсоветскими странами. В этом, убежден эксперт, кроется противоречие, поскольку «по своему духу» законодательство «четырех» имеет совсем другие ценности, нежели европейское право. Украина, таким образом, может попасть в очень неприятную ситуацию, когда придется выполнять сразу два взаимоисключающих в вопросе права документа: с одной стороны — СПС, а с другой — соглашение по ЕЭП. Господин Шевчук считает, что Украина заинтересована в создании зоны свободной торговли между государствами СНГ, однако при обязательном учете требований Всемирной торговой организации, куда официальный Киев стремится вступить в будущем году. «Если же речь идет об интеграции, более глубокой, чем создание зоны свободной торговли, а именно — о создании наднациональных органов и гармонизации законодательства в рамках ЕЭП, то образование переступает все рамки просто экономического сотрудничества», — подчеркивает директор Центра. «В этом случае речь будет идти о создании ЕЭП по модели Евросоюза, но по принципам азиатским», — уверен Станислав Шевчук.

То, что большинство членов правительства Украины очень хорошо понимают высказанные выше замечания, абсолютно ясно. И об этом министры заявляют открыто. Однако, что им мешало раньше затормозить процесс на этапе подготовки документов по ЕЭП? Не верится, что первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров работал над ними в конспиративном режиме. Не понятно, почему к разработке проекта соглашения не были привлечены те министерства, которые сейчас высказывают свою обеспокоенность по поводу подписания соглашения в нынешнем виде. Если же работали все вместе, то кто допустил фиксирование в документе множества юридических «блох», которые видны невооруженным глазом?

На заседании Кабинета Министров, посвященном в основном рассмотрению вопроса вступления Украины в ЕЭП, первыми выступали так называемые «профильные» министры, имевшие существенные замечания к соглашению и концепции ЕЭП. Это министр экономики и по вопросам евроинтеграции Валерий Хорошковский, министр юстиции Александр Лавринович и руководитель МИД Константин Грищенко. «Очевидно, они чувствовали свою правоту и приемлемость своих аргументов, — так оценил тональность выступлений министров в беседе с корреспондентом «Дня» присутствующий на заседании народный депутат, член фракции «Наша Украина» Вячеслав Кириленко. — Поэтому выступали очень убедительно». Основные аргументы, которыми оперировали в своих докладах упомянутые члены Кабинета, заключались в следующем:

1. В надгосударственном органе, создание которого предусматривается соглашением, большинство голосов будет не у Украины, поскольку голоса распределяются путем определения экономического потенциала. По такому подходу 3/4 голосов в этом органе будет принадлежать России, Беларуси и Казахстану, поскольку эти страны имеют консолидированную позицию, и в переговорах выступают как одна сторона. Поэтому все экономические решения будут не в пользу Украины.

2. Серьезные замечания вызывают те статьи соглашения и концепции, которые предусматривают передачу части суверенитета каждой из сторон этому надгосударственному органу. В документах это написано «черным по белому».

3. Третье замечание — согласование и синхронизация вступления в международные организации всеми четырьмя сторонами. В украинском варианте это говорит о том, что переговоры по ВТО, которые со стороны Украины являются наиболее продвинутыми, должны быть свернуты, и мы должны вернуться на позицию Российской Федерации, у которой масса замечаний в этом вопросе, и вообще нет нужды вступать во Всемирную торговую организацию.

Затем, по словам Кириленко, в обсуждении участвовали народные депутаты. К чести премьера В. Януковича, никого не ограничивали во времени и в слове, и продолжительность выступления была вопросом воспитанности депутатов. Парламентарии (а их на заседании было около 40 человек) указывали на около десяти статей соглашения более мелкого характера, каждая из которых имеет необратимые негативные последствия для Украины, начиная с единого таможенного тарифа, который бьет по экономике и суверенитету Украины, и заканчивая процедурой выхода из соглашения по ЕЭП, которое возможно для Украины только после выполнения всех взятых ею официально утвержденных обязательств и договоренностей. Иными словами, депутаты указывали на то, что выхода назад из ЕЭП нет.

После выступления народных депутатов, — рассказывает В. Кириленко, — позицию трех «профильных» чиновников поддержала еще часть членов Кабмина, и было принято решение, уже известное экспертам, журналистам, общественности — поручение профильным министерствам подготовить расширенный текст замечаний, а Министерству иностранных дел подготовить доработанные документы как соглашения, так и концепции.

По словам народного депутата, «ситуация усложнялась тем, что не было вице-премьера Николая Азарова, который и парафировал тексты, вследствие чего изменить на этом этапе ни одну букву в тексте невозможно. Поэтому речь идет только о замечаниях, которые потом должны быть учтены. Апологетов ЕЭП, в отсутствие Азарова, в правительстве просто не оказалось, что стало еще одним подтверждением того, что все члены Кабинета осознают, что в случае принятия позитивного решения по ЕЭП Кабинетом Министров это решение будет нарушать Конституцию и целый ряд законов Украины».

Можно предположить, что в парламенте в пух и прах разгромят новый интеграционный вектор; можно предположить, что правительство прислушается к депутатским рекомендациям; можно предположить, что Президент учтет в свою очередь правительственные рекомендации воздержаться от подписания на этом этапе. Как отнесутся к этому в России? Все-таки Москва — не Брюссель, где, возможно, и не понимают тонкостей принятия государственных решений в бывших союзных республиках. Кремль может не на шутку обидеться на ломание договоренностей своим соседом. В конце концов, кто может гарантировать, что российская делегация с тем же успехом не откажется участвовать в Ялтинском саммите СНГ 18 — 19 сентября? Впрочем, не будем спешить с неутешительными прогнозами. Ведь, помнится, Владимир Путин не исключал возможности наведаться в Киев перед Ялтинским саммитом. Российский лидер точно постарается не позволить развалиться «еэповской» идее, воплощаемой Кремлем с такими усилиями. А главное с метеорной скоростью: в феврале — идея, в сентябре — документ.

Некоторые чиновники в неофициальных разговорах не исключают, что соглашение по ЕЭП будет подписано с замечаниями. Таким образом, выход из ситуации есть. Ведь можно просто договориться о доработке документа, чтобы он соответствовал интересам не только одной или даже четырех стран, а всех членов Содружества независимых государств. И если будем говорить о зоне свободной торговли, то обязательно на основах ВТО. Если поднимем вопрос гармонизации законодательства, то — с европейским. Если же будет говориться о наднациональном органе — то без Украины...

Сергей СОЛОДКИЙ, Наталья ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ