На днях в книжном магазине «Є» состоялась встреча с экс-председателем Конституционного суда Республики Польша, а в настоящее время — директором Института общественного сектора и общественной политики Университета Лазарского в Варшаве Ежи Стемпенем. На повестке дня — правовые особенности финансирования политических партий в Польше.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ В ПОЛЬСКОМ ОБЪЕКТИВЕ
Ключевым тезисом выступления стало утверждение, что без партий невозможно функционирование демократии как таковой. Польский гость также отметил, что без денег политику делать нельзя: «Выборы происходят не ежедневно, а дальше партиям нужно на что-то жить». Именно поэтому свой рассказ пан Стемпень начал с того, что к финансированию политических партий существует два подхода. Первый — европейский, когда партии преимущественно финансируются из государственного бюджета. Второй — американский, где не исключена возможность серьезного поручения частных средств для финансирования политических сил. Республика Польша как член Европейского Союза является сторонником первого подхода и финансирует свои политические партии из государственного бюджета.
Ежи Стемпень отметил, что Украина, как и Польша, является членом Совета Европы, а там существует практика так называемого мягкого законодательства, когда СЕ составляет определенные рекомендации для стран-членов организации. Одной из них является Рекомендация Совета Европы от 8 апреля 2003 года. Статья 1 данного документа гласит о том, что «государство должно оказывать поддержку политическим партиям», а раздел IV Рекомендации отмечает необходимость ежегодной отчетности политических партий относительно их бухгалтерских операций и отображения всех пожертвований (их характеристика и стоимость), полученных партией. Политические партии Польши, например, ежегодно делают отчет за прошедший год и подают его в Государственную избирательную комиссию, которая выступает в роли независимого аудитора и проверяет данные, указанные в документе. Если отчет был составлен неправильно — партия не получает государственных дотаций на свое существование и живет исключительно на средства из собственного фонда.
Впрочем, Ежи Стемпень также отметил, что и в системе государственного финансирования партий есть определенные пробелы, среди которых — несовершенная технология проверки расходов политсил и недостаточное количество инструментов для борьбы с практикой незаконного финансирования партий. Последняя, по его мнению, носит в основном формальный характер.
СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ
Что же касается украинских реалий, то в отечественном законодательстве существует правовая база, которая регулирует финансирование партий и отдельных кандидатов. Впрочем, публичное обнародование информации относительно фактического финансирования партий и индивидуальных кандидатов, с одной стороны, почти не выполняется, а с другой — основательно не проверяется на возможность недобросовестного составления финансового отчета за прошлый год.
Два года тому назад на парадоксальную ситуацию в Украине (невзирая на имеющуюся правовую базу, государству не удалось имплементировать правило политического финансирования.) обратили внимание и международные эксперты: в отчете «Global Integrity Report: 2011», исследовавшем эффективность контроля денежных потоков в политике и механизмы предотвращения коррупции в 31 стране, Украина оказалась в конце рейтинга. Для примера, согласно последним данным общественного движения «ЧЕСТНО», всего лишь 183 из 444-х народных депутатов Украины, в отведенный законом срок, опубликовали свои декларации. Что касается парламентских партий, то на сегодня все пять обнародовали свои финансовые отчеты за 2012 год.
Напомним, в соответствии с Законом Украины «О политических партиях», информацию о доходах, расходах и имуществе партии политсилы обязаны ежегодно публиковать в общегосударственных средствах массовой информации до конца I квартала текущего года. Однако их содержание и детализация желают быть лучше, а механизмы проверки указанной там информации — такими, которые функционируют не только на бумаге, но и на практике.
Следовательно, согласно официальным данным финансовых отчетов о доходах, расходах и имущественном состоянии пяти политических сил, рейтинг самых богатых парламентских партий Украины является таким:
1 место — Партия регионов:
доходы — больше 325 млн грн;
расходы — свыше 315 млн грн.
2 место — ВО «Батьківщина:
доходы — почти 115 млн грн;
расходы — больше 114 млн грн.
3 место — Коммунистическая партия Украины:
доходы — свыше 112 млн грн;
расходы — выше 110 млн грн.
4 место — «УДАР»:
доходы — больше 43 млн грн;
расходы — свыше 41 млн грн.
5 место — ВО «Свобода»:
доходы — свыше 27 млн грн;
расходы — больше 25 млн грн.
Среди названных политических сил только ВО «Свобода» в своем финансовом отчете детализировала партийные расходы, как того требует законодательство ряда европейских стран. А четыре из пяти политических партий опубликовали свои финансовые отчеты в припартийных СМИ, а не общенациональных популярных медиа.
Все дело в том, что Закон Украины «О политических партиях» гласит о том, что свой финансовый отчет каждая из них должна публиковать в общегосударственных медиа, но не конкретизирует, в каких именно, что позволяет политическим силам трактовать эту норму на свой манер. К тому же данные о финансовых «донорах» отечественные политические партии умело скрывают от своих избирателей. Так, в официальных отчетах политсил говорится о так называемых добровольных пожертвованиях, без конкретизации конкретных сумм и названия имени каждого «благотворителя».
Однако такое «умалчивание», прежде всего, не на руку самим объединениям. Ведь практика, когда партии привлекают средства от обычных граждан, а не от богатых анонимных «доноров», распространена во всем мире. Это помогает избегать зависимости или политического давления со стороны самых весомых «доноров» и делает политиков намного ближе и более открытыми к своим избирателям.
КОММЕНТАРИИ
«ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА В УКРАИНЕ ДОЛЖНО ОТКРЫТЬСЯ ОКОШКО ДЛЯ ЭТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»
Владимир ФЕСЕНКО, политолог:
— Польский опыт во многом коррелирует с практикой ряда европейских стран. Однако в Украине уже была попытка перейти на государственное финансирование, даже утвердили соответствующие законодательные изменения, но у нас не достаточно принять правильный закон — нужно, чтобы он действовал. Во-вторых, у нас, к сожалению, всегда существует параллельная практика: как в экономике, так в социальной и политической сферах. Ведь у политика, как и в экономике, можно говорить о существовании теневой сферы. Есть теневое финансирование и к этому причастны все политические силы: не только правящие, но и оппозиционные. И вот здесь мы начинаем касаться парадоксов.
Например, если сейчас, в нынешних условиях, при нынешней политической власти воплотить в жизнь хотя бы некоторые формы прозрачного финансирования и государственного контроля над деятельностью политических партий, то это могло бы уничтожить нынешнюю украинскую оппозицию. Поэтому мне кажется, что этот очень интересный и важный опыт Польши и других стран Европы в Украине можно будет воплощать лишь через определенное время, когда в результате кардинальных политических изменений откроется окно для этической политики.
«...СТРАНЕ НЕОБХОДИМЫ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕФОРМЫ»
Сергей ТАРАН, политолог:
— Во-первых, использование европейского опыта в Украине невозможно отдельно, то есть без связи с другими законами, которые нужно разрабатывать параллельно. Однозначно, сначала нужно бороться с коррупцией, искоренить выборочное правосудие и заставить правоохранительные органы работать по законам, а не согласно пожеланий правящей политической силы. Во-вторых, чрезвычайно важно понимать, что прозрачное финансирование политических сил требует еще определенного ограничения в тех средствах, которыми они могут оперировать. В Польше, например, существуют ограничения относительно того, какую сумму денег партии могут тратить на избирательную кампанию. И это правильно, потому что финансирование должно создавать равные условия для участия граждан в политической кампании.
Третье: существует еще одна большая проблема — государственное финансирование создает определенные проблемы для новых политических сил. Мы в настоящий момент все говорим о том, что Украине необходимо обновление политики, о том, что должны прийти новые политические силы, но не забываем, что государственное финансирование по такой модели создает определенные преимущества для старых политических сил. Поэтому это проблема, которую тоже нужно будет решать. И наконец, последнее: государственное финансирование должно предусматривать контроль за прибылями и расходами отдельных политиков — это то, чего у нас нет ни на уровне культуры, ни на уровне законов.
Поэтому, подытоживая, если мы говорим о прозрачности финансирования политических сил, нужно понимать, что это должна быть комплексная реформа, которая будет включать ряд факторов и мы должны думать о тех последствиях, которые эти новации будут иметь для украинского общества.