«Нет никаких причин для отсрочки» принятия в Конгрессе США закона, который бы упразднил действие так называемой поправки Джексона-Веника относительно Украины, считают авторы статьи, которые не могут быть не американцами, и в то же время, не могут быть не украинцами. Дело в том, что еще во время распада СССР для Украины эта поправка, которая ограничивает возможности в торговле из-за ограничения в свободе эмиграции, уже не была актуальной. Свобода эмиграции уже давно ограничивается только желанием той или другой страны принять у себя того или иного иммигранта. Однако поправка действует — и, как свидетельствует практика, ее отмена оговаривается все новыми требованиями. Следовательно, в принципе, можно было бы говорить о «двойных» стандартах, о чем-то еще — но фактом остается то, что в большой политике используется все, что возможно, не обременяя себя лишними вопросами. Возможно, Украине стоило быть с самого начала более настойчивой. Не говоря уже о том, что с самого начала следовало последовательно проводить все необходимые реформы. Что дало бы необходимую базу для того, чтобы быть услышанной.
Наступило время снять с Украины ограничение поправки Джексона-Веника (Jackson-Vanick). Поправка, которая была введена в 1974 году, применяется к странам с нерыночной экономикой и связывает их торговый статус с открытой эмиграционной политикой, особенно это касается лиц и групп еврейского вероисповедания.
Нет никаких замечаний от каких-либо кругов о свободной и неограниченной эмиграции из Украины. Общеизвестно, что правительство Украины, которое действует согласно действующим законам, принятым парламентом, и соответственно с правами, которые гарантируются Конституцией, приняло и осуществило меры, которые обеспечивают свободную и открытую эмиграцию для граждан и резидентов Украины.
Относительно этого президент Соединенных Штатов в своем недавнем письме в Конгресс от 18 января 2002 года, сопровождая его «Отчетом об эмиграционном законодательстве и политике», включающем и Украину, утверждает, в частности, что «Отчет свидетельствует о том, что эти страны продолжают приводить свое законодательство в соответствие с международными стандартами, которые касаются свободы эмиграции». Так же и международные, и национальные правительственные и неправительственные организации в этой области, включая Украинский Конгрессовый комитет Америки (УККА) и NCSJ (ранее известная как Национальная конференция по вопросам советского Еврейства — National Conference on Soviet Jewry), сделали вывод, что в Украине существует полное соответствие с международными стандартами и американской политикой в отношении эмиграции.
Важным дополнительным вопросом, который справедливо учитывается при рассмотрении соответствия поправке Джексона- Веника, является отношение к религиозным конфессиям и этническим и национальным меньшинствам. В этом плане за годы независимости правительством Украины установлен важный рекорд в достижении понимания и толерантности среди религиозных конфессий и этнических и национальных меньшинств. Межэтнический мир был ключевым фактором в процессе построения гражданского общества, основанного на универсальных принципах прав человека. Охрана и поддержка развития религиозных конфессий и практическая деятельность этнических меньшинств в плане их культурных, исторических и лингвистических атрибутов также свидетельствуют о необратимости прогресса в избавлении от последних следов советских времен.
Еврейская украинская община была среди тех, кто получил наибольшую пользу от этих перемен в обществе. Президент Украины в письме к президенту Соединенных Штатов от 17 декабря 2001 года (которое было размещено на Интернет-страничке NCSJ) подчеркнул, что широко известны достижения и последующие меры, которые принимает правительство Украины, чтобы содействовать «еврейскому Ренессансу в Украине». В своем письме Президент Кучма отметил: «В относительно короткий исторический период была фактически возобновлена сеть еврейских религиозных организаций», которая включает:
— 500 еврейских организаций (социальных, культурных и религиозных);
— 236 еврейских общин;
— 5 религиозных еврейских центров;
— еврейская община издает около 40 периодических изданий;
— еврейская община выпускает 5 телевизионных программ (две из которых транслируются на всю страну);
— более 20000 детей посещают еврейские школы дневного обучения, большинство которых финансируются правительством;
— 54 бывшие синагоги были возвращены еврейской общине;
— еще 11 домов богослужения находятся в процессе передачи еврейской общине;
— осуществляются проекты, направленные на восстановление и содержание еврейских исторических памятников и кладбищ;
— построение в Киеве большого мемориала еврейским жертвам нацистских злодеяний;
— обеспечивается паломничество еврейских общин к их святым местам (например, в 2001 году более 10000 верующих из 17 стран, включая и Соединенные Штаты, осуществили паломничество к могиле раввина Нахмана в Умани, Черкасская область);
— под патронатом Президента и по инициативе еврейских украинских организаций в Киеве созывается антифашистский конгресс «За мир без терроризма, ксенофобии и шовинизма»;
— правительство внесло в парламент законопроект об изменениях к закону о свободе вероисповедания в плане обязательного возврата коммунальной собственности религиозным организациям, запрещения приватизации кладбищ и еврейских культурных памятников и их эффективной защиты.
Эти позитивные явления также отражены в сообщениях NCSJ. Как утверждается в отчете по странам (Country Report) NCSJ относительно Украины: «Правительство было благосклонным к еврейскому религиозному и культурному возрождению. В многочисленных случаях Президент Кучма заявлял о своем намерении сотрудничать с еврейской общиной по возврату имущества и уничтожению антисемитизма».
Вместе с другими еврейскими американскими организациями NCSJ очень активна в Украине. Представители еврейских американских организаций и религиозных сект, как, в частности, еврейские группы из других стран, включая Израиль, свободно выполняют программы и проекты в Украине, которые направлены на поддержку еврейской украинской общины. В дискуссиях между представителями УНИС, которое является бюро УККА в Вашингтоне, и представителями NCSJ, NCSJ отметила, что не будет выступать против снятия с Украины ограничений поправки Джексона- Веника.
Следовательно, на основании эмиграционной политики и отношения к религиозным конфессиям и национальным меньшинствам, с Украины нужно снять торговые ограничения, наложенные поправкой Джексона-Веника. Сделав это, Соединенные Штаты будут содействовать более близким отношениям между двумя странами. Это устранит анахронизм прошедших советских времен и станет шагом к росту уровня доверия на пути интеграции Украины в евроатлантические структуры.
Еще одним элементом поправки Джексона-Веника является вопрос рыночной экономики. Экономика Украины не может больше быть отнесена к категории «нерыночная». В последние годы был осуществлен значительный прогресс в экономических реформах, который привел к значительному росту экономики. Экономический рост, безусловно, был существенным и устойчивым. Эксперты в этой сфере объясняют это развитие, среди прочего, тем, что рыночные реформы пустили глубокие корни, особенно в таких отраслях, как:
— энергетический сектор;
— сельскохозяйственный сектор, включая земельную реформу;
— Налоговый кодекс;
— Гражданский кодекс;
— развитие малого и среднего бизнеса;
— внешняя торговля и инвестиции, как предусмотрено в июльском 2001 года указе Президента и правительственной программе введения указа.
Хотя еще многое надо сделать в плане реформирования торговли и экономики. Что обнаружилось и во время введения Соединенными Штатами санкций против Украины в ответ на несостоятельность украинского парламента эффективно решить проблему пиратства в отношении интеллектуальной собственности. Однако можно утверждать, что Украина перешла Рубикон в экономике, и поэтому будет происходить дальнейший рост и экономические реформы. Во время дискуссий между представителями УНИС и офиса торгового представителя США были даны заверения в том, что торговый представитель США не будет выступать против отмены поправок Джексона-Веника для Украины.
Предоставление Постоянных правил торговли (Permanent Normal Trade Relations, PNTR) для Украины поддержало бы взаимное доверие предпринимательского сообщества в Украине, в США и в мире. Это сняло бы также главный барьер на пути вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), со всеми обязательствами и обязанностями, вытекающими из этого.
Рассматривая отмену для Украины ограничений поправки Джексона-Веника, было бы неправильным группировать Украину с какой-либо другой страной или странами, которые сегодня рассматриваются в плане отмены для них этой поправки. Неспокойное положение во многих странах региона, включая социальные споры, межнациональные конфликты, диктаторские режимы и очевидные и системные нарушения прав меньшинств и религиозных прав, делали бы недопустимым группировку одной или более этих государств с Украиной в отношении поправки Джексона-Веника.
В контексте региональных проблем, «быстрый процесс» представления Конгрессу США законопроекта относительно отмены поправок Джексона-Веника для Российской Федерации (S.1861 и NK 3553 ІН) влечет за собой немало непредвиденных последствий. Отмена поправок Джексона-Веника для России, без принятия подобного решения для Украины, была бы крупной ошибкой. Походило бы на то, что не настоящие успехи этих стран, а ситуативная политическая целесообразность стоят за политикой США в вопросе сближения с Россией путем облегчения для нее нормальных торговых отношений и, в конечном счете, вступлению во ВТО. Это рассматривалось бы также как сигнал, что Соединенные Штаты отказываются от провозглашенной политики сбалансированного подхода к евроатлантической и глобальной интеграции стран в этом регионе.
Поспешность администрации США и ведущих членов обеих партий в Конгрессе в отмене ограничений поправки Джексона-Веника для России и оттеснения Украины на задний план не может не рассматриваться сторонниками евроатлантического выбора Украины и стратегического партнерства со США как акт измены. Потому что, вполне понятно, что Украина достигла большего прогресса за более короткий промежуток времени, чем любая другая страна, к которой сейчас применяется поправка Джексона-Веника.
Это не может не вызвать вопроса: какая возможная политическая цель преследуется отменой поправки Джексона-Веника для России и ее не отменой для Украины в то же время? От Варшавы до Вильнюса и Тбилиси возникает еще один вопрос: переходят ли Соединенные Штаты на позиции России, что касается ее так называемого «ближнего зарубежья»? И является ли Украина заложником сближения США и России? Если это так, то возникает прямой вопрос: будет или нет когда-либо положен конец возможному восстановлению гегемоничной империи на евразийском пространстве?
Перспективы России были очерчены в «Независимой газете» от 29 декабря 2001 г. В расширенном анализе нового партнерства России и США и его воздействия на Украину делается вывод, что, очевидно, Вашингтон готов прекратить свое дипломатическое наступление на Киев и оставить это поле открытым для Москвы.
Если бы политические заявления предыдущей и теперешней администраций США были бы главным мерилом американско- украинских отношений, эти вопросы никогда бы не возникали. На двух конференциях под названием «Путь Украины к завершению национальной государственности — «круглый стол» I и II («Ukraine’s Quest for Mature Nation Statehood — Roundtable I and II’), которые состоялись в 2000 г. и 2001 г. в Вашингтоне, доминантными темами выступлений представителей американского правительства самого высшего ранга было то, что отношения между США и Украиной находятся на высоком уровне и являются стратегическими по своей природе. Они также заявили, что Соединенные Штаты будут поддерживать Украину, в хорошие и плохие времена, в ее усилиях реформировать общество, развивать дальше рыночную экономику и защищать суверенитет и независимость.
Следовательно, деятельность или бездеятельность США относительно Украины и поправки Дженксона-Веника станет важным сигналом американской политики относительно Украины, особенно в контексте новых реалий в отношениях США и России.
Действительно, помощь США является чрезвычайно важной для Украины в ее усилиях обеспечить так тяжело завоеванную независимость. Царизм и дальнейшее советское иго являются почти 400-летним наследством Украины. На этом фоне понятно, что 10 летние усилия Украины преодолеть это наследие и осуществлять социальные и экономические реформы — неравномерный процесс. Но можно утверждать, что процесс преобразований достиг переломного уровня и на сегодня является бесповоротным, как и достижения Украины, касающиеся удовлетворения требований для отмены ограничений поправки Джексона-Веника.
Нет никаких оснований для отсрочки принятия закона, облегчающего нормальные торговые отношения для Украины. Для США наступило время принять конкретные меры по этому вопросу, то есть меры, которые соответствуют провозглашенному ими стратегическому партнерству с Украиной, признают выполнение ею требований поправки Джексона-Веника и принимают во внимание важность Украины как для региональной стабильности, так и для безопасности во всем мире.
Богдан ФЕДОРЯК — Почетный Консул Украины в Мичигане, председатель Организации обороны четырех свобод Украины и бывший председатель Оргкомитетов конференций «Путь Украины к завершению национальной государственности — «круглый стол» I и II»;
Борис ПОТАПЕНКО — председатель Мичиганского отдела и член Краевой экзекутивы (исполнительный орган. — Ред. ) Украинского Конгрессового Комитета Америки.