Дата 24 августа навсегда останется в истории не только как дата формального провозглашения независимости Украины, но и как символ окончательного краха коммунизма, решающий фактор распада советской тоталитарной империи, отправной момент геополитических изменений, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие событий в Европе и мире.
Принятый в этот день Верховной Радой Акт провозглашения независимости Украины на самом деле был Актом восстановления украинской государственной независимости и знаменовал собой итог реализации извечных и естественных стремлений украинской нации жить в независимом соборном государстве. Одновременно этот акт знаменовал восстановление справедливости. Ведь в европейскую семью вернулась одна из старейших и крупнейших наций, на земле, которой находится географический центр Европы, но которая длительное время оставалась разделенной и была лишена свободы и национальной государственности, а значит — и возможности полноценного развития. В конце концов, провозглашением Акта независимости создавались предпосылки для решения извечного украинского вопроса в европейском цивилизационном и безопастностном контексте.
Несмотря на очевидную историческую значимость, закономерность и легитимность восстановления независимости Украины, не утихают попытки убедить украинцев в том, что независимость на Украину «упала с неба», состоялась случайно и исключительно вследствие неудачного государственного переворота в Москве, произошедшего в августе 1991 года. Такая интерпретация истории должна служить аргументом в пользу распространенного среди российского политикума и общества убеждения, что появление на карте мира Украины как независимого государства является историческим парадоксом и аномалией, которая исчезнет после возвращения этой временно утраченной части «русского мира» в Россию.
Итак, тезис об украинской независимости, которая просто «упала с неба», является не обывательским разглагольствованием невежд от истории, а идеологемой, которая сознательно используется как инструмент культивирования в украинской среде комплекса неполноценности, навязывания украинцам российских имперских стереотипов мышления, искажения их национального сознания. Тот факт, что эту идеологему повторяют и некоторые украинские политологи и политики, не придает ей большей убедительности и не делает чести тем, кто ее озвучивает.
Непредубежденный анализ свидетельствует, что принятый 24 августа 1991 года Акт провозглашения независимости Украины был не единовременным случайным событием, а результатом и этапом напряженной борьбы украинцев за восстановление национальной государственности в новейший период современной истории.
В истории борьбы украинской нации за свою независимую государственность в одном ряду с Актом провозглашения независимости Украины стоит Декларация о государственном суверенитете Украины, принятая 16 июля 1991 года, и Всеукраинский референдум, проведенный 1 декабря 1991 года в поддержку государственной независимости Украины.
Указанные три события стали знаковыми, выдающимися и определяющими этапами этой борьбы. В период до, между и после 16 июля 1990 года, 24 августа и 1 декабря 1991 года происходил сложный процесс развития, утверждения и широкого международного признания украинского независимого государства.
ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Характерный признак процесса современного украинского державотворчества заключался в том, что он происходил в условиях мира, имел эволюционный характер и начался в конце прошлого века в период общего кризиса мировой коммунистической системы. Наиболее выразительно она проявилась на европейской периферии системы.
Ее основное звено — Союз ССР — казался тогда прочным монолитом. Миф о монолитности СССР культивировался в советских образовательных заведениях всех уровней и поддерживался целенаправленной и мощной коммунистической пропагандой, постоянным объектом которой было все общество. Тем не менее, на самом деле система, построенная большевиками в начале прошлого века и олицетворяемая СССР, исчерпала свой ресурс, поскольку по своей природе была саморазрушительной. Конструкция СССР как тоталитарной коммунистической империи, в которой монополия на власть принадлежала КПСС, противоречила основной объективной закономерности мироздания и организации общества — принципу разнообразия. Стратегические цели коммунистической власти в СССР были утопическими и противоестественными, а средства их достижения противоправными и антигуманными.
Функционирование существующей в СССР коммунистической системы обеспечивалось высоким мобилизационным потенциалом тоталитарной власти, которая своими решениями, поддерживаемыми перманентным применением широкомасштабных репрессий, могла бесконтрольно использовать колоссальные человеческие и природные богатства страны для достижения определенных целей.
Применяемые в СССР методы управления были весьма затратными и неэффективными, игнорировали реальные потребности граждан и сопровождались массовыми нарушениями прав и основополагающих свобод человека.
С течением времени оказалось, что советская экономика неконкурентоспособна в соревновании с «загнивающим» капитализмом и вместо обещанного тоталитарной властью коммунизма и общего благосостояния в СССР царит хронический дефицит товаров широкого потребления, к которому добавляются продовольственные трудности. В разных регионах страны стали возникать конфликты на этнической почве, учитывая нерешенность национального вопроса.
Вместе с тем, постепенно начал исчезать генетический страх граждан, в котором коммунистическая власть держала их на протяжении десятилетий. Появлялось осознание того, что предотвратить повторение преступлений тоталитаризма, обеспечить благосостояние граждан, соблюдение их прав и основополагающих свобод и удовлетворить национальные нужды народов СССР могут лишь радикальные изменения или слом господствующей системы, превращение СССР из тоталитарной сверхдержавы в союз суверенных государств. Иначе говоря, в конце 80-х — в начале 90-х годов прошлого века начался кризис тоталитарной коммунистической системы СССР, завершившийся ее упадком и исчезновением с исторической арены.
Попытки компартийной верхушки, которую с 1985 г. возглавил М. Горбачев, помощи кризису системы путем ее перестройки были обречены на неудачу, поскольку он и его сторонники стремились сохранить систему, которая проявила свою практическую нежизнеспособность, несостоятельность и историческую обреченность.
Тем не менее, официально провозглашенный ЦК КПСС курс на перестройку был в принципе положительным явлением, поскольку сопровождался официальным отмежеванием тогдашнего руководства КПСС от преступлений ленинско-сталинского коммунистического режима, прекращением политических репрессий, признанием недостатков системы и введением политики гласности. Ее реализация была связана с утверждением свободы слова и относительно свободной критикой коммунистической системы в средствах массовой информации.
Это содействовало оздоровлению общества, появлению в союзных республиках национально-демократических сил. В отдельных союзных республиках, хотя и в разных формах и с разной интенсивностью стали возрождаться, крепнуть и разворачиваться организованные общественные национально-освободительные движения.
Прежде всего, это произошло в прибалтийских республиках, где еще в 1988 году были созданы Литовское движение за перестройку «Саюдис» и Народные фронты Латвии и Эстонии, а республиканские коммунистические партии вышли из состава КПСС.
Важным событием в жизни общества стали выборы депутатов СССР в 1989 году, проведение которых впервые вышло из-под контроля КПСС и вследствие которых в высший орган государственной власти СССР были избраны также представители национально-патриотических сил из разных союзных республик. Трансляция заседаний первого Съезда народных депутатов СССР демонстрировала консерватизм депутатов от КПСС, содействовала невиданной политизации общества и постепенно разрушала стену страха граждан перед коммунистической властью.
Вал критической, а зачастую и откровенно антикоммунистической информации и аналитики в СМИ подрывал уважение и доверие к коммунистической системе как таковой и КПСС и ее тогдашнему руководству в частности. Попытки реформирования КПСС изнутри привели к формированию в ней так называемой «Демократической платформы» и утрате ею монолитности. Позиции КПСС были существенно подорваны, когда 14 марта 1990 года Съезд народных депутатов СССР отменил ст. 6 Конституции СССР, которая определяла компартию как руководящую силу общества, и когда на протяжении марта этого же года в союзных республиках состоялись первые свободные парламентские выборы.
Вследствие этого в отдельных союзных республиках образовались новые легитимные центры власти, в которых были представлены и играли активную роль представители национально-демократических сил и организованных национально-освободительных движений. Именно под влиянием их требований республиканские законодательные органы без всякого согласования с Москвой начали принимать нормативные акты, направленные на утверждение суверенитета союзных республик, значительное ограничение или полную ликвидацию власти союзного центра. Названия, юридические формы и содержание этих актов предопределялись особенностями отдельных республик, историческими традициями, соотношением парламентских политических сил, уровнем их поддержки общественностью. Парламенты республик принимали законы, акты, постановления и декларации о государственном суверенитете. Наиболее распространенным было название «декларация».
Принятие республиками актов о государственном суверенитете, которое продолжалось с ноября 1988 года по декабрь 1990 года, назвали «парадом суверенитетов». Этот процесс охватил все союзные республики и был, скорее, не «парадом суверенитетов», а «войной суверенитетов» союзных республик с суверенитетом СССР, поскольку в республиканских актах провозглашался приоритет республиканских законов над союзными. Первым выстрелом в этой войне была принятая 16 ноября 1988 года Верховным Советом Эстонской ССР Декларация о суверенитете Эстонской ССР, которая устанавливала верховенство эстонских законов на территории Эстонии. 18 апреля и 28 июля 1989 года подобные декларации приняли законодательные органы Литовской ССР и Латвийской ССР соответственно. В упомянутых актах в той или иной форме отмечалось, что будущий статус республик в составе СССР должен определяться на договорной основе.
23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял конституционный закон «О суверенитете Азербайджанской ССР». В нем устанавливалось, что Азербайджанская ССР «суверенное социалистическое государство в составе СССР», на всей территории которого действуют ее законы и законы СССР, которые не нарушают суверенные права Азербайджанской ССР.
В начале 1990 года прибалтийские республики декларируют выход из состава СССР. 2 февраля народные депутаты Эстонской ССР всех уровней приняли «Декларацию по вопросу государственной независимости Эстонии», а 23 февраля Верховный Совет Эстонской ССР принимает постановление «О подготовке к государственной независимости Эстонии», в котором предлагалось «вступить в официальные переговоры между СССР и Эстонской ССР о восстановлении независимости Эстонской Республики на основе признания действительности Тартуского мирного договора, заключенного между Эстонией и РСФСР 2 февраля 1920 года».
15 февраля 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принимает Декларацию по вопросу государственной независимости Латвии, в которой говорилось о «необходимости осуществления мероприятий, направленных на преобразование Латвийской ССР в свободное и независимое Латвийское государство», а 4 мая Декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики. Высший законодательный орган постановил:
— объявить декларацию Сейма Литвы от 21 июля 1940 года «О вступлении Латвии в Союз ССР» не имеющей законной силы с момента ее принятия;
— восстановить действие принятой Учредительным собранием 15 февраля 1922 года Конституции Латвийской Республики на всей территории Латвии.
11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принимает Акт о восстановлении независимости Литовского государства и отменяет действие Конституции СССР на территории Литвы.
К прибалтийским республикам присоединяется Грузия. 9 марта 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии». В постановлении, в частности, отмечалось, что Верховный Совет Грузинской ССР стремится к аннулированию последствий нарушений договора между Грузией и Советской Россией от 7 мая 1920 года для Грузии и к восстановлению прав Грузии. Предлагалось начать переговоры о восстановлении независимого грузинского государства.
Акты, принятые высшими законодательными органами трех прибалтийских республик и Грузии угрожали вызвать цепную реакцию и привести к дезинтеграции Союза ССР. В них материализовалась мощная антиимперская и антикоммунистическая тенденция, которую возглавляемое М. Горбачевым руководство Союза ССР пыталось нейтрализовать.
Принятый 14 марта 1990 года Верховным Советом СССР закон, которым КПСС лишалась монополии на власть и вводилась многопартийность, учреждал пост президента СССР. Согласно этому закону президент имел статус главы советского государства с чрезвычайно широкими полномочиями.
С 15 марта 1990 года функции президента СССР стал выполнять М. Горбачев, оставаясь Генеральным секретарем КПСС. Таким образом, в руках одного человека были сконцентрированы мощные властные и политические рычаги.
В течение апреля — мая 1990 года М. Горбачев как президент СССР подписал ряд принятых Верховным Советом СССР законов, призванных обеспечить сохранение Советского Союза, а именно «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (3 апреля 1990 года), «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» (10 апреля 1990 года), «О размежевании полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» (26 апреля 1990 года), «О свободном национальном развитии граждан СССР, которые живут за пределами своих национально-государственных образований или не имеют их на территории СССР» (26 апреля 1990 года), «О гражданстве СССР» (23 мая 1990 года).
Вместе с тем М. Горбачев активно поддержал идею разработки проекта нового Союзного договора, который должен был стать инструментом реформирования СССР, а, значит, альтернативой его дезинтеграции.
На фоне этих событий ситуация в Украине развивалась медленнее, прежде всего, из-за того, что учитывая ее важность для существования советской империи в республике на протяжении десятилетий происходило систематическое уничтожение национально-сознательной элиты, а республиканский сегмент коммунистической системы выстраивался с большим запасом прочности. Память миллионов людей, особенно в Западной Украине, хранила ужасы тотальных довоенных и послевоенных широкомасштабных репрессий, связанных с именем Сталина и направленных, прежде всего, против участников национально-освободительных движений и украинского ведущего слоя. После смерти Сталина в 1953 году советские карательные органы продолжали выборочно применять жесткие и жестокие карательные меры к диссидентам, в частности членам Украинского Хельсинского союза. Вопреки заявлениям М. Горбачева, что в СССР нет политических заключенных, уже в перестроечные времена в пермском концлагере был замучен выдающийся украинский поэт Василий Стус (сентябрь 1985 года). Освобождение большой группы украинских политических узников состоялось весной 1987 года, а Л. Лукьяненко, Ю. Бадзьо, М. Горбаль, Б. Климчак и другие увидели свободу только в конце 1988 года.
Руководство КПУ, возглавляемое В. Щербицким, декларируя поддержку курса КПСС на перестройку, пыталось противодействовать политической активности граждан, не допустить образования свободных неподконтрольных компартии общественных объединений, сопротивлялось демократизации общественной жизни и выступало за сохранение СССР.
Вопреки этому в Украине пробуждались национально-демократические силы, наиболее активные представители которых сплачивались в разные культурологические объединения. Первыми такими объединениями, возникшими в столице, были Украинский культурологический клуб (1987 год), украиноведческий клуб «Спадщина» (1987 год), Общество украинского языка (1988 год), Народный союз содействия перестройке (1988 год) и др. Во Львове действовало «Товариство Лева». Создание подобных обществ, общин, объединений приобретало массовый характер и охватило все крупные города Украины. Их требования на начальном этапе были направлены преимущественно против осуществляемой коммунистическим режимом политики русификации, которая в 80-х годах прошлого века приобрела такие опасные масштабы, что возникла реальная угроза самому существованию украинской нации.
Стала публичной деятельность преследуемого и загнанного в свое время в подполье Украинского Хельсинского союза, который позиционировал себя как «федеративное объединение самоуправляемых правозащитных групп и организаций в областях, районах, городах Украины и за ее пределами». 7 июля 1988 года на митинге во Львове был принят ее программный документ — Декларация принципов УХС. Декларация была политическим манифестом, в котором четко провозглашалось, что «восстановление украинской государственности, которая сегодня существует только на бумаге, было бы основной устойчивой гарантией обеспечения экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав как украинского народа, так и национальных меньшинств, живущих на территории Украины».
В Декларации, впрочем, отмечалось, что УХС будет пропагандировать «выработку Конституции СССР и конституций республик на новой основе» и предлагать «создание на союзном уровне только координационных органов, передав непосредственно суверенным республикам всю полноту руководства экономической, политической и культурной жизнью». Такой осторожный подход УХС к восстановлению украинской государственности был обусловлен тем, что в то время позиции руководства КПУ оставались довольно прочными, карательная система не была демонтирована, в обществе все еще царил синдром страха, общественное сознание большинства граждан было травмировано многолетним действием коммунистической пропаганды, и они не были готовы к поддержке слишком радикальных идей. В этих условиях было необходимо не давать формальных оснований для обвинений в антисоветизме и антикоммунизме, дискредитации УХС, осуществлении против нее и ее членов новых репрессий под предлогом борьбы с буржуазным национализмом и сепаратизмом, а также для дезинформирования и запугивания общества.
Возрастающее количество и активность общественных объединений, целью которых было национально-государственное возрождение Украины, ставило на повестку дня вопрос координации их деятельности и создания единой массовой общественной организации на общенациональном уровне. Ею стал «Народный Рух Украины за перестройку», организационное оформление которого состоялось в сентябре 1989 года на Учредительном съезде, созванном в Киеве.
Главная триединая цель НРУ заключалась в следующем: 1) прекращение процесса разрушения украинской Украины; 2) создание предпосылок для выхода Украины из Союза ССР: и 3) восстановлении ее независимости мирным парламентским путем.
Первая программа Руха, подобно Декларации УХС и по тем же причинам, не ставила прямого и безоговорочного требования выхода Украины из состава СССР. В ней подчеркивалось, что «национально-государственное строительство в республике может осуществляться с целью утверждения государственного суверенитета Украинской ССР» и, что вследствие конституционной реформы «Союз ССР должен стать Федеративным союзом действительно суверенных государств на принципах полного равноправия всех его субъектов».
Создание Руха и вся его деятельность сопровождалось организацией массовых народных акций, которые содействовали повышению политической активности общества, пробуждению национального сознания граждан и восприятию ими идеи национальной независимости Украины. Среди таких акций можно назвать митинг возле Республиканского стадиона в Киеве, который состоялся 13 ноября 1988 года и в котором приняли участие несколько десятков тысяч человек со всей Украины; перезахоронение на Байковом кладбище 19 ноября 1989 года замученных в концлагерях украинских патриотов Ю.Литвина (умер в сентябре 1984 года), О.Тихого (умер в мае 1984 года) и В. Стуса (умер в сентябре 1985 года), которое вылилось в многотысячную траурную процессию по улицам Киева; живая цепь Киев — Львов 21 января 1990 года, участниками которой было до одного миллиона граждан; грандиозное празднование 500-летия украинского казачества в августе 1990 года, которое состоялось в Запорожье с участием около трехсот тысяч человек; студенческую «революцию на граните» осенью 1990 года, которая привела к отставке правительства Масола, и др.
Упомянутые и другие мероприятия были демонстрацией широкой общественной поддержки Руха, которая стала решающим фактором успеха национально-демократических сил на выборах в Верховный Совет 4 марта 1990 года. Накануне выборов Рух и идейно близкие к нему организации образовали Демократический блок. По его спискам в Верховный Совет Украинской ССР 12 созыва было избрано 111 из 442 избранных депутатов. Это был значительный успех национально-демократических сил, учитывая, что выборы, хотя и были альтернативными, происходили в условиях однопартийной системы (положение Конституции СССР о руководящей роли КПСС было отменено уже после выборов) и монополии КПУ на средства массовой информации.
В результате мартовских выборов 1990 года в Украине впервые был сформирован демократически избранный парламент, который вскоре и принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. Инициаторами разработки Декларации о государственном суверенитете Украины стали депутаты, которые были избраны по спискам Демократического блока. Преобладающее их большинство составляли руководители и активисты НРУ, а часть из них, в частности, Г. Алтунян, Б. Горынь, М. Горынь, И. Калинец, Л. Горохивский, Л. Лукьяненко, Б. Ребрик, С. Хмара, В. Чорновил, О. Шевченко, представляли бывшие политзаключенные.