Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская Вандея: заброшенные регионы

Чтобы сделать невозможным раскол страны, официальному Киеву надо, наконец, уделить серьезное политическое и идеологическое внимание Донбассу и Крыму
5 марта, 2014 - 11:33
МИТИНГ ВОЗЛЕ ДОНЕЦКОЙ ОГА. 1 МАРТА 2014 г. / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМОЧЕНКО

С момента побега Виктора Януковича немало писали и говорили о том, что Кремль ведет активную работу со сторонниками экс-президента Януковича в ряде регионов Украины. Стратегическая цель этого — или восстановить власть Януковича во всем Украинском государстве, или, в крайнем случае, начать гражданскую войну и с ее помощью оторвать от Украины часть территорий. Понятное дело, такие масштабные акции невозможны без масштабной поддержки со стороны значительной части населения определенных регионов. И такая поддержка существует, что засвидетельствовали события последних дней — к счастью, на уровне десятков, возможно, сотен тысяч, а не миллионов людей. Иначе говоря, в определенных регионах Украины до сих пор хватает любителей жить по неосоветским  предписаниям, любить тоталитаризм, ненавидеть демократию и петь немного модифицированный гимн СССР, который теперь является гимном путинской России.

А это значит, что эти регионы можно назвать украинской Вандеей.

Напомним, что Вандея — это французский департамент, который во время Великой революции в 1790—1796 годах стал центром и символом контрреволюционного сепаратизма. С тех пор так стали называть самые реакционные территории той или иной страны, которые угрожают общенациональному прогрессу.

При этом термин «Вандея» в отношении определенных регионов Украины — не наша выдумка. Так называют эти регионы сами  демократически настроенные жители их. Скажем, Вандеей Украины Донбасс считает донетчанин Павел Амитов. Он пишет: «Приходится с большим сожалением констатировать: основной ударной силой Донецкой мафиозной группировки, заполняющей антимайданы и разгоняющей Евромайданы, является молодежь. Можно называть ее представителей по-разному, но именно «титушки», янучары, гопники, гопота, хунвейбины правят бал на улицах и площадях Донецка. Они понятия не имеют об истории и значении нацепленных на них георгиевских ленточек, но можно не сомневаться: если, как в Крыму, хозяева Донбасса начнут формировать что-то вроде «народного ополчения» для отпора «бандеровской агрессии», то зомбированные и развращенные местной властью дети шариковых и внучки чугункиных, как всегда, не задумываясь и, как всегда, послушно заполнят ряды маршевых рот.

Обо всем этом старым-новым киевским властям необходимо задуматься в первую очередь... С Донбассом надо работать. Работать очень плотно, систематически, принципиально, целенаправленно и в перспективе положительно. Тогда и Донбасс будет в состоянии отряхнуть прах старого совкового, комуняцкого, мафиозного мира не только со своих ног, но и вытрясти весь этот мусор из своих прокомпостированных мозгов».

В прошлом году в мае социологическая группа «Рейтинг» опубликовала данные всеукраинского социологического опроса с разбивкой по регионам. Ответ «Украине не хватает сильной руки» дали в Донбассе 68% опрошенных, на вопрос «Не хватает демократии» — только 14%. В таких ориентациях Донбасс делит первенство по стране с южным регионом. А вот в стремлении усиления цензуры Донбасс — беспрекословный чемпион: ответ, что «Украине не хватает большей цензуры» дали 43% респондентов (южный регион — 33%, восточный — 28%), тогда как на вопрос «Не хватает свободы слова» ответили только 24% его жителей. Такие же «чемпионские» показатели зафиксировал и ответ на вопрос о плановой и рыночной экономике. 50% опрошенных в регионе — за возвращение к плановой экономике, и только 31% — за развитие рыночных отношений (в южном регионе, например, несмотря на всю местную специфику, обратная картина — 33% против 45%). При этом 44% опрошенных граждан Украины не жалеют о распаде в 1991 году Советского Союза, зато 41% жалеет. Донбасс в этом контексте выглядит вполне прогнозируемо: здесь сожалеет за распадом СССР 57% опрошенных (высший по стране показатель), не сожалеет — 21% (самый низкий показатель по стране). Так же и с другими показателями...

Конечно, существуют объективные основы такого состояния дел, в первую очередь, состав населения, полная отчужденность этих земель от остальной Украины, однако, главное — это все же субъективный фактор, политика официального Киева, которая способствовала негативным тенденциям и ограничивала позитивные, облегчая влияние  Кремля, который сделал ставку если не на расчленение, то на максимальное ослабление внутреннего единства Украинского государства. Именно поэтому Донбасс и Крым превратились в регионы с наиболее сильными наклонами к противостоянию местных элит с центром, с целой Украиной. Однако, если бы шла речь только об элитах, ситуация менее угрожала бы, но местная власть названных регионов приложила огромные усилия к привлечению к этой конфронтации с остальной страной широкой общественности, всячески распространяя настроения фронды в массах не без активного участия Москвы и ее креатуры на юго-востоке.

Однако сама местная верхушка вряд ли справилась бы с такими сверхтяжелыми задачами без осознанной или неосознанной помощи со стороны центральной власти. Например, Леонид Кучма бережно выращивал донецкий политически- олигархический клан, потому что тот обеспечивал ему нужное количество голосов на выборах. В свою очередь, за помощь центральной номенклатуре клан у себя дома мог делать абсолютно все, не опасаясь ответственности. Виктор Ющенко отдал в Донбассе и Крыму всю власть своим оппонентам во время Оранжевой революции в обмен на видимую, чисто формальную лояльность и поддержание определенного покоя на территориях. Таким образом, где-то с середины 1990-х до 2010 года были обеспечены почти идеальные условия для формирования в Донбассе и Крыму специфических цивилизационно-политических сил.

В Донбассе местная власть настойчиво формировала «донбасскую идентичность», внушая населению настроения собственной «богоизбранности» (достаточно вспомнить публичное заявление известного донбассовца Иосифа Кобзона о том, что ошибаются те, кто считает, что избранный народ в Израиле, в действительности он живет в Донбассе), особого призвания, превосходства сравнительно с другими украинцами, бездельниками и лентяями, которые сидят на шее трудового Донбасса, питаясь эксплуатацией тамошних шахтеров, металлургов и машиностроителей. Мол, «Донбасс кормит Украину!».

Конечно, никто из местной номенклатуры не вспоминал об отсталой советской промышленности этого депрессивного региона, о том, что его угольная отрасль еще не обанкротилась за счет дани, которая собирается со всей Украины в виде дотации в поддержку этой нерентабельной отрасли (в последнем году в сумме 13,3 миллиарда гривен). Ни один другой регион Украины таких дотаций не имеет. В то же время активно воспитывалась ненависть и пренебрежение к другим украинцам, в первую очередь западным, формировалось убеждение, что люди труда — это Донбасс, а Киев, Львов, Одесса, Житомир и так далее — это «города — паразиты». Одна пани, городской голова Славянска на Донбассе, публично заявляла, что Западная Украина живет за счет налогов, которые платят жители шахтерского края. Сознательно замалчивалось, что миллионы западных украинцев работают в Евросоюзе и за океаном и обеспечивают Украине больше валютных поступлений, чем Донбасс с его олигархами и их офшорными «схемами».

Ни Кучма, ни Ющенко пальцем не пошевелили, чтобы прекратить этот процесс антиукраинского идеологического воспитания дончан.

Приблизительно такой же путь проходил Крымский полуостров, где все было отдано на откуп российским и пророссийским СМИ, а Украинское государство в лице ее президентов и правительств придерживалось нейтралитета в этой идеологической войне, в отличие от официальной Москвы, которая оказывала всестороннюю помощь своим сторонникам из Крымской автономии и Севастополя.

Однако Донбасс и Крым (первый как финансово-политическая сила, а второй — как в первую очередь идеологический ресурс коммуно-имперского образца) за определенное время должны были почувствовать ограниченность своей территориальной локализации и пересечь региональные границы для политической атаки на Киев и всю Украину. Официальный Киев не заботился о поддержании нормального идейно-политического климата в этих двух особых регионах, а это означало, что рано или поздно эти регионы возьмутся за столицу и всю Украину. Первая попытка похода украинской Вандеи на столицу была в 2004 году. Временный триумф был достигнут в 2010-м.

За невнимание официального Киева времен Кучмы и Ющенко к Донбассу и Крыму украинские патриоты зимой в 2014 году заплатили очень дорого. Сначала один из организаторов Антимайдана, депутат от Севастополя Вадим Колесниченко, привез в столицу из юга, по его собственным словам, тысячу бывших морских пехотинцев, десантников и спецназовцев, которые пытались установить в Киеве атмосферу страха и террора. Потом крымский, севастопольский и донецкий «Беркут» показали себя в полную силу.

Однако и на Донбассе, и на крымском полуострове есть проукраинские силы. Их не так мало. И они в последнее время наглядно засвидетельствовали свою активность, несмотря на все неблагоприятные обстоятельства. Другое дело, что до 2010 года официальный Киев предпочитал их не замечать, не принимать во внимание, изолируя их таким способом от остальной Украины, превращая в забытую украинскую диаспору, более забытую, чем где-то в  Аргентине или Бразилии. А с 2010 года на них началось откровенное давление, потому что эти силы критически относились к тогдашней власти. Да и оппозиция без боя отдала эти регионы оппонентам, потому что там нужно работать особенно настойчиво, жертвенно, не  рассчитывая на быстрый успех. Поэтому украинцев Донбасса и Крыма (не только этнических, но и политических) бросили один на один с местными кланово-олигархическими группировками и промосковскими структурами.

Однако в 2013 году в Крыму и на Донбассе люди, рискуя, вышли на улицу в поддержку Евромайдана. Может, после смены власти официальная Украина, наконец, поддержит этих людей и таким образом поддержит свою соборность?

Может, и известная украинская интеллигенция начнет, наконец, ездить в Крым, даже если сепаратисты там временно одержат верх, не только на пляж, а заодно станет посещать и Донбасс? Все эти годы хватало провокационных заявлений со стороны некоторых литераторов о «самоопределении» тех территорий, где трудно продвигается украинская идея; все это сыграло на руку деятелям Вандеи и Кремлю, ослабляя проукраинские силы на этих украинских территориях.

Чтобы сделать невозможным раскол Украины, официальному Киеву, где медленно утверждается новая власть, гражданскому обществу, украинским не только по названию СМИ и независимым интеллектуалам и деятелям культуры надо, наконец, уделить серьезное политическое и идеологическое внимание Донбассу и Крыму, потому что от этого в значительной мере зависит будущее всего государства.

Сергей ГРАБОВСКИЙ, Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ